Время: 45 минут
1. Повесьте лист ватмана с надписью «Согласен» с одной стороны стены учебной аудитории, второй лист ватмана с надписью «Не согласен» повесьте на другой стороне стены, третий лист ватмана с надписью «Не знаю» повесьте посередине.
2. На другом листе ватмана напишите два противоречивых утверждения, которые вызовут сильную положительную и сильную отрицательную реакцию слушателей. Вы должны будете выбрать эти утверждения, исходя из обстоятельств. Преподаватели предыдущих семинаров успешно использовали следующие утверждения:
· Предмет «Половое воспитание» необходимо включить в учебные программы начальной школы (с первого по шестой классы).
· Вы работаете главным врачом отделения скорой помощи или травматологического пункта местной больницы. Вы узнали, что у одной из медсестер положительная ВИЧ-реакция. Поэтому вы ее уволили.
3. Объясните, слушателям, что задание 1 – это своего рода «разминка» к занятию по разработке текста сообщения кампании по адвокации. Расскажите слушателям, что им предстоит отработать навыки воздействия на общественное мнение и основные методы убеждения.
|
|
4. Покажите три плаката на стене и объясните, что на них схематично представлен весь диапазон общественных мнений от «Согласен» до «Не согласен». Слушатели должны представить, что они участвуют в общественном опросе. Сообщите слушателям, что вы будете вслух читать утверждения, и что они должны будут выразить свое мнение, став ближе или дальше к тому плакату, который соответствует их точке зрения. При этом не нужно становится непосредственно у плаката, слушатели должны встать в той точке, которая более всего соответствует их убеждениям. Слушатели должны отреагировать непосредственно на прозвучавшие высказывания, не задавая уточняющих вопросов и ничего не меняя в формулировках.
5. Прежде чем вы прочитаете первое высказывание, убедитесь, что все слушатели правильно поняли условия выполнения задания.
6. Прочитайте первое сообщение медленно и четко, так, чтобы все правильно расслышали текст. Прочитайте высказывание медленно второй раз. Попросите слушателей занять место вдоль стены с плакатами в соответствии с их точкой зрения.
7. После того, как все слушатели займут места, соответствующие их точке зрения, объясните, что цель этого задания - получить практические навыки в умении убеждать. Те слушатели, которые заняли места рядом с плакатом «Согласен(на)» или «Не согласен(на)», постараются убедить тех, кто занял места рядом с плакатом «Не знаю», перейти на свою сторону. Если один из слушателей изменит свое мнение во время этого упражнения, то слушатель должен перейти в соответствующую группу.
|
|
8. Обратитесь сначала к тем слушателям, которые заняли места под плакатом «Согласен». Попросите одного или двух слушателей аргументировать свою точку зрения, чтобы убедить тех, кто занял места рядом с плакатом «Не знаю». Проверьте, готовы ли некоторые из них изменить свою точку зрения и перейти в другую группу.
9. Затем пригласите выступить одного или двух слушателей, кто занял места рядом с плакатом «Не согласен», попросив их привести аргументы в защиту своей точки зрения и также убедить в своей правоте тех, кто колеблется.
10. В заключение, спросите слушателей, оставшихся у плаката «Не знаю», почему они не перешли в другие группы, и готовы ли они вообще изменить свой взгляд на данную проблему.
Рекомендации для преподавателя. Во время дискуссии внимательно следите за тем, чтобы она не перешла в слишком жаркий спор. Если атмосфера накалится, напомните слушателям, что цель этого задания – не обсуждать проблему, а, скорее, убедить ту часть аудитории, которая колеблется.
11. Через пять-десять минут после того, как вы прочитали вслух первое утверждение, остановите обсуждение и прочитайте второе утверждение. Требования к выполнению задания остаются прежними.
12. Через пять-десять минут после того, как вы прочитали вслух первое утверждение, остановите обсуждение и попросите слушателей вернуться на свои места.
13. Спросите у слушателей, чему они научились, выполняя это упражнение. Список рекомендуемых вопросов и возможных ответов приводится ниже.
· Когда вы стояли в выбранной вами группе, чьи методы убеждения заставили вас изменить свою точку зрения? (Постарайтесь выяснить, какие аргументы и какие методы убеждения заставили слушателей изменить точку зрения).
Приведенные факты и цифры.
Примеры из реальной жизни.
Манера убеждать, личное обращение к собеседнику.
Внимание к точке зрения собеседника.
· Пользовались ли выступавшие методами и формами убеждения, которые вас оттолкнули?
Громкий голос, агрессивная манера высказывания.
Преувеличение фактов.
· Если перед вами стоит задача привлечь сторонников, которые поддержат решение проблемы, что будет более эффективным: начать дискуссию с оппонентами или убедить тех, кто занимает нейтральную позицию?
Ответ на этот вопрос зависит от ситуации и может быть разным для разных кампаний адвокации; однако очень часто открытые дискуссии с оппозицией только накаляют обстановку. В некоторых случаях нападки на оппозицию заставляют отдалиться нейтрально настроенную общественность.
· Если часть слушателей с неопределившейся позицией не изменила свою точку зрения, то важно узнать, почему приведенные аргументы для них оказались неприемлемыми и неубедительными.