Экономические преступления

Легализация доходов от преступной деятельности (отмывание) является одним из опаснейших преступлений международного характера. Борьбе с этим преступлением в Европе посвящены:

– Страсбургская Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г.;

– Рамочное решение Евросоюза об отмывании денег, идентификации, выявлении, замораживании или изъятии и конфискации орудий совершения преступления и доходов от преступной деятельности 2001 г.

В соответствии с этой Конвенцией 1990 г.:

– под «доходами» понимается любая экономическая выгода, полученная в результате совершения преступлений. Эта выгода может включать любое имущество;

– «имущество» - это имущество любого вида, вещественное или невещественное, движимое или недвижимое, а также документы, дающие право на имущество или на долю в этом имуществе;

– под «орудиями» понимается любое имущество, используемое или предназначенное для использования любым способом, целиком или частично, для совершения преступления или преступлений;

– «конфискация» есть наказание или мера, назначенная судом в результате судопроизводства по уголовному делу и состоящая в лишении имущества;

– «основное преступление» означает любое преступление, в результате которого были получены доходы, которые легализуют (ст. 1).

Конвенция возложила на государства-участников обязанность в соответствии с принципами своей правовой системы признать преступлениями, связанными с легализацией преступных доходов (отмыванием), следующие деяния:

а) конверсию или передачу имущества, заведомо полученного преступным путем, с целью скрыть незаконное происхождение такого имущества или помочь любому лицу, виновному в совершении основного преступления, избежать негативных правовых последствий своих деяний;

б) утаивание или сокрытие действительной природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения имущества или прав на имущество, заведомо полученного преступным путем;

в) приобретение, владение или использование имущества, заведомо добытого преступным путем;

г) участие или соучастие, покушение на совершение любого из вышеуказанных преступлений, а также помощь, подстрекательство, содействие или консультирование в связи с совершением такого преступления.

При этом в Конвенции оговорено, что при признании вышеуказанных деяний преступными:

а) не имеет значения, подпадает ли основное преступление под уголовную юрисдикцию государства;

б) может быть предусмотрено, что преступления, связанные с отмыванием преступных доходов, не применяются к лицам, совершившим основное преступление.

В соответствии с Конвенцией государства могут рассматривать согласно своему внутреннему праву в качестве преступлений деяния исполнителя, когда он:

а) должен был предполагать, что имущество является преступным доходом;

б) действовал с целью извлечения выгоды;

в) действовал для способствования продолжению преступной деятельности.

В Конвенции подчеркивается, что рассматриваемые преступления носят умышленный характер. Наличие же умысла и мотивов совершения преступления устанавливается на основании объективных реальных обстоятельств дела (ст. 6).

Страсбургской Конвенцией регламентированы вопросы, связанные с обязанностями государства по проведению конфискации орудий или доходов, находящихся на его территории. В этих целях государство:

а) обеспечивает исполнение постановления о конфискации, вынесенного судом запрашивающего государства в отношении этих орудий или доходов;

б) передает запрос своим компетентным органам, чтобы они вынесли постановление о конфискации, и в случае его вынесения, исполняет его.

Конвенция предусматривает для любого государства-участника возможность при необходимости начать судопроизводство по делу о конфискации в соответствии со своим внутренним законодательством (ст. 13).

В Конвенции рассмотрены порядок осуществления конфискации, включая такие моменты, например: если конфискация заключается в требовании уплатить определенную денежную сумму, компетентный орган запрашиваемого государства конвертирует эту сумму в валюту этого государства по обменному курсу, действующему в момент принятия решения об удовлетворении просьбы о конфискации.

Особо подчеркивается, что запрашиваемое государство не может вынести решение о лишении свободы за неисполнение имущественных санкций или принять любые другие меры, ограничивающие свободу какого-либо лица, на основании запроса, сделанного запрашивающим государством, которое конкретно указало это в запросе.

Борьбе с отмыванием преступных доходов посвящена и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.[82], в которой даны следующие понятия, (аналогичные определениям Европейской Конвенции):

а) «имущество» означает любые активы, материальные или нематериальные, движимые или недвижимые, выраженные в вещах или в правах, а также юридические документы или акты, подтверждающие право на такие активы или заинтересованность в них;

б) «доходы от преступления» - это любое имущество, приобретенное или полученное, прямо или косвенно, в результате совершения какого-либо преступления;

в) «арест» или «выемка» есть временное запрещение передачи, преобразования, отчуждения или передвижения имущества, или временное вступление во владение таким имуществом, или временное осуществление контроля над ним по постановлению суда или другого компетентного органа;

г) «конфискация» означает окончательное лишение имущества по постановлению суда или другого компетентного органа;

д) «основное право нарушение» означает любое правонарушение, в результате которого получены доходы, в отношении которых могут быть совершены деяния по их легализации;

е) под «контролируемой поставкой» понимается метод, при котором допускается вывоз, провоз или ввоз на территорию одного или нескольких государств незаконных или вызывающих подозрение партий груза с ведома и под надзором их компетентных органов в целях расследования какого-либо преступления и выявления лиц, участвующих в совершении этого преступления.

Рассматриваемой Конвенцией государства-участники обязываются в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства признать преступными по отмыванию доходов от преступлений следующие деяния, когда они совершаются умышленно:

а) конверсию или перевод имущества, заведомо полученного преступным путем, с целью скрыть или утаить преступный источник этого имущества или с целью оказать помощь любому лицу, совершившему основное правонарушение, с тем чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои деяния;

б) сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежность, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений;

в) приобретение, владение или использование имущества, заведомо полученного преступным путем;

г) участие, вступление в сговор, покушение на совершение любого из вышеуказанных преступлений, а также пособничество, подстрекательство, содействие или дача советов при их совершении.

В Конвенции ООН государствам-участникам рекомендуется легализацию преступных доходов применять к самому широкому кругу основных правонарушений.

При этом каждое государство-участник обязано включить в число основных правонарушении все серьезные преступления, преступления по созданию организованных групп, коррупционные преступления и преступления по воспрепятствованию осуществления правосудия. Если законодательство государств-участников содержит перечень конкретных основных правонарушений, то в него включается, как минимум, всеобъемлющий круг преступлений, связанных с деятельностью организованных преступных групп.

В Конвенции отмечается, что основные правонарушения могут совершаться как в пределах, так и за пределами юрисдикции соответствующего государства-участника. Однако в случае совершения преступления за пределами юрисдикции государства-участника оно является основным правонарушением только при наличии двойной преступности. Это означает необходимость того, чтобы соответствующее деяние являлось преступлением согласно внутреннему праву государства, в котором оно совершено, и считалось уголовно наказуемым в соответствии с национальным правом государства-участника, в котором осуществляется или применяется норма о легализации преступных доходов, полученных в результате совершения основного преступления. Следует отметить, что принцип двойной преступности основного преступления не предусмотрен в Европейской Конвенции 1990 г.

В Конвенции ООН закрепляется право государств в соответствии с принципами своего внутреннего законодательства не признавать преступлениями по легализации преступных доходов деяния лиц, совершивших основное преступление.

С субъективной стороны анализируемые преступления согласно Конвенции совершаются умышленно. Осознание, умысел или цель как признаки состава преступления устанавливаются исходя из объективных фактических обстоятельств дела.

В Конвенции закреплены разнообразные меры борьбы с отмыванием денежных средств. Каждое государство-участник:

а) устанавливает всеобъемлющий внутренний режим регулирования и надзора в отношении банков и небанковских финансовых учреждений и других органов, являющихся особо уязвимыми с точки зрения отмывания денежных средств, в целях недопущения и выявления всех форм отмывания денежных средств, (этот режим основывается на требованиях в отношении идентификации личности клиента, ведения отчетности и предоставления информации о подозрительных сделках);

б) обеспечивает, чтобы административные, регулирующие, правоохранительные и другие органы, ведущие борьбу с отмыванием денежных средств (в том числе, когда это соответствует внутреннему законодательству, и судебные органы), были способны сотрудничать и обмениваться информацией на национальном и международном уровнях в соответствии с его внутренним правом. В этих целях государство рассматривает вопрос о создании подразделения по финансовой оперативной информации, как национального центра для сбора, анализа и распространения информации, касающейся возможных случаев отмывания денежных средств.

В Конвенции предусматриваются другие меры, предпринимаемые государствами, по выявлению перемещения наличных денежных средств и соответствующих оборотных инструментов. Такие меры могут включать требование о том, чтобы физические лица и коммерческие организации сообщали о значительных наличных денежных трансграничных переводах и передачах соответствующих оборотных инструментов.

В Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности детально регулируются вопросы международного и двустороннего сотрудничества государств в сфере обеспечения возможности конфискации доходов от преступлений, а также имущества, оборудования или других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении преступлений. Для этого государства-участники принимают меры по выявлению, отслеживанию, аресту или выемке любого такого имущества с целью последующей его конфискации. В частности каждое государство-участник:

– уполномочивает свои суды или другие компетентные органы издавать постановления о представлении или аресте банковских, финансовых или коммерческих документов (необходимость сохранения банковской тайны в таких случаях не действует);

– вправе установить требование о том, чтобы лицо, совершившее преступление, доказало законность происхождения предполагаемых доходов от преступления или другого имущества, подлежащего конфискации, в соответствии с принципами своего внутреннего права и характером судебного и иного разбирательства.

Конвенцией подробно регламентированы и другие вопросы процессуального характера в области международного сотрудничества государств в целях конфискации.

В соответствии с положениями ст. 3 и 15 Конвенции против транснациональной организованной преступности 2000 г. преступления по легализации преступных доходов охватываются юрисдикцией государства, когда:

а) преступление совершено на территории этого государства-участника;

б) преступление совершено на борту судна, которое несло флаг этого государства-участника в момент его совершения, или воздушного судна, зарегистрированного в соответствии с законодательством этого государства-участника в такой момент;

в) преступление совершено против гражданина этого государства-участника;

г) преступление совершено гражданином этого государства-участника или лицом без гражданства, которое постоянно проживает на его территории;

д) созданная за пределами его территории организованная преступная группа имеет целью совершение преступления по легализации преступных доходов на его территории;

е) является сговором, покушением, соучастием, подстрекательством, пособничеством легализации преступных доходов, совершенном за пределами его территории с целью совершения самой легализации преступных доходов на его территории.

В этой Конвенции 2000 г. закреплен универсальный принцип юрисдикции государства. Каждое государство-участник может установить свою юрисдикцию в отношении преступлений, охватываемых данной Конвенцией, когда лицо, подозреваемое в совершении преступления, находится на его территории и оно не выдает его.

Многими государствами в соответствии с международными нормами и, в частности Европейской Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. предусмотрены меры по профилактике и пресечении легализации преступных денежных средств. В Великобритании в 1994 г. был принят Закон, устанавливающий суровую уголовную ответственность банковских служащих за недоведение сведений до правоохранительных органов о необычных, подозрительных перечислениях денежных средств клиентов.

Во многих государствах действуют правила, согласно которым банковские сотрудники обязаны информировать правоохранительные службы о поступлении на счета клиентов денежных сумм свыше определенного размера. В Российской Федерации банковские сотрудники обязаны сообщить налоговым органам о совершении клиентом операции на сумму, эквивалентную 10 тыс. долл. США, в соответствии с Указом Президента РФ «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» 1994 г.

Одним из распространенных экономических преступлений международного характера является фальшивомонетничество (подделка денежных знаков),

Борьбе с данным преступлением посвящена Международная Конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г. В соответствии с указанной Конвенцией «денежные знаки» определяются как бумажные деньги, включая банковские билеты и металлическую монету, имеющие хождение в силу закона. Указание на «хождение в силу закона», т.е. находящиеся в обращении, позволяет отграничить рассматриваемые денежные знаки от коллекционных, старинных денежных знаков и монет, подделка которых не охватывается составом фальшивомонетничества[83].

Государства-участники взяли на себя обязательства признавать на равных основаниях преступлением подделку не только своих денежных знаков, но и денежных знаков иностранных государств.

К преступлениям по подделке денежных знаков Конвенцией отнесены:

1) все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков независимо от способа, употребляемого для достижения этого результата;

2)сбыт поддельных денежных знаков;

3)действия, направленные к сбыту, к ввозу в страну или к получению, или к добыванию для себя заведомо поддельных денежных знаков;

4) покушение и умышленное соучастие в совершении указанных преступлений;

5) обманные действия по изготовлению, получению или приобретению для себя орудий или иных предметов, предназначенных по своей природе для изготовления поддельных денежных знаков или для изменения денежных знаков.

На основании Протокола к Конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г. подделка штампов, наложенных на банковский билет в целях придания ему законной силы в конкретной стране, приравнивается к подделке банковского билета.

В Конвенции закреплен принцип универсальной юрисдикции государства: задержанный в стране иностранец за фальшивомонетничество, совершенное в другом государстве, отвечает по уголовному закону государства, в котором его задержали.

В рассматриваемой Конвенции также предусмотрено, что государства в соответствии с принципами своего внутреннего законодательства вправе учитывать приговоры других государств за фальшивомонетничество в качестве обстоятельства, усиливающего ответственность за подделку денег (рецидива), при осуждении лица своим национальным судом.

Однако Конвенция в определенной степени устарела, поскольку предмет фальшивомонетничества в ней ограничен только денежными знаками. Конвенция не охватывает подделку и сбыт ценных бумаг (акций, векселей, аккредитивов, чеков, облигаций и др.), этот недостаток преодолевается за счет других многосторонних и двусторонних соглашений, а также национального законодательства государств. Например, ст. 214 УК Республики Корея установлена ответственность за подделку ценных бумаг как Республики Корея, так и другого государства, а в ст. 217 УК - за сбыт таких ценных бумаг.

В ряде европейских стран борьба с фальшивомонетничеством осуществляется также в соответствии с Рамочным решением Евросоюза «Об усилении уголовной ответственности от фальшивомонетничества в связи с введением евро посредством мер уголовной ответственности и других санкций» 2000 г.

