Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Б. Транспортные и связанные с транспортом преступления




С транспортными преступлениями связана и безопасность морского судоходства, многие вопросы которой регламентированы

Конвенцией о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г.;

Протоколом о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе 1988 г.

Деяния, предусмотренные данными документами, были рассмотрены при раскрытии состава преступления о международном терроризме. Здесь же рассматриваются проблемы, связанные с нарушениями правил движения, эксплуатации морского транспорта, а также с деяниями по неоказанию помощи судну, терпящему бедствие.

Вопросам столкновения морских судов посвящены многие международные документы. Среди них можно назвать

Брюссельскую Конвенцию для объединения некоторых правил относительно столкновения судов 1910 г.;

Конвенцию о международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 г.;

Международную Конвенцию о некоторых правилах, относящихся к гражданской юрисдикции по вопросу о столкновении 1952 г. и др.

Перечисленные международные документы касаются вопросов гражданской ответственности по делам о столкновении судов.

Вопросам борьбы с преступлениями о столкновении судов и связанными с ними иными преступлениями посвящена Международная Конвенция об унификации некоторых правил об уголовной юрисдикции по делам о столкновении судов и других происшествий, связанных с судоходством 1952 г.[91]

Этой Конвенцией предусмотрено, что в случае столкновения или любого другого происшествия в области судоходства, которое связано с морским судном и влечет уголовную или дисциплинарную ответственность капитана или любого другого служащего на судне лица, применяется уголовная или дисциплинарная юрисдикция государства, под флагом которого судно находилось в момент столкновения или другого связанного с судоходством происшествия.

Одновременно в Конвенции закреплено, что вышеуказанная юрисдикция не препятствует действию персональной юрисдикции, г. е. тому, чтобы какое-либо государство при столкновении судов или другом связанном с судоходством происшествии возбуждало преследование в отношении своих граждан за нарушения, совершенные ими на борту судна, находившегося под флагом другого государства. В Конвенции имеется оговорка, что она не применяется к столкновениям и другим связанным с судоходством происшествиям, которые происходят в портах, на рейдах или во внутренних водах.

Конвенция содержит положение, согласно которому государства могут в момент подписания, сдачи на хранение документов о ратификации или присоединения к этой Конвенции сделать оговорку о своем праве возбуждать преследование за нарушения, совершенные в их собственных территориальных водах.




Вопросы уголовной ответственности при столкновении судов регламентированы Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.[92] В ней закреплено, что уголовная юрисдикция прибрежного государства не осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев:

а) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

б) если преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;

в) если капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; или

г) если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Вместе с тем вышеизложенные положения не затрагивают права прибрежного государства принимать любые законные меры для ареста или расследования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море после выхода из внутренних вод.

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. содержится то же самое правило об уголовной юрисдикции при столкновении, что и в Брюссельской Конвенции об унификации некоторых правил об уголовной юрисдикции по делам о столкновении судов и других происшествий, связанных с судоходством 1952 г.



Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепляет, что в случае столкновения или какого-либо другого навигационного инцидента с судном в открытом море, влекущего уголовную или дисциплинарную ответственность капитана или какого-либо другого лица, служащего на судне, уголовное или дисциплинарное преследование против этого лица может быть возбуждено не иначе как перед судебными или административными властями государства флага или того государства, гражданином которого это лицо является. При таком правиле возможна конкуренция норм о территориальной и персональной юрисдикции. Эта конкуренция предпочтительнее должна решаться в пользу территориальной уголовной юрисдикции. Действие же персональной юрисдикции возможно, когда виновный оказывается на территории государства, чьим гражданином он является, и государство не выдает его по причине гражданства.

Особо решается в Конвенции вопрос о дисциплинарных санкциях: только государство, которое выдало диплом судоводителя или свидетельство о квалификации или разрешение, является компетентным для того, чтобы после должной процедуры отобрать эти документы даже в том случае, если их владелец не является гражданином государства, их выдавшего.

По Конвенции ООН 1982 г. арест, задержание судна могут быть произведены в качестве меры расследования только по распоряжению властей государства флага.

Неоказание помощи на море. Конвенция по морскому праву предусматривает, что каждое государство возлагает на капитана любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров, обязанности:

а) оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель;

б) следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать;

в) после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его пассажирам и по возможности сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет.

Вопросам оказания помощи на море посвящены Брюссельская Конвенция для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море 1910 г., а также Международная Конвенция о спасании 1989 г.

В Международной Конвенции о спасании 1989 г. отмечается, что значительные изменения, включая возросшую озабоченность в отношении защиты окружающей среды, вызвали необходимость пересмотра международных правил, содержащихся в Конвенции для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море, принятой в Брюсселе 23 сентября 1910 г. Конвенция о спасании 1989 г. обязывает государства-участников принимать необходимые меры для обеспечения выполнения капитаном обязанности оказывать помощь. Конвенция предусматривает, что каждый капитан обязан, поскольку он может это сделать, не подвергая серьезной опасности свое судно и находящихся на нем лиц, оказывать помощь любому лицу, которому угрожает гибель в море.

При этом в Конвенции отмечается, что владелец судна не несет никакой ответственности за нарушение капитаном вышеуказанной обязанности.

Разрыв или повреждение подводного кабеля или трубопровода. Вопросы повреждения и уничтожения телеграфных кабелей были рассмотрены еще Международной Конвенцией по охране подводных телеграфных кабелей 1884 г., ст. 2 которой установила, что разрыв или повреждение подводного кабеля, совершенные умышленно или по преступной оплошности, могущие иметь последствием перерыв или приостановку, полностью или отчасти, телеграфных сообщений, подлежат наказанию, независимо от гражданского иска о вознаграждении издержек и убытков. В Конвенции оговаривается, что это положение не относится к разрывам или повреждениям, виновники которых преследовали единственно законную цель сохранить свою жизнь или безопасность своих судов и приняли предварительно все необходимые меры предосторожности для избежания таких разрывов или повреждений.

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. данные положения были подтверждены. С учетом социально-экономических изменений был расширен предмет преступления: в него, помимо телеграфного кабеля, отнесены телефонный, высоковольтный кабели, а также трубопроводы.

Конвенция возлагает на государства обязанности признать преступлениями:

– разрыв или повреждение подводного кабеля в открытом море каким-либо судном, плавающим под его флагом, или каким-либо лицом под его юрисдикцией, совершаемые намеренно или в силу преступной небрежности таким способом, что это может прервать или затруднить телеграфную или телефонную связь, а равно разрыв или повреждение при таких же обстоятельствах подводного трубопровода или высоковольтного кабеля;

– действия, которые рассчитаны на то, чтобы привести к таким разрывам или повреждениям, или могут привести к ним (ст. 113).

В Конвенции оговаривается, что разрывы или повреждения, причиняемые лицами, действующими исключительно с правомерной целью спасения своей жизни или своих судов, после принятия всех мер предосторожности для избежания таких разрывов или повреждений, не являются преступными.

Уголовная ответственность за повреждение кабеля или трубопровода предусмотрена, когда такое повреждение стало результатом нарушения правил судоходства или осуществления морских промыслов. Как уже отмечалось, уголовная ответственность за указанные повреждения наступает по закону государства, флаг которого несет морское судно.

Дорожно-транспортным преступлениям посвящена Европейская Конвенция о наказании за дорожно-транспортные преступления 1964 г.[93] Согласно Конвенции на дорожно-транспортные преступления, помимо территориальной, распространяется также персональная юрисдикция. При этом для персональной юрисдикции необходимо соблюдение принципа двойной преступности. Конвенция устанавливает, что дорожно-транспортное преступление должно предполагать наказание по законам как государства совершения преступления, так и государства проживания преступника.

При этом уточняется, что в случае применения закона государства проживания с целью ведения Судопроизводства или исполнения приговора подразумевается, что ссылка делается только на правила дорожного движения, действующие в месте совершения преступления. Данное уточнение имеет принципиальное значение. Статьи о дорожно-транспортных преступлениях имеют бланкетные диспозиции. Сами же национальные правила дорожного движения, несмотря на стремление государств их унифицировать, имеют заметные различия.

Перечень дорожно-транспортных преступлений довольно широк и включает:

1. Убийство или телесное повреждение в результате несчастного случая на дорогах.

2. Умышленный отказ водителя от выполнения обязанности оставаться на месте после совершения им дорожно-транспортного преступления.

3. Управление автотранспортом:

а) под влиянием интоксикации, в состоянии опьянения;

б) под влиянием наркотиков или других веществ с подобным действием;

в) при неспособности управлять вследствие чрезмерной усталости.

4. Управление транспортным средством, не застрахованным страховым полисом ответственности перед третьими лицами от ущерба, вызванного использованием транспортного средства.

5. Отказ следовать указаниям полицейского по поводу дорожного движения.

6. Невыполнение правил, относящихся к следующим характеристикам:

а) скорость транспортного средства;

б) позиция и направление транспортного средства в движении, на встречном движении, при обгоне, изменение направления и пересечения транспортных развязок;

в) право проезда;

г) преимущественное право движения определенных транспортных средств, таких как пожарные машины, машины «скорой помощи» и полицейские машины;

д) дорожные знаки, сигналы, указатели, в частности «стоп»-сигналы;

е) парковка и остановка транспортных средств;

ж) доступ автотранспортных средств или классов автотранспортных средств к определенным дорогам (например, ввиду их веса и размеров);

з) предохранительные механизмы для автотранспорта и грузов;

и) опознавательные знаки (изобразительная сигнализация) автотранспорта и грузов;

к) освещение автотранспортных средств и использование ламп;

л) нагрузка и мощность автотранспортного средства;

м) регистрация автотранспортных средств, регистрационные таблички с номерными знаками, табличка с национальными номерными знаками.

7. Управление без надлежащих водительских прав (Приложение I).

Как видно из списка, в нем предусмотрены также деяния, которые по национальному закону могут относиться и к административным правонарушениям.

В Приложении II к Конвенции специально оговорено, что каждое государство может заявить, что оно оставляет за собой право:

– не принимать раздел II или принимать его только в отношении некоторых видов наказаний или принудительных мер;

– ограничить указанный список преступлений и не считать преступными деяния, состоящие в невыполнении правил, перечисленных в п. 6 Приложения I, или считать преступными только некоторые из них.

– заявить, что по причинам, вытекающим из ее конституционного права, она может принять запрос на судебное преследование только в случаях, установленных ее национальным правом.

В Конвенции предусмотрено также, что государство проживания должно иметь право предоставления преступнику условного освобождения, а право помилования может осуществляться как государством проживания, так и государством совершения правонарушения.

В Конвенции определено, что государство проживания не

должно применять право:

а) если преступник был субъектом окончательного решения государства в отношении того же преступления;

б) если предельный срок для наказания истек на основании закона либо страны преступления, либо страны проживания;

в) если преступник попал под амнистию или был помилован либо в государстве проживания, либо в государстве преступления.

2. Государство проживания может отказать в применении права:

а) если компетентные органы этого государства решили не открывать судопроизводство или прекратить уже начатое судопроизводство в отношении того же деяния;

б) если деяние, по факту которого был вынесен приговор, является также предметом судопроизводства в этом государстве;

в) по мере того, как государство проживания признает, что это правоприменение подорвет основы его правовой системы или будет несовместимым с Основными принципами применения его собственного уголовного права, в частности, если лицо не было осуждено в этом государстве в связи с недостижением им возраста уголовной ответственности.

Ответственность за рассмотренные транспортные и связанные с ними иные преступления международного характера предусмотрена УК РФ.

Уголовная ответственность за столкновение морских судов предусмотрена ст. 264 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта». Ответственность за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие закреплена ст. 270 УК РФ.

Как рассматривалось ранее, специальной нормы за повреждение телеграфного кабеля действующий УК РФ не имеет. Однако за такое деяние ответственность наступает по нормам об умышленном или неосторожном уничтожении либо повреждении чужого имущества (ст. 167 и 168 УК РФ). Аналогичная ответственность должна наступать и за повреждение трубопровода. В такой ситуация применение ст. 268 УК РФ неприемлемо, поскольку эта статья устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов. Преступление же международного характера за повреждение трубопровода связано с нарушением правил морского судоходства и правил осуществления морских промыслов.

Дорожно-транспортные преступления по УК РФ наказываются в соответствии со ст. 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», ст. 265 «Оставление места дорожно-транспортного происшествия» и ст. 125 «Оставление в опасности». Кроме того, главы 11 «Административные правонарушения на транспорте» и 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» КоАП РФ устанавливают административные санкции за ряд рассмотренных правонарушений.

В соответствии с УК Испании уголовная ответственность за дорожно-транспортные преступления наступает по ст. 379-385 гл. IV «О преступлениях против безопасности на транспорте» (преступными признаются действия по управлению транспортными средствами лицом, находившимся под влиянием токсических, наркотических или психотропных веществ, а равно алкогольных напитков; управление автомобилем или мотоциклом с явным безрассудством, с поставлением в конкретную опасность жизнь или здоровье людей и др.).

Уголовная ответственность за столкновения морских судов, другие преступления, связанные с нарушением правил движения сухопутного, водного, или воздушного средства передвижения предусмотрена ст. 173-180 гл. XXI «Преступления против безопасности движения» УК Польши.





Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 543; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 8735 - | 7143 - или читать все...

Читайте также:

 

54.92.148.165 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.007 сек.