Тема 2. Первобытная культура

Где и когда возникла первобытная культура. Ответ простой: везде, где жил человек, и всегда в пределах человеческой цивилизации

Существуют разные теории о происхождении культуры в зарубежной культурологии. Можно выделить две основные концепции:

1. Теория игры, появившаяся благодаря философу Канту и поэту Шиллеру в 18 веке. До 20 века появлялись новые исследования в этой области. т.е. в человеке заложены природные эстетически чувства, есть избыток эмоций

2. Теория «производственной необходимости, для удовлетворения материальных потребностей. Здесь можно найти несколько точек зрения:

§ Магическая роль искусства

§ Функции обучения

Первобытное общество возникло примерно 40 тысяч лет назад и существовало до IV тысячелетия до н. э. Оно охватывает не­сколько периодов каменного века:

ü поздний палеолит (40 — 10 тыс. до н. э.);

ü мезолит (10 — 6 тыс. до н. э.);

ü неолит (6 — 4 тыс. до н. э.).

Хотя некоторые элементы культуры возникают еще до уста­новления первобытного общества (ручное рубило, религиозные представления, зачатки языка), развитие собственно человече­ской культуры начинается одновременно с завершением про­цесса формирования человека, каковым стал homo sapiens или "человек разумный".

В период позднего палеолита в первобытном обществе складываются важные компоненты материальной культуры:

· орудия становятся все более сложными и законченными по форме;

· организуется охота на крупных зверей;

· строятся жилища с использованием дерева, камня и кости;

· носится одежда, для чего обрабатывают шкуры.

Не менее сложной становится духовная культура. Прежде все­го, первобытный человек уже в полной мере обладает главны­ми человеческими качествами: мышлением, волей, языком. В обществе формируются первые формы религии:

магия (колдовство, волшебство) — вера в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и природные явления;

тотемизм связан с верой в родство племени с тотемами, каковыми обычно выступают определенные виды животных или растений;

фетишизм — вера в сверхъестественные свойства некоторых предметов — фетишей (амулеты, обереги, талисманы), способ­ных оберегать человека от беды;

анимизм связан с представлениями о существовании души и духов, влияющих на жизнь людей.

Успешно развивается искусство, в особенности изобразительное, которое представлено практически всеми видами: рисунок крас­кой, рельеф и круглая скульптура, гравировка. В качестве мате­риала используются различные породы камня, глина, дерево, ро­га и кость. В качестве краски - сажа, разноцветная охра, мегрель. Большинство сюжетов посвящено животным, на которых охотил­ся человек. Образцы искусства — рисунки в пещерах Ласко (Франция), Альтамира (Испания), Капова (Россия), скульптура "Венера Виллендорфская".

Вместе с мезолитом начинается современная геологическая эпоха — голоцен, наступившая после таяния ледников. Мезолит означает переход от палеолита к неолиту. На этой стадии пер­вобытные люди широко применяют лук и стрелы с кремневы­ми вкладышами, начинают пользоваться лодкой. Растет произ­водство деревянной и плетеной утвари, в частности изготов­ляются всевозможные корзины и сумки из лыка и камыша. Человек приручает собаку.

Продолжает развиваться культура, значительно усложняются религиозные представления, культы и ритуалы. В частности, усиливается вера в загробную жизнь и культ предков. В искусстве также наблюдаются заметные изменения. Наряду с животными широко изображается и человек, он даже начинает преобладать. В его изображении появляется некий схематизм. В то же время художники умело передают экспрессию движений, внутреннее состояние и смысл событий. Значительное место занимают многофигурные -сцены охоты, сбора меда, военной борьбы и сражений. Об этом, в частности, свидетельствуют картины на скалах Валлторта (Испания).

Для неолита характерны глубокие и качественные изменения, про­исходящие в культуре в целом и во всех ее областях:

культура перестает быть единой и однородной: она распадается на множество этнических культур, каждая из которых приоб­ретает неповторимые особенности, становится самобытной;

аграрная, или неолитическая революция в экономике, то есть пе­реход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) к производящей и преобразующей технологии (земледелие, скотоводство), что означало появление новых об­ластей материальной культуры. Помимо этого возникают но­вые ремесла — прядение, ткачество, гончарное дело, а вместе с ним — использование глиняной посуды. При обработке камен­ных орудий применяются сверление и шлифовка. Значитель­ный подъем переживает строительное дело;

переход от матриархата к патриархату. Это событие иногда определяется как историческое поражение женщин. Оно по­влекло за собой глубокую перестройку всего уклада жизни, по­явление новых традиций, норм, стереотипов, ценностей и ценностных ориентации.

В результате во всей духовной культуре происходят глубокие из­менения:

• наряду с дальнейшим усложнением религии появляется мифо­логия. Первые мифы представляли собой ритуальные обряды с плясками, в которых разыгрывались сцены из жизни далеких тотемистических предков данного племени или рода, которые изображались в виде полулюдей- полуживотных. Описания и объяснения этих обрядов передавались из поколения в поко­ление, постепенно обособлялись от самих обрядов и превра­щались в мифы в собственном смысле слова — сказания о жизни тотемистических предков. Позднее содержание мифов составляют не только деяния тотемистических предков, но и поступки реальных героев, которые совершили нечто исключи­тельное — основали новый обычай, предостерегли от беды, на­шли выход из затруднения, принесли какое-либо другое благо;

• вместе с возникновением веры в демонов и духов, примерами выступали домовые, водяные, лешие, русалки, эльфы, наяды и т. п., начинают создаваться религиозные мифы, повест­вующие о похождениях и деяниях этих божеств;

• были накоплены определенные астрономические знания, что помогало им ориентироваться по небу, выделяя в нем звезды и созвездия. Астрономические знания позволяли им составлять первые календари, вести отсчет времени;

• имели также медицинские знания и умения: знали целебные свойства растений, умели лечить раны, выправлять вывихи и переломы;

• использовали пиктографическое письмо, могли считать.
Глубокие изменения в эпоху неолита происходят и в искусстве:

• помимо животных в нем изображается небо, земля, огонь, Солнце;

• возникает обобщенность и даже схематизм, что. проявляется и при изображении человека;

• настоящий расцвет переживает пластика из камня, кости, рога и глины;

• существовали музыка, песни, танцы, пантомима. Первоначально они были тесно связаны с ритуалами, однако с течением времени все больше приобретали самостоятельный характер;

• наряду с мифами словесное искусство принимало и другие формы: сказки, рассказы, пословицы и поговорки;

• широкое развитие имело прикладное искусство, в особенности изготовление различного рода украшений для вещей и одежды.

В культуре первобытного общества были заложены основы и предпосылки для последующего развития всей человеческой культуры.

Таким образом, первобытная культура имеет ряд особенностей:

1. Синкретизм (от греч. соединение) – сочетание разнообразных воззрений, слитность, нерасчлененность (существование плясок, танцев, пения, музыки в общем единстве)

2. Осознание мира происходило стихийно, за каждым понятием скрывался образ, живое действие.

3. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира происходило параллельно с формированием человека разумного

4. Символическая форма, условный характер изображения.

5. В культуре первобытности отразилось зародышевое состояние психических переживаний человека, формирование коллективного бессознательного - архетипов.

6. Зародились все виды изобразительного искусства: графика, живопись, скульптура. Появилось декоративное искусство: резьба по камню, кости. Развились художественные ремёсла: изготовление изделий из бронзы, золота, серебра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: