double arrow

Состав информационного банка СПС и процедуры его сопровождения



Основой любой СПС является ее информационный банк.

В зависимости от его состава, структуры и объема определяются и процедуры его сопровождения, т.е. обновления, пополнения, поиска, выборки и т.п. В связи с этим возникает проблема разделения всего массива правовой информации на отдельные информационные базы.

Основные подходы формирования информационных баз:

1. Формирование информационных баз в соответствии с различными видами классификации правовой информации, например:

Ø официальная и неофициальная правовая информация должны находиться в разных базах;

Ø подразделение правовой информации по территориальному признаку, при этом выделяют федеральные и местные правовые акты;

Ø разделение правовой информации по тематическому признаку обусловлено исторически сложившимся делением законодательства на отрасли.

2. Формирование информационных баз в соответствии с информационными потребностями пользователей СПС.

СПС работают по принципу выбора информации по запросу. Запрос – это совокупность поисковых признаков (дескрипторов), характеризующих искомый объект. В качестве дескрипторов используют реквизиты документов: вид документа, принявший орган, дата принятия и регистрации, название и статус документа и др. Тем самым ограничивается информационное пространство, в котором осуществляется поиск.




Основные виды поиска:

· тематический. Основан на том, что все документы, помещенные в систему, отнесены разработчиками к соответствующей тематике. При этом тематический классификатор имеет иерархическую структуру, так что, перемещаясь с тематики более высокого уровня на тематику более низкого и постепенно уточняя запрос, можно перейти к соответствующему перечню интересующих документов;

· контекстный. Карточка запроса позволяет составлять контекстные запросы с использованием в поисковой фразе логических операторов, гибко комбинировать поисковые атрибуты, вводить в запрос несколько атрибутов, ставя логическое условие поиска: «или», «и», «кроме»;

· по ключевым словам или словосочетаниям;

· хронологический;

· интеллектуальный контекстный поиск. Используется в том случае, если пользователь затрудняется точно сформулировать контекстный запрос, не знает конкретных значений атрибутов и в др. аналогичных ситуациях.

Многие СПС имеют дополнительные возможности:



Ø создание постоянных подборок документов по какой-либо проблеме;

Ø установка закладок в тексте, что удобно при работе с большими документами;

Ø наличие гипертекстовых связей между документами, которые позволяют переходить из одного документа в другой;

Ø экспорт документов в другие программные пакеты, например Word и Excel.

Среди всех справочно–поисковых систем выделяют универсальные, содержащие нормативные акты по всем видам законодательства и специализированные по какой-либо одной отрасли права.

К системам универсального типа относятся «Консультант Плюс», «Гарант», «Эталон», «ЮСИС», «Кодекс», «Юрисконсульт», «ИНЭК», «1С:Кодекс», «Референт».

К системам специализированного типа можно отнести пакеты фирм «Инфосеть», «Крокус Интернешнл», «Мастер Хелп».

Разработчики универсальных пакетов предлагают и специализированные пакеты. Например, «Консультант Плюс» предлагает пакет «Консультант Бухгалтер», «Деловые бумаги», «Региональное законодательство» и другие.

Из всех перечисленных правовых пакетов наиболее популярны на рынке «Консультант Плюс», «Кодекс» и «Гарант», поэтому подробнее охарактеризуем именно их.

14.2.2. Система "Консультант Плюс"

Система "Консультант Плюс" поступила на рынок в 1992 г.

В настоящее время это крупнейшая сервисная сеть, работающая на российском рынке информационно-правовых услуг. Основной деятельностью Сети является распространение правовой информации. Координационный центр Сети разрабатывает программные продукты и планирует стратегию их распространения, а непосредственную продажу этих продуктов и их дальнейшее информационное сопровождение на компьютерах пользователей осуществляют региональные информационные центры (РИЦ), являющиеся самостоятельными компаниями. Сеть насчитывает 300 РИЦ, расположенных в крупных городах, и более 400 сервисных подразделений в небольших населенных пунктах.

В настоящее время клиентами КонсультантПлюс являются более 250 000 организаций во всех регионах страны.

Для пользователей Интернета компанией «КонсультантПлюс» в 1997 году был создан специализированный правовой сервер - www.consultant.ru.

Министерство финансов и другие официальные органы рекомендовали использовать этот пакет во всех подчиненных подразделениях.

Семейство систем «Консультант Плюс» состоит из четырех блоков:

1. Справочные правовые системы по федеральному законодательству.

2. Справочные правовые системы по региональному законодательству.

3. Справочная правовая система по международному праву.

4. Справочные системы поддержки принятия решений.

Основные преимущества данной системы по сравнению с другими:

1. Система "Консультант Плюс" функционирует как в среде MS DOS, так и WINDOWS и выпускается как в сетевом, так и в локальном (индивидуальном) пользовательском варианте.

2. В системе "Консультант Плюс" можно найти информацию по разделам гражданского, трудового, административного и уголовного законодательства.

3. В системе обеспечивается высокий уровень достоверности информации. Все документы вводятся только с официальных текстов. Копии последних хранятся в архиве компании и в случае необходимости могут быть предоставлены пользователю.

4. Каждый новый документ включается в соответствующий раздел системы только после специальной многоуровневой проверки на соответствие оригиналу. Обеспечение полной аутентичности электронных текстов достигается за счёт того, что все документы несколько раз проверяются независимыми корректорами, а затем ещё и с помощью специальных программных средств. Таким образом, практически полностью исключается возможность появления ошибок и опечаток.

5. Компания "Консультант Плюс" имеет программу информационного сотрудничества со всеми структурами органов власти и управления РФ, с органами власти и управления в рамках субъектов РФ, что позволяет вести БД государственного и региональных законодательств.

6. Консультант Плюс является крупнейшим информационным банком, содержащим более 2 900 000 документов (точное количество документов - на сайте www.consultant.ru). Клиентов обслуживают специалисты 700 сервисных центров Сети КонсультантПлюс.

7. В системе поддерживается строгая юридическая обработка информации. Для каждого нормативного акта строятся полные списки связанных с ним документов с указанием типа юридической взаимосвязи. Можно получить полную ретроспективу редакций документов в различных разделах системы. Имеется возможность анализа законодательства на любой момент времени.

8. Консультант Плюс является единственной в России правовой системой, которая сертифицирована компанией Microsoft. 7 из 10 российских пользователей работают с системой КонсультантПлюс.

Среди особенностей СПС "Консультант Плюс" отметим следующие:

1. Содержит полные сведения о конкретном разделе законодательства

2. Предоставляет широкие возможности для поиска документа:

Ø по дате или по временному периоду (с … по …)

Ø по принявшему органу;

Ø по тематике;

Ø по номеру официального документа;

Ø по категориям дел: арбитражным, уголовным, гражданским и административным;

Ø по виду документа;

Ø по названию;

Ø по источнику публикации (для опубликованных);

3. Поддерживает регулярное обновление информации

4. Предлагает эффективное представление материала

5. Обладает простотой работы с пакетом

6. Постоянная подсказка при работе с текстом документа (клавиша “пробел”).

7. Обеспечивает гарантированное сервисное обслуживание, которое осуществляется Региональными Информационными Центрами Общероссийской Сети Консультант Плюс:

8. Установка и обучение работе с системой на конкретном рабочем месте;

9. Доставка новой информации на конкретный компьютер;

10. Помощь в решении технических вопросов.

11. Предоставляет услуги специализированной справочной системы "Деловые бумаги", которая представляет собой мини-канцелярию, содержащую формы стандартных документов. Состав документов подобран таким образом, что Система может использоваться всеми подразделениями предприятия: бухгалтерией, складом, отделом кадров и др. подразделениями. Формы документов представлены по всем направлениям деятельности, в том числе по трудовым отношениям.

В настоящее время Консультант Плюс представляет собой семейство самостоятельных систем, каждая из которых предназначена для специалистов определённого профиля: Консультант Бухгалтер; Консультант Финансист; Консультант Плюс: Эксперт; Консультант Плюс: Приложение; Консультант Арбитраж; Консультант Медицина и Фармацевтика и другие.

14.2.3. Система " КОДЕКС "

Российская сеть центров правовой информации «Кодекс» сформирована на базе информационно-правового консорциума «Кодекс» и занимается распространением профессиональных юридических систем, технологий для работы с документами и информацией, реализацией технологии «Кодекс: Обучение» и других проектов (http://www.kodeks.ru/). (~1993)

Основные преимущества систем «Кодекс»:

1. База данных «Кодекс» содержит более одного миллиона документов российского и регионального законодательства, судебной практики, образцов правовых и деловых документов, форм отчетности, справочных материалов, консультаций, комментариев;

2. Достоверность информации, помещаемой в базу данных «Кодекс», гарантируется заключенными договорами о сотрудничестве с органами законодательной, исполнительной и судебной власти федерального и регионального уровней. На сегодняшний день заключено около 150 подобных договоров;

3. Ежедневное обновление. Ежедневно в базу данных «Кодекс» поступают десятки, а иногда даже сотни документов. Специалисты консорциума «Кодекс» подвергают их многократной сверке с оригиналами, расставляют необходимые гипертекстовые ссылки, готовят постатейные примечания, снабжают важнейшие нормативные акты комментариями, проводя тщательную юридическую обработку;

4. Благоприятные условия для эффективной работы с информацией: единое информационное пространство, мощные поисковые сервисы, возможность навигации по гиперссылкам и ярлыкам;

5. В зависимости от функциональных потребностей пользователей сервисные возможности систем «Кодекс» доступны пользователю и на отдельном компьютере, и в локальной сети, и в сетях Интернет/Интранет;

6. Надежное информационное обслуживание установленных систем. Пользователи могут получать новые документы по электронной почте или сети Internet с любой периодичностью – от ежедневной до ежеквартальной. При этом в системах «Кодекс» полностью автоматизирован процесс обновления. Пользователю достаточно указать необходимые параметры и настройки для получения обновлений, и все они будут сохранены. Системы «Кодекс» также позволяют автоматически получать обновления через Интернет;

7. К услугам пользователей горячая линия, специалисты которой дают консультации по вопросам эксплуатации систем и организовывают поиск необходимых документов. В комплекс предоставляемых бесплатно услуг входят: демонстрация систем, консультирование по выбору оптимального варианта поставки и другим вопросам, а также экспресс-обучение пользователей.

Аудитория пользователей:

· руководители,

· юристы,

· бухгалтеры и аудиторы,

· специалисты органов контроля и надзора,

· студенты и преподаватели и др.

Общее количество документов, доступных на портале: 1 821 395 (16.09.2007).

14.2.4. Система " Гарант "

Система «Гарант» разрабатывается с 1990 года.

Направления деятельности компании «Гарант»:

· производство и поддержка компьютерной правовой системы ГАРАНТ;

· информационно-правовое обслуживание предприятий, общественных объединений и организаций.

Основная задача компании «Гарант» – удовлетворение потребности пользователей в правовой информации