Тема 4. Культура Древней Месопотамии

Культура Двуречья (Месопотамии) возникла примерно в то же время, что и египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н. э. до середины VI века до н. э. В отличие от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократ­ных взаимопроникновений нескольких этносов и народов, и потому была многослойной. Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге; ассирий­цы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и зна­чения достигли культуры Шумера, Вавилонии и Ассирии. Возникновение шумерского этноса до сих пор остается загад­кой. Известно только, что в IV тыс. до н. э. южную часть Дву­речья заселяют шумеры и закладывают основы для всей после­дующей цивилизации данного региона. Как и египетская, эта цивилизация была речной.

К началу III тыс. до н. э. на юге Месопотамии появляется несколько городов-государств, глав­ными из которых становятся Ур, Урук, Лагаш, Ларса и др. Они поочередно играют ведущую роль в объединении страны.

В XXIV — XXIII века до н. э. происходит возвышение семитско­го города Аккад, находившегося севернее Шумера. При царе Саргоне Древнем Аккаду удалось подчинить своей власти весь Шумер (III тыс. до н.э. – II тыс. до н.э.). Аккадский язык вытесняет шумерский и становится главным на всей территории Месопотамии. Большое влияние на весь регион оказывает также семитское искусство.

Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения, поэтому глав­ным памятником шумерской литературы стал "Земледельческий альманах", содержащий наставления по ведению земледелия — как сохранять плодородие почвы и избегать ее засоления. Важное значение имело также скотоводство. Высокого уровня достигла шумерская металлургия. Уже в начале III тыс. до н. э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н. э. вступили в железный век. С середины III тыс. до н. э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла — ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место как между шумерскими городами, так и с другими странами — Египтом, Ираном, Индией, государствами Малой Азии.

Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н. э. фи­никийцами, она составила основу почти всех современных ал­фавитов. И писали они спциальными стилами по сырым глиняным табличкам.

Система религиозно-мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем Боге, каковым выступает Бог Думузи. Как и в Египте, прави­тель города-государства объявлялся потомком Бога и воспринимался в качестве земного Бога. Но у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. Жрецы у шуме­ров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни

В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменно­го строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на ис­кусственных платформах — насыпях. С середины III тыс. до н. э. шумеры первыми начинают широко использовать в строитель­стве арки и своды.

Первыми памятниками архитектуры стали два храма Белый и Красный, обнаруженные в Уруке (конец IV тыс. до н. э.) и посвященные главным божествам города — богу Ану и богине Инанне. Оба храма — прямоугольные в плане, с выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в "египетском стиле". Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре (XXVI век до н. э.). Он был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульпту­рой. В нишах стен стояли медные фигурки идущих бычков, а на фризах — горельефы лежащих бычков. У входа в храм — две статуи львов из дерева. Все это делало храм праздничным и нарядным.

В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройкизиккурат, который представлял собой ступенчатую, прямо­угольную в плане, башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик — "жилище Бога". Зикку­рат в течение тысячелетий играл примерно ту же роль, что и египетская пирамида, но не был за­гробным храмом. Самым известным стал зиккурат ("храм-гора") в Уре (XXII — XXI века до н. э.), который входил в ком­плекс из двух больших храмов и дворца и имел три платформы: черную, красную и бе лую. Сохранилась лишь нижняя, черная платформа, но даже в таком виде зиккурат производит гранди­озное впечатление.

Скульптура в Шумере имела культовый харак­тер: верующий ставил сделанную по его заказу не­большую по размерам статуэтку в храме, которая как бы моли­лась о его судьбе. Человек изображался условно, схематически и абстрактно, без соблюдения пропорций и без портретного сход­ства с моделью, часто в позе молящегося (например, женская фигурка (26 см) из Лагаша, которая име­ет в основном общие этнические черты).

Позже в аккадский период скульптура существенно меняется: она ста­новится более реалистической, приобретает индивидуальные чер­ты (например, голова из меди Саргона Древнего (XXIII век до н. э.), которая прекрасно передает неповторимые черты характера царя: мужество, волю, суровость).

Высокого уровня достигла шумерская литература. Помимо упо­мянутого выше "Земледельческого альманаха", самым значи­тельным литературным памятником стал "Эпос о Гильгамеше". В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который все видел, все испытывал, все познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия.

К концу III тыс. до н. э. Шумер постепенно приходит в упа­док, и его в конце концов покоряет Вавилония (II тыс. до н.э.– I тыс. до н.э.).

Своего наивысшего подъема Древняя Вавилония достигает при царе Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н. э.). От его времени ос­тались два значительных памятника:

· Законы Хаммурапи стал самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли. 282 статьи судебника охваты­вают практически все стороны жизни вавилонского общества и составляют гражданское, уголовное и административное право

· базальтовый столб (2 м), на котором изображен сам царь Хаммурапи, сидящий перед богом Солнца и правосудия Шамашем, а также запечатлена часть текста знаменитого кодекса.

Новая Вавилония достигла своего высшего расцвета при царе Навуходоносоре (605 — 562 гг. до н. э.). При нем были сооруже­ны знаменитые "висячие сады Семирамиды", ставшие одним из семи чудес света. Их можно назвать грандиозным памятником любви, поскольку они были подарены царем любимой жене, чтобы облегчить ее тоску по горам и садам своей родины.

Не менее известным памятником является также Вавилонская башня. Это был самый высокий в Месопотамии зиккурат (90 м), состоявший из нескольких поставленных друг на друга ба­шен, на верхней, из которых находилось святилище Мардука — главного бога вавилонян. Видевший башню Геродот был потрясен ее величием. Она упоминается в Библии. Когда персы завоевали Вавилонию (VI век до н. э.), они разрушили Вави­лон и все находившиеся в нем памятники.

Особого выделения заслуживают достижения Вавилонии в ас­трономии и математике. Вавилонские звездочеты с удивительной точностью вычислили время обращения Луны вокруг Земли, составили солнечный календарь и карту звездного неба. Названия пяти планет и двенадцати созвездий солнечной сис­темы имеют вавилонское происхождение. Звездочеты подарили людям астрологию и составление гороскопов. Еще более впе­чатляющими были успехи математиков. Они заложили основы арифметики и геометрии, разработали "позиционную систему", где числовое значение знака зависит от его "позиции", умели возво­дить в квадратную степень и извлекать квадратный корень, созда­ли геометрические формулы для измерения земельных участков.

Третья могущественная держава Месопотамии — Ассирия — возникла в III тыс. до н. э., однако наивысшего расцвета дос­тигла во второй половине II тыс. до н. э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась возвышения благодаря своему геогра­фическому положению. Она оказалась на перекрестке кара­ванных путей, и торговля сделала ее богатой и великой. Сто­лицами Ассирии последовательно были Ашшур, Калах и Ни­невия. К XIII веку до н. э. она стала самой могущественной империей всего Ближнего Востока.

В художественной культуре Ассирии — как и во всем Двуречье — ведущим искусством была архитектура. Наиболее значитель­ными архитектурными памятниками стали дворцовый ком­плекс царя Саргона II в Дур-Шаррукине и дворец Ашшурбанапала в Ниневии.

Широкую известность приобрели также ассирийские рельефы, украшавшие дворцовые помещения, сюжетами которых были сцены из царской жизни: культовые церемонии, охота, воен­ные события. Одним из лучших примеров ассирийских релье­фов считается "Большая львиная охота" из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, где сцена, изображающая раненых, умираю­щих и убитых львов, наполнена глубоким драматизмом, острой динамикой и яркой экспрессией.

В VII веке до н. э. последний правитель Ассирии Ашшурбанапал создал в Ниневии великолепную библиотеку, содержащую более 25 тысяч глиняных клинописных табличек. Библиотека стала самой большой на всем Ближнем Востоке. В ней были собраны документы, в той или иной мере касавшиеся всего Двуречья. Среди них и миф о Гильгамеше".

В I тыс. до н.э. ближневосточные народы подвергаются нападению со стороны молодого Персидского государства. В VII до н.э. окончательно сформировался союз племен, под руководством династии Ахеменидов. Военные успехи персов были велики, им покорились все народы Ближнего Востока, Египта. Греции. На территории огромгого государства действовала единая система законов, почта, монета, налоги были строго фиксированными, строились дороги, рос чиновничий аппарат.Разгромить Персидскую державу (Кира, Дариев) удалось Александру Македонскому.

Иранская цивилизация была относительно молодой: так, иранцы овладели арамейским письмом лишь незадолго до создания своей «мировой» державы. С другой стороны, иранцы широко использовали возможности взаимодействия с неиндоевропейскими культурами, в чьей среде они оказались, синтезируя их достижения. Особого размаха процесс культурного синтеза достиг в рамках мировой державы Ахеменидов. Монументальное строительство дворцовых комплексов в Пасаргадах, Сузах и особенно Персеполе (VI- V вв.) считается наиболее ярким проявлением имперской ахеменидской культуры и демонстрирует новые скульптурные и архитектурные стили, органично сочетающие влияния разных ближневосточных цивилизаций. В ападану (парадный дворец) Дария I в Персеполе вели лестницы, украшенные рельефами с изображениями царя, его придворных, армии и представителей 33 народов империи с характерными особенностями облика и подати каждого из них.

Зороастризм – это религия, в которой противопоставляются два начала (добро и зло), борьба между ними залог мирового развития, появляется идея о Едином боге. Появление рлигии связанос именем пророка Заратуштры (VIII- VI вв. до н.э.), именно ему верховный бог подарил Авесту- 21 книга мудрости. Присутствует вера в загробный мир. Особое место в обрядах занимает поклонение неугасимому огню. Также тщательно следили за чистотой земли и воды(священные), а также личной гигиеной и нравственностью.

Двуречье, как и Египет, стало настоящей колыбелью человече­ской культуры и цивилизации. Шумерская клинопись и вави­лонские астрономия и математика — этого уже достаточно, чтобы говорить об исключительном значении культуры Месо­потамии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: