Тема 5. Культура Индии. Индо-Буддийский тип культуры

Культура Древней Индии существовала примерно с середины III тыс. до н. э. и до VI в. н. э. Современное название "Индия" появилось лишь в XIX веке. В прошлом она была известна как "страна ариев", "страна брахманов", "страна мудрецов".

Особенности Индийской культуры:

· богатство и многообразие религиозно-философских учений;

· обращенность как к Вселенной (в тайны мироздания), так и внутрь человеческого мира (в глубины человеческой души) —примером тому служит философия и практика йоги;

· удивительная музыкальность и танцевальность;

· особое почитание любви — чувственной и физической.

Самобытность индийской культуры во многом обусловлена особенностями индийского этноса. В его формировании участ­вовали многочисленные разноязыкие племена и народности —от местных дравидов до пришлых ариев.

История Древней Индии распадается на три больших периода:

• время хараппской цивилизации, сложившейся в долине реки Инд (III тыс. — XVII в. до н. э)

арийский —ведический, связан с приходом и расселением арийских племен в долинах рек Инд и Ганг (XIII—VI вв. до н. э.).

Индия при династиях Маурьв (V—III вв. до н. э.) и Гуптов (II в. до н. э. — VI век)

Хараппская цивилизация, имевшая главные центры в городах Хараппа (современный Пакистан) и Мохенджо-Даро ("Холм мертвых"), достигла высокого уровня развития. Об этом свиде­тельствуют те несколько крупных городов, которые отличались стройной планировкой и имели прекрасную водосточную сис­тему. Так, в древнейших индийских городах Хараппа и Мохенджо-Даро проживало от 35 до 100 тыс. человек. В Европе такие города появились только в Средние века.

Хараппская цивилизация обладала своей письменностью и языком, истоки которых остаются загадкой. В художествен­ной культуре особенно успешно развивалась мелкая пластика: небольшие статуэтки, рельефы на печатках. Яркими образцами этой пластики являются бюст жреца (18 см) из Мохенджо-Даро и торс танцующего мужчины (10 см) из Хараппы. Хараппская культура и цивилизация постепенно пришли в упадок, вызванный климатическими изменениями, разливами рек и особенно эпидемиями.

Индоарийский период начинается с приходом ариев- кочевников, поселившись на индийской земле они стали земледельцами и скотоводами. Они смешались с местным на­селением и в то же время вместе с новой кровью как бы вдох­нули в индийский этнос новую жизнь.

Об основной части этого периода главным источником сведе­ний являются созданные ариями Веды — рассказ о сложном и болезненном процессе самоутверждения ариев на новом месте жития, об их борьбе с местными племенами.

Важную роль в жизни индийцев играют касты, которых насчи­тывается более двух тысяч. Касты сложились на основе четы­рех варн и существуют с раннего Средневековья. Самой низ­шей среди них является каста неприкасаемых. Ее члены вы­полняют наиболее грязную и унизительную работу. Им запре­щено входить не только в храмы для высших каст, но даже на кухню. Они также не могут пользоваться вещами высших каст. В настоящее время роль каст в политической жизни юридически ограничена. Однако в повседневной жизни эта роль остается зна­чительной, особенно в семейно-брачных отношениях. Как пра­вило, браки заключаются внутри каст и чаще всего без учета мнения будущих супругов.

Веды (от глагола "ведать", "знать") — сборники религиозных текстов — гимнов, песнопений и магических формул, напи­санных на ведийском языке — древнейшей форме санскрита. Веды составляют четыре части:

Ригведа (религиозные гимны);

Самаведа (песнопения);

Яджурведа (жертвенные формулы);

Атхарваведа (магические заклинания и формулы).

К ведической литературе также относятся комментарии Вед — брахманы и упанишады.

Санскри́т («искусно созданный язык») — древний литературный язык Индии со сложной грамматикой, известены ранние памятники до 3,5 тыс. лет, т.о. по древности среди индо-европейской семьи санскрит уступает только хеттскому (см Шумеро-аккадская цивилизация Месопотамии).

Веды содержат сведения о всех сторонах жизни древних индийцев. В частности, они сообщают о делении индийского общества на че­тыре варны:

• брахманы (жрецы);

• кшатрии (воины);

• вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы);

• шудры (рабы и военнопленные).

Эти четыре варны позднее были дополнены многочисленными кастами, которые сохранились до наших дней.

Первой из религий Индии стал ведизм — религия самих Вед. Для него характерно многобожие и антропоморфность. Глав­ным среди всех божеств был Индра — бог Грозы, могущест­венный воин, покровитель ариев в их борьбе с местными пле­менами. В Ригведе именно ему посвящено больше всего гим­нов. За ним следуют: Варуна — бог Неба и Космоса; Сурья — бог Солнца; Вишну — олицетворяющий круговращение Солн­ца; Агни — бог Огня и др.

Брахманизм формируется на новом этапе (I тыс. до н. э.). Он представляет собой более стройное учение о мире, в котором прежнее множество богов сведено к троице. Абсолютная и неопределенная сущность - Брахман - проявляется в триедином божестве: Брахма - творец мира; Вишну - охранитель мира; Шива — разрушитель мира.

Постепенно брахманизм переходит в индуизм, который ас­симилирует многие индийские верования — от языческих до буддизма и является самой распространенной в Индии религи­ей, охватывая более 80% верующих. Индуизм существует в виде двух главных направлений:

вишнуизма

шиваизма.

Вместе с тем в наши дни самостоятельной ветвью индуизма является кришнаизм.

Включение в индуизм различных культов осуществляется через концепцию аватары (воплощений) Вишны. Согласно этой кон­цепции, Вишна нисходит в мир, перевоплощаясь в различные образы (например,принимает облики Рамы, Кришны и Будды).

Священным писанием индуизма является "Бхагаватгита" (Господня Песня) — одна из частей "Махабхараты". Основу индуизма составляет учение о вечном переселении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за все содеянное в жизни.

Империя Маурьев (V—III вв. до н. э.) получило историческую значимость вскоре после походов Александра Македонского. Своего наивысшего расцвета достигла при императоре Ашоке, который подчинил огромную территорию и распространил буддизм.

Империя Гупта (II в. до н. э. — VI век) объединила под своим владычеством почти такую же большую часть Индии, как предыдущая династия. Правление Гупта было периодом процветания литературы, науки и брахманизма, хотя и к буддизму они не относились враждебно.

В VI веке до н. э. в Индии появляется буддизм — одна из трех крупнейших мировых религий. Его создателем стал Сидцхартха Гаутама, который в 40 лет достиг состояния просветления и получил имя Будда (просветленный). В III в. до н. э. буддизм достиг наибольшего влияния и рас­пространения, вытеснив брахманизм. Но с середины I тыс. н. э. его влияние постепенно падает, и в начале II тыс. н. э. он растворяется в индуизме. Дальнейшая его жизнь как самостоя­тельной религии проходит за пределами Индии — в Китае, Японии и других странах.

Основу буддизма составляет учение о "четырех благородных ис­тинах": существует страдание; его источник — желание; спасе­ние от страдания возможно; есть путь к спасению, к освобож­дению от страдания. Путь к спасению лежит через отказ от мирских соблазнов, через самосовершенствование, через не­противление злу.

Высшее состояние — нирвана — и означает спасение. Нирвана (угасание) представляет собой пограничное состояние между жизнью и смертью, означающее полную отрешенность от внешнего мира, отсутствие всяких желаний, совершенную удовлетворенность, внутреннее просветление.

Буддизм обещает спасение всем верующим вне зависимости от принадлежности к той или иной варне или касте.

Джайнизм возникает в Индии одновременно с буддизмом. В нем главным выступает принцип ахимсы непричинения зла всему живому.

Сикхизм выделился из индуизма как самостоятельная религия в XVI веке.Сикхизм выступает против иерархии варн и каст, за равенство всех верующих перед Богом.

Поклонение многим животным свидетельствует о сохранении самых ранних форм религии — фетишизма и тотемизма. Так, в число священных входят коровы и быки из породы зебу (кото­рые в отличие от коров используются в хозяйственных рабо­тах). Обезьянам ты­сячами живут в храмах, получая от людей пищу и уход. Еще большим поклонением пользуются змеи, а особенно кобры. Им возводятся ве­ликолепные храмы, о них складываются легенды и пишутся сказания. Некоторые животные связываются с определен­ными богами, например. корова — с Криш­ной, кобра — с Шивой, гусь — с Брахмой.

В Древней Индии успешно развивалась наука. Наиболее значительных успехов индийцы добились в математике, астрономии, медицине и лингвистике. Индийским математикам было известно значение числа "пи", они создали десятичную систему исчисления с использованием нуля. Всем известные арабские цифры скорее всего изобрели индийцы. Математические термины "цифра", "синус", "корень" также имеют индийское происхождение. Индийские астрономы высказали догадку о вращении Земли вокруг своей оси. Высокого уровня достигла ин­дийская медицина, создавшая науку о долголетии (аюрведу). Индийские хирурги делали 300 видов операций, используя около 120 хирургических инструментов. Лингвистика своим рождением обязана прежде всего индийским ученым.

Высокого уровня достигла художественная культура, где особое место занимает литература. Самым древним литературным памятником являются Веды (II тыс. до н. э.). Позднее появи­лись еще два великих литературных памятника — "Махабхарата" и "Рамаяна" (I тыс. до н. э.). Основное содержание первого составляет спор о власти между братьями Кауравами и Пандавами. Содержанием "Рамаяны" являются подвиги и приключения царя Рамы в поисках похищенной любимой — Ситы. Особого вы­деления заслуживает "Панчатантра" (III — IV века н. э.) — сборник сказок, басен, притч и рассказов нравоучительного толка. Мировую известность поэту и драматургу Калидасы принесла драма "Шакунтала", а также поэмы "Облако-вестник" и "Рож­дение Кумары".

Развитие древнеиндийской архитектуры имеет некоторые особенности. Памятники существовавшие до III века до н. э., не сохранились до наших дней, так как строительным материалом служило дерево. С III веке до н. э. в строительстве используют камень. Господствующей религией в этот период был буддизм, поэтому основными памятниками являются буддийские сооружения: ступы, стамбхи, пещерные храмы. Буддийские ступы представляют собой круглые кирпичные со­оружения диаметром 36 м и высотой 16 м. По преданию, в ступах хранились реликвии Будды. Самой известной из них стала "Большая ступа № 1", окруженная оградой с воротами. Стамбхи —это монолитные столбы-колонны высотой около 15 м, наверху которых установлена фигура священного животного, а поверх­ность покрыта надписями буддийского содержания. Пещерные храмы обычно входили в комплекс построек вместе с монастырями. Самым знаменитым храмом является комплекс в Аджанте, объединяющий 29 пещер. Этот храм интересен также тем, что в нем сохранились прекрасные образцы древнеиндий­ской живописи. Росписи Аджанты изображают сцены из жизни Будды, мифологические сюжеты, а также сцены из светской жизни: танец, царская охота и т. д.

Вокальную музыку индийцы понимают как начало и конец всех искусств. Особенностям музыки, канонам и технике танца посвящен древний трактат "Натьяшастра". Ис­токи танца и театра находятся в культовых обрядах и играх древнеиндийских племен. Творцом танца считается Шива. Большая часть классических и народных танцев посвящена именно Кришне и Раме.

Культура Древней Индии занимает исключительное место в мировой культуре. Будучи восточной, она оказала огромное влияние и на западную культуру. Многие ее памятники и дос­тижения составляют органическую часть других культур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: