double arrow

Метод административного права


Метод правового регулирования – способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений.

В отраслях права могут быть использованы в качестве средства правового регулирования такие юридические возможности как:

предписание - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовыми нормами;

запрет (фактически также предписание, но иного характера) – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренные правовыми нормами;

дозволение - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовыми нормами, те или иные действия, либо воздерживаться от их совершения по своему усмотрению.

Все обозначенные юридические возможности могут быть использованы различными отраслями права, как по отдельности, так и в совокупности. В тоже время представляется достаточно проблемным определить тяготение административного права к той или иной форме. Так, например, гражданское право со свойственной ему диспозитивностью, однозначно тяготеет к дозволениям, уголовное право – к запретам. Тогда как административное право использует в качестве средств правового воздействия и запреты, и дозволения, и предписания. Если мы обратимся к Федеральному закону “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, то увидим, что в нем содержатся запреты и ограничения, связанные с государственной службой. Так, государственному служащему запрещается заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой[52].

Административно-правовое регулирование - форма юридического опосредования отношений, которые предполагают подчинение управляющей воле. Следовательно, административно-правовое регулирование рассчитано, прежде всего, на такие общественные отношения, в которых исключается равенство участников.

Выделяют следующие особенности административно-правового регулирования:

- использование таких правовых средств распорядительного типа, как предписания, находящих выражение в том, что одной стороне регулируемых отношений предоставлен объем властных юридических полномочий, адресуемых другой стороне, которая обязана им подчиняться;

- односторонность властного юридического волеизъявления одного из участников отношений;

- специфическая связь между управляющими.

Таким образом, суть методов административного правового регулирования управленческими общественными отношений может быть сведена к следующему:

- установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным соответствующей административно-правовой нормой (несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридических последствий, на достижение которых ориентирует норма);

- запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, административной ответственности);

- предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой («жёсткий» вариант дозволения);

- предоставление возможности действовать по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях («мягкий» вариант дозволения).

Государственное управление и исполнительная власть

Очень часто административные отношения называют управленческими. Латинский термин «administracio» стал средством характеристики определенного вида деятельности – управления.

Управление – универсальный и необходимый элемент окружающего нас мира, представляющий собой организующую деятельность людей, которая осуществляется для достижения определенных целей[53]. По своему содержанию управление – целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект. В настоящее время общепризнаны следующие виды управляемых систем: механические, биологические, социальные. Из трех выше обозначенных систем мы остановимся на социальной сфере.

Социальное управление – это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами в человеческом обществе. Именно управление обществом есть управление людьми, социальными отношениями. Социальное управление подразделяется на два вида: государственное (управление делами государства) и негосударственное (управление делами частных организаций, общественных формирований и т.п.). Волевой характер социального управления находит одно из своих непосредственных выражений в соподчиненности волеизъявлений людей, являющихся участниками управляемых социальных процессов. Оно есть там, где присутствует совместная деятельность людей, например, отдельный скрипач сам управляет собой, а оркестр нуждается в дирижере. Развитие отрасли - административное право связано с анализом государственного управления.

Государственное управление, в широком смысле слова, - управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной).

Государственное управление, в узком смысле слова, - исполнительная деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе.

Место и роль государственного управления в механизме государственной власти определяются следующими характеристиками:

- конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти;

- деятельность исполнительно-распорядительного характера;

- прерогатива специальных субъектов, органов государственно управления, подзаконная деятельность, то есть вторичная по отношению к законодательной деятельности.

Особенности государственного управления как вида государственной деятельности состоят прежде всего в его специфическом назначении – исполнении, то есть проведении в жизнь требований законов. Отсюда четко вырисовывается исполнительный характер такой деятельности[54]. В силу того, что Конституция РФ 1993 г. провозгласила принцип разделения властей, вместо термина «государственное управление» ею был введен термин «исполнительная власть». Рассмотрим соотношение этих двух понятий.

Для исполнительной власти характерны следующие черты:

- исполнительная власть относительно самостоятельная ветвь единой государственной власти РФ, тесно взаимодействующая с законодательной и судебной;

- исполнительная власть осуществляет правоприменительную деятельность;

- исполнительная власть имеет определенное субъективное выражение, т.е. олицетворяется в деятельности специальных субъектов - органов исполнительной власти;

- исполнительная власть реализуется на началах федерализма.

Понятие «государственное управление» - более широкое по сравнению с понятием «исполнительная власть». Понятие исполнительная власть, в известном смысле, производна от государственного управления. Она призвана определить объем и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности. С другой стороны, государственное управление - это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Исполнительная власть, по существу, составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая, прежде всего, ее функциональную (исполнительную) направленность.

Соответственно все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления. Однако далеко не все такого рода звенья могут быть субъектами в ее исполнительной власти в ее конституционном смысле.


Сейчас читают про: