Взгляды ученых на развитие цивилизации

Каждая эпоха создает свои культурологические концепции.

Самое первое определение термину «культура» (по мнению американских антропологов) дал английский этнограф Э. Тэйлор (1832—1917) в главном труде своей жизни “Первобытная культура”(1871) В основе доктрины Тэйлора:· отстаивалась идея прогрессивного развития культур. Все культуры, должны пройти примерно те же стадии в своем развитии, что и цивилизованные (европейские) страны, от невежества к просвещению;· в его концепции культура не представляет собой целостного явления, он изучал ее как ряды усложняющихся в процессе развития элементов.· культура или цивилизация - простая совокупность элементов: знаний, верований, искусства, орудий труда, оружия, техники, обрядов, ритуалов и т.д. · он является автором т.н. анимистической (от лат.anima – душа, дух) теории религии, т.е. начальной и исходной формой религии является вера в существование душ и духов, “первобытный анимизм”.

Взгляды ученых на развитие цивилизации

Основные теории, взгляды, представители Краткое содержание
Теория культур, О. Шпенглер Идея о полицикличности мирового процесса, отрицание линейного процесса развития истории, общность этапов мировой истории. Цивилизация является последней фаззой существования культуры, ее перерождением, закате когда переходят от героических деяний к механически, работе. Признаки цивилизации: 1) развитие индустрии, техники; 2) деградация искусства и литературы; 3) мертвая метафизика вместо истинной религии; 4) скопление людей в городах; 5) превращение народа в безликую массу; 6) отрицание традиционных ценностей. Цивилизация возникает неизбежно как последняя стадия культуры. Дополнительные характеристики цивилизации: урбанизация, империализм, культ больших величин, синкретизм, жажда власти, классовая борьба, направленность на внешнее действие, а не на углубленную работу. Наличие восьми культур: египетская, вавилонская, индийская, китайская, греко-римская, арабская, западная, мексиканская, возможность появления великой русской культуры;
Теория локальных цивилизаций, А. Тойнби Локальная цивилизация — основная единица исторического процесса. Стадии развития: рождение, рост, надлом, разложение, гибель. Для рождения необходимо наличие творческого меньшинства, отвечающего на Вызов Творца и благоприятных условий для последующего ее развития. Выделяет пять основных циклов, пять живых цивилизаций: китайская, индийская, византийское общество, исламская, русская и западная
Теория культурно-исторических типов, Н. Данилевский Цивилизация — культурно-исторический тип — является: основной единицей исторического процесса, имеющей индивидуальный и замкнутый характер, являющейся совокупностью отдельных народов. Нет всемирной истории, всемирной культуры. Выделяет четыре типа цивилизаций: первичные (подготовительные) — египетская, индийская, халдейская или древнесемитская; иранская, китайская, ассиро-вавилонско-финикийско-халдейская; одноосновные — европейская, греческая (эллинская), римская, новосемитская или аравийская; двухосновные — германо- романская или европейская, американская (Мексика и перуанская); объединительная и гармонизирующая славянская цивилизация, ведущее начало в ней — русская
Теория социокультурных систем, П. Сорокин В основе исторического процесса лежит духовная жизнь, развитие культуры, кризис культуры становится кризисом общества. Выделяет следующие этапы в развитии европейской цивилизации: 1) господствует идея Бога мире — духовный тип; 2) идеалистический тип; 3) чувственный тип, определяющий особенности современной цивилизации.
Теория обществен­но-экономической формации; К. Маркс, Ф. Энгельс Цивилизация как историческая ступень развития общества, следующая за дикостью и варварством. Определяющим при этом является технология — производство и средства труда. В соответствии с различными формами собственности выделяли способы производства: первобытнообщинный, азиатский, античный, германский (феодальный), капиталистический, постэкономический
Взгляды современ­ных ученых: М.А. Барг Понимает цивилизацию как человеческую общность, которая характеризуется определенной совокупностью способов существования в природной среде (материальными и нравственными средствами), иерархией ценностей и системой социальных отношений; каждая цивилизация вооружает человека набором средств для противостояния внешнему миру

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: