Типы научного изложения
| Конструктивные и языковые особенности
| Адресат
| Жанры
|
Собственно-научный
| строго академический стиль изложения с подчеркнуто информативной направленностью – описание новых в науке фактов (см. табл. 1)
| ученый,
специа-лист
| диссертация,
монография,
научная ста-тья, научный доклад, тезисы
|
Научно-
оценочный
| содержательные или текстуальные повторы по отношению к первично-му тексту; высокая степень стандарти-зации на всех уровнях построения текста, наличие типизированных оценочных средств
| специа-лист
| рецензия, от-зыв, эксперт-ное заключе-ние, научная дискуссия
|
Научно-
учебный
| описание базовых научных фактов, необходимых для овладения научной (профессиональной) картиной мира; сжатая полнота информации, предме-тно-логическая последовательность, ясность и доходчивость изложения, активизация внимания адресата
| учащийся
| учебник, учебное пособие, учебный доклад, лекция, курсовая работа, научно-учебный диалог
|
Научно-методиче-ский
| дидактическое указание способов и приемов работы с научной информа-цией или каким-либо техническим ус-тройством; соответствие композиционного и языкового построения речи стандарту, объяснение терминов, ак-тивность императивных форм глагола
| специа-лист,
учащийся
| программа,
методическое пособие,
рекомендация,
инструкция
|
Информа-ционно-рефератив-ный
| сжатое, семантически адекватное из-ложение основного содержания пер-вичного научного текста в информативных целях; стандартность структуры
| ученый,
учащийся
| реферат,
обзор,
аннотация,
резюме
|
Справочно-энциклопе-дический
| обозначение, систематизация и опи-сание научных понятий; алфавитный или тематический принцип рубрика-ции материала; наличие тезауруса и базовых дефиниций; метаязыковые описания, сокращение слов, ссылки на источник информации; отсутствие экспрессивных средств
| специалист, неспециалист
| энциклопедия,
словарь,
справочник
|
Научно-популярный
| преподнесение научных данных в до-ступной и занимательной форме; сти-листически контаминированная речь: сохранение общенаучной лексики, комментирование вводимых терминов (краткая расшифровка значения в скобках, в сносках, с помощью образ-ных средств); пропуск большинства логических доказательств; наличие образной и иностилевой лексики, экспрессивных средств (метафора, сравнение, вопросно-ответные ряды, обращения, парцелляция и т.д.)
| неспециалист в данной области знаний (фактор учета осо-беностей адресата определяет языковой отбор)
| научно-популярная статья,
научно-популярная передача
|
Научно-деловой
| стереотипность композиции, максимальная стандартизация языковых средств, обилие штампов и устойчивых оборотов, унификация синтаксических конструкций
| специа-лист
| патент,
авторское сви-детельство,
стандарт, тех-нологическое описание,
деловая кор-респонденция
|