Среди экономических преступлений большую опасность представляют деяния, связанные с незаконным использованием чужого товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения товара. Правовая охрана указанных знаков закреплена Парижской Конвенцией по охране промышленной собственности 1883 г. (пересмотренной в Брюсселе 14 декабря 1900 г., в Вашингтоне 2 июня 1911 г., в Гааге 6 ноября 1925 г., в Лондоне 2 июня 1934 г., в Лиссабоне 31 октября 1958 г. и в Стокгольме 14 июля 1967 г. и измененная 2 октября 1979 г.). Согласно Конвенции к объектам (предметам) охраны промышленной собственности относятся:

– патенты на изобретения;

– полезные модели;

– промышленные образцы;

– товарные знаки;

– знаки обслуживания;

– фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения;

– а также пресечение недобросовестной конкуренции.

К промышленной собственности Конвенцией отнесена не только продукция промышленности и торговли, но и продукция сельскохозяйственного производства и добывающей промышленности; продукты как промышленного, так и природного происхождения, например, вино, зерно, табачный лист, фрукты, скот, ископаемые, минеральные воды, пиво, цветы, мука.

Конвенция определяет патенты на изобретения как различные виды промышленных патентов, признаваемых законодательством государств: ввозные патенты, патенты на усовершенствование, дополнительные патенты и свидетельства и т. п.

В соответствии с Конвенцией фирменное наименование охраняется во всех странах без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.

Конвенцией установлено, что на любой продукт, незаконно снабженный товарным знаком или фирменным наименованием, налагается арест при ввозе в те страны, в которых этот знак или фирменное наименование имеют право на законную охрану. Арест также налагается в стране, где осуществляется незаконная маркировка, или в странах, куда был ввезен продукт. Арест на ввозимую продукцию налагается в случае прямого или косвенного использования ложных сведений о происхождении продуктов или подлинности личности изготовителя, промышленника или торговца.

Конвенцией предусматривается, что государства-участники обязаны обеспечить гражданам эффективную защиту от недобросовестной конкуренции.

В соответствии с Конвенцией недобросовестной конкуренцией считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. Конвенция устанавливает, что должны быть запрещены:

1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;

2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;

3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Конвенцией предусмотрены административные и гражданско-правовые меры для эффективного пресечения всех незаконных действий, указанных в Конвенции. В частности на государства возложена обязанность предусмотреть меры, позволяющие союзам и объединениям, существование которых не противоречит законам этих государств и которые представляют заинтересованных промышленников, изготовителей или торговцев, действовать через суд или административные органы с целью пресечения вышеуказанных незаконных действий.

Как следует из Конвенции, в ней не содержится конкретных составов преступлений. Вместе с тем, с учетом ее положений на двустороннем, многостороннем и национальном уровнях, государства установили уголовную ответственность за деяния по незаконному использованию чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, полезной модели или промышленного образца.

Во исполнение Федерального закона РФ «О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, подписанной РФ в 1999 г.» 2001 г. были внесены соответствующие изменения в нормы УК РФ о легализации преступных доходов. В настоящее время ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем установлена ст. 174 УК РФ, а ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления - ст. 1741 УК РФ.

Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара наказывается по ст. 180 УК РФ. Уголовная ответственность за незаконное использование полезной модели или промышленного образца установлена ст. 147 УК РФ.

За изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте ответственность закреплена в ст. 186 УК РФ.

Уголовная ответственность за экономические конвенционные преступления предусмотрена во многих государствах. Наряду с уже упоминавшимся преступлением за подделку ценных бумаг в УК Республики Корея имеются преступления, связанные с валютой (ст. 207-212). В ст. 207 УК Республики Корея установлена ответственность за подделку с целью сбыта или сбыт как корейских, так и иностранных денежных знаков. Самостоятельная ответственность предусмотрена за приобретение поддельных денежных знаков с целью сбыта (ст. 208 УК Республики Корея), за покушение на совершение указанных преступлений (ст. 212 УК Республики Корея) и др.

Уголовный кодекс Эстонской Республики предусматривает ответственность за легализацию (отмывание) денег в разделе 5 «Виновные деяния, связанные с легализацией (отмыванием) денег» главы 21 «Виновные деяния в сфере экономики». За легализацию закреплена ответственность не только физического лица, но и юридического. В ч. 3 ст. 394 УК говорится о легализации (отмывании) денег, совершаемой юридическим лицом, действия которого наказываются денежным взысканием или принудительным прекращением. Уголовный кодекс Эстонской Республики устанавливает уголовную ответственность за изготовление или использование поддельных денег или ценных бумаг.

Уголовным законом Латвийской Республики признается преступлением фальшивомонетничество (изготовление и сбыт поддельных денег и государственных ценных бумаг), ст. 192. Легализация средств, добытых преступным путем, наказывается по ст. 195 Уголовного закона Латвийской Республики лишением свободы на срок до 10 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: