Публичные выступления

В процессе учёбы в институте студентам неоднократно приходится выступать перед той или иной аудиторией (на семинарах, конференциях, защитах курсовых и дипломных проектов и пр.). Ниже приведены наиболее общие рекомендации для подготовки к таким выступлениям.

· Приходите пораньше.

Вы будете больше нервничать, если не оставите себе времени перед выступлением, так что прибывайте в назначенное место пораньше. Кроме того, нужно проверить, на месте ли и исправны ли технические средства, которы­ми вы предполагаете воспользоваться. Время вам по­требуется и для того, чтобы разложить заготовленный вспомогательный и раздаточный. К тому же, нужно подготовиться психологически (сильное волнение можно снять глубоким, ровным дыханием или внимательным изучением окружающей обстановки до полного визуального запечатления в памяти) и разогреть речевой аппарат (активно погримасничать, «пожевать» язык, губы, щёки).

· Окиньте взглядом зал.

Окидывая взором присутствующих, постарайтесь задержаться глазами на каждом. Во время выступления старайтесь не потерять зрительный контакт с аудиторией. Научитесь смотреть в глаза. Затем объявите тему своего выступления.

· Не отвлекайтесь на опоздавших.

Как правило, несколько человек все же опоздает. Не обращайте на них внимания, если они извинятся, улыбнитесь, кивайте, но не отвечайте им. Не следует прерывать выступление, чтобы раздать опоздавшим материалы (они есть у других присутствую­щих), или повторять для них то, что они прослуша­ли. Это будет раздражать людей, пришедших вовремя.

· Делайте логические переходы от одной части к другой.

Хорошо, если вы продумали систему сигналов-ори­ентиров для слушателей, позволяющих им четко представлять, когда вы закончили одну часть и пе­реходите к другой. С этой целью можно использо­вать нумерацию, например «вторая причина», «тре­тья причина» и т. д., или же можно условно назвать данный пункт плана. Име­ет смысл обозначать небольшой паузой логический переход. В этот момент можно оторваться от листа бумаги и взглянуть на аудиторию.

· Читайте медленно.

Большинство людей, волнуясь, во время публич­ного выступления торопятся. Про­анализируйте, в каком темпе вы говорите, и по­старайтесь говорить спокойнее. Не забывайте, что выступление перед аудиторией требует намного более медленного темпа, чем темп нашей повседневной речи. Есть правило: «Самым важным моментам выступления – самый медленный темп речи».

· Используйте карточки.

Текст выступления следует занести в конспектив­ной форме на пронумерованные карточки и погля­дывать на них, чтобы ничего не упустить из плана. Голову не наклоняйте и стремитесь к максимальному контакту глаз. Не поднимайте высоко карточки с записями, не держите их перед лицом. Для придания убедительности своей речи можно жестикулировать с карточками в руке. Карточки меньше выдают предательское дрожание рук, чем большие листы бумаги.

· Не превышайте лимит времени.

Дома потренируйтесь, чтобы уложиться в отведенное для выступления время. Если вы все же превысили время, преподаватель может прервать вас и предло­жить закончить доклад. Улыбнитесь и вежливо попросите еще «две минутки». Чтобы действительно уложиться в две минуты, можно просто зачитать оставшиеся не­освещенными пункты вашего плана и заметить, что вы с удовольствием ответите на вопросы, касающи­еся этого материала (это хитрый в действенный прием, позволяющий втиснуть несказанное!), затем переходите непосредственно к заключению, которое следует зачитать полностью.

· Используйте потенциал языка жестов.

Если вы не владеете «языком жестов» вы не зарабо­таете высокой оценки, так как не произведете впе­чатления на преподавателя. Вы будете стоять на виду у всех. Следите за своей осанкой, распрямите спину как уверенный в себе че­ловек. Не расслабляйтесь и не облокачивайтесь. Вы­ступая, не засовывайте руки в карманы, не сжимайте кулаки, не скрещивайте их на груди, однако, они не должны висеть безжизненно. Следует подкреплять слова жестами. Проблема, которая мучит многих: куда девать руки. Приглядитесь, как ведут себя ораторы, выступающие по телевидению, вклю­чая политиков, шоуменов, ведущих игровых и раз­влекательных программ, особое внимание обращая на кисти рук. Проведите репетицию пе­ред зеркалом. Главное – выглядеть естественным. Помните, что те телевизионные ораторы, на чей опыт вы опирае­тесь, поступали так же.

· Избавляйтесь от дурных привычек и признаков нервозности.

Расспросите друзей, есть ли у вас дурные привычки, проявляющиеся при публичных выступлениях (а они есть почти у каждого). В особенности следите за тем, чтобы не производить разных, «мыча­щих», «окающих» и т.п. звуков. Избавьтесь от фраз-паразитов, таких как «так сказать», «так», «видите ли», «это самое» и пр. Не нужно оканчи­вать фразы не несущими смысловой нагрузки слова­ки вроде «да», «угу», «так», «идет?» или «тогда лад­но». Если вам присущи эти привычки, следует по­мнить, что они рождают у слушателей раздражение, их внимание будут рассеивать эти назойливые вкрапления.

Волнуясь, люди часто позволяют себе следующие непривлекательные жесты: крутят пальцы и заламывают руки; теребят свой пиджак или платье; крутят или дергают себя за волосы; теребят пуговицы, галстуки или юбки; теребят себя за уши, усы, ресницы; протирают уголки глаз или рта; играют ручкой или другим предметом; почесываются, оглаживаются, счищают соринки; грызут ногти и пр.

Проконтролируйте себя сами или попросите по­наблюдать за вами своего хорошего друга. Если какая-нибудь из отмеченных привычек присуща вам, упорно боритесь с ней. Подобные движения отвлекают внимание слушателей и снижают качество вашего выступления. Усвойте правило: руки ее должны приближаться к лицу и к голове.

· Используйте свои голосовые возможности.

Слушайте, как звучит ваш голос во время чтения вслух. Изгоняйте из речи сленговые выражения, бранные слова. Запишите свою речь на магнитофон. Если у вас высо­кий или пронзительный голос, следует сознательно понижать его, выступая с докла­дом.

Старайтесь модулировать свой голос путем сознательного изменения его глубины и объема, варьирования темпа речи, придания ему уместной теплоты, живости, преодоления монотон­ности. При этом не забывайте о естественности звучания.

· Оденьтесь подобающе.

Вам нужно одеться прилично случаю, чтобы оста­вить благоприятное впечатление: это поможет вам чувствовать себя уверенно и завоевать симпатии присутствующих. Мужчины в таких случаях надевают ко­стюм с галстуком, женщины – деловой костюм или однотонную блузку с темной юбкой. Цветовая гамма спокойных «убелённых» или «запылённых» тонов.

Избегайте, так называемых, «визуальных вибраций». Они могут быть вызваны следующим: постоянно ниспадающими на глаза прядями волос; ярким макияжем с блеском; бликующими и болтающимися украшениями; «ядовитыми» цветами и контрастными сочетаниями (жёлтый с синим; белоснежный с ярко-красным, глубоким чёрным или синим; красный с зелёным и пр.); рисунком в яркую полоску или клетку; «непослушными» деталями одежды (шарфы, шали, накидки) и т.п.

· Не теряйтесь при ответах на вопросы.

Постарайтесь спрогнозировать вопросы и подготовить ответы. Не теряйтесь, если вопрос будет неожиданным. В случае если вы не знаете ответа, лучше всего честно сказать об этом. Если вам за­дали трудный вопрос, и вы не сразу можете сориентироваться – тяните время (попросите повторить или уточнить, что имеется в виду).

4.5 Подготовка к зачётам и экзаменам

Подготовка к экзаменационной сессии и сдача зачетов и экзаменов является ответственейшим периодом в работе студента. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента.

Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто умеет хорошо повторять материал, прослушанный на лекциях, законспектированный и закрепленный на самостоятельных занятиях. Такое повторение предполагает обобщение, углубление, а в ряде случаев и расширение усвоенных за семестр знаний.

· При подготовке к экзаменам необходимо помнить следующее:

1. Готовиться к сессии надо с первых дней семестра,не пропускать лекций, работать над закреплением лекционного материала, выполнятьвсепрактические и лабораторные работы.

2. Приступать к повторению и обобщению материала необходимо задолго до сессии (примерно за месяц).

3. Для сдачи экзаменов нужно иметь список билетов, конспекты лекций, нескольких учебников. Делите количество билетов на количество свободных до экзамена дней, не считая дня консультации, и начинайте подготовку.

· Работа со списком экзаменационных вопросов:

1. Подготовку начинайте с поиска источников, в которых содержатся ответы на вопросы экзаменационного списка (конспектов,учебных и методических пособий и др.).

2. В списке напротив каждого вопроса отмечайте номер страницы литературного источника, в котором содержится ответ на вопрос.

3. Рядом с выученным вопросом ставьте «+», если вопрос вызывает затруднения—«?». Так вам будет легче ориентироваться.

4. Выбирайте в первую очередь самые трудные для себя вопросы, т.к. потом у вас не будет времени их подготовить. То, что знаете хорошо, повторите в самом конце подготовки.

5. Если любите писать шпаргалки – пишите на здоровье, есть вероятность, что в голове что-нибудь осядет.

6. Для устного экзамена полезно проговорить вслух все билеты, «убьете сразу несколько зайцев» (запомните лучше материал, научитесь формулировать свои мысли, почувствуете себя увереннее).

7. Не игнорируйте консультации по предмету наканунеэкзамена, т.к. сложные билеты всегда можно обсудить с преподавателем.

8. Повторять материал по второму кругу лучше не одному, а с одногруппниками – выше вероятность, что лучше усвоите трудные вопросы.

Готовиться к экзамену рекомендуется каждый день в одном и томжепомещении и на одном и том же рабочем месте, т.к. в этом случае устанавливается ассоциативная взаимосвязь между окружающей обстановкой и процессом переработки информации. Это дает возможность в дальнейшем на экзамене воспроизводить все мельчайшие детали этой обстановки (что сделать довольно легко), а через установившиеся ассоциативные связи – саму информацию, которую требовалось запомнить непосредственно для экзамена. Возможны и другие искусственные приемы для запоминания, которых великое множество и которые должны быть в арсенале у каждого студента.

Повторяя материал по темам, надо добиваться его отчетливого усвоения. Записывайте в блокнот все непонятное,сомнения, вновь возникающие вопросы и обязательно выяснитеих наконсультациях.

Распределите время так, чтобы в день перед экзаменом завершить подготовку в первой половине. Погуляйте перед сном, примите душ и ложитесь спать не позднее 22 часов. Бессонная ночь может пустить насмарку всю подготовку.

· Положительная установка на преподавателя

1. Не рассматри­вайте преподавателя как вашего врага. Даже если преподаватель сидит уг­рюмый, это не значит, что он плохо относится к вам, просто он демонстрирует, так понимаемую им, бес­пристрастность.

2. У преподавате­ля тоже есть близкие лю­ди, которые сдают экза­мены, сам когда-то он сдавал экзамены, поэтому ему вполне понятно ваше состоя­ние.

3. Преподаватель заинтересован в учениках. Любой преподаватель хочет работать с талантливыми, увлеченны­ми людьми, помогите ему понять, что вы такой (а вы дейст­вительно такой, ведь иначе вы не занимались бы самосовершенствованием и не слушали эту лекцию!).

4. Если преподаватель начал вам что-то рассказы­вать, проявите искренний интерес к его словам, как бы не волновались вы в тот момент и не стремились быстрее за­кончить общение.

5. Рассматривайте экзамен как ситуацию совместной работы, общения.

6. Экзамен - это не конец жизни, жизнь длинная штука и в ней много важного и интересного. На экзамене вы постараетесь показать все самое лучшее - знания, свое мышление. Но экзамен - это только маленькая точка на ли­нии вашей жизни, не преувеличивайте значение этой точки.

7. Все будет хорошо! Успехов вам!


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев О.А. Учимся читать быстро: Первая ступень обучения: Программа «Доминанта»/О.А.Андреев. — Мн.: Университетское, 2002.-206с

2. Адлер Г. Техника развития интеллекта. – СПб.: Питер, 2001. – 192 с.

3. Бакнолл К. Как учиться в университете. Екатеринбург: «Урал LTD», 2000. – 311 с.

4. Бине А. Измерение умственных способностей: Пер. с фр. / Издание подгот. Вал.А.Луков, Вл.А.Луков. (Серия «Психология и социология: страницы классики»). – СПб.: Союз, 1998. – 432 с.

5. Бузан Т. Скоростная память (пер с англ. Н.Искользкий) / Изд-во «Эйдос». – М.: 1995. – 128 с.

6. Бусыгина Т.А., Цыганов Г.С. «СРС-компетенция, или как научиться хорошо учиться в институте»: Учебно-методическое пособие по самоорганизации и самовоспитанию студентов вузов. Изд-во СГПУ. Самара 2004. -100 с.

7. Бьюзен Т. Максимально используйте свой разум / Пер. с англ.; - 2-е изд. – Мн.: ООО «Попурри», 2001. – 192 с. – (Серия «Живите с умом»)

8. Бьюзен Т. Научите себя думать! – Мн.: ООО «Попурри», 2000. – 192с.

9. Вагин И.О. Думай и побеждай. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. – 192 с.

10. Вагин И.О. Умейте мыслить гениально. – СПб.: Питер, 2001. – 192 с.

11. Войтов А.Г. Самоучитель мышления. – 2-е изд. – М.: информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2001. – 408 с.

12. Вуджек Т. Тренировка ума. – СПб.: Питер Пресс, 1996. – 288 с.

13. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с. – (Психология: Классические труды)

14. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 560 с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»)

15. Ковалёв С.В. Основы нейро-лингвистического программирования: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта,1999. -160 с.

16. Кузин В.С. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. И доп. М.: АГАР, 1997.– 304 с.

17. Латыпов Н. Основы интеллектуального тренинга.- СПБ.: Питер, 2005. – 336 с.:ил

18. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Прометей, 1995. 282 с.

19. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М.: «Эйдос», 1994. – 96 с.

20. Масляев О.И. Психология личности. – Д.: Сталкер, 1997. – 416 с.

21. Микалко Майкл. Тренинг интеллекта. — СПб.: Питер, 2001.—188с.

22. Минько Э.В., Минько А.Э. Ускоренное конспектирование и чтение. СПб.: Питер, 2003. - 128с.

23. Михайлов С. Скорочтение—шаманство над книгой.— СПб.: Питер 2003 — 160с.

24. Москвина Л. Энциклопедия психологических тестов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997 – 333 с.

25. Мэй Р. Смысл тревоги / Пер. с англ. – М.: «Класс», 2001. – 384 с.

26. Норбеков М.С. Опыт дурака, или ключ к прозрению. Как избавиться от очков. – СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2001. – 316 с., ил

27. Практический интеллект /Под ред. Р. Дж.Стернберга. — СПб.: Питер, 2002. — 265 с.

28. Пауэлл Дж. Как устоять в любви / Пер. с англ. – М.: «Путь», 2002. – 119 с.

29. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие в 2 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – 480 с.: ил.

30. Стайн Дж. М. Расширение возможностей интеллекта:от­крой в себе гения! — М.: Эксмо, 2002. — 384 с.

31. Сухарев В.А. Психология интеллекта. – Донецк: Сталкер, 1997. – 416 с.

32. Тушканова О.И. Психологическая подготовка к экзаменам, выступлениям, ответам на уроках. – Волгоград: ЦПП, 1999. – 64 с.

33. Шепель В.М. Ортобиотика: Слагаемые оптимизма. – М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996. – 295 с.

34. Штенберг Д.Ф. Скоростное конспектирование: Учеб. метод. пособие. – М. Высшая школа,1988, 31 с.

35. Штенберг Р.Дж. Отточите свой интеллект / Пер. с англ. – Мн.: ООО «Попурри», 2000. – 544 с.: ил. – (Серия «Живите с умом»)

36. https://www.citycat.ru / Компьютерные тренинги для развития навыков скорочтения.

37. https://www.astera.ru/news/?id – материалы сайта.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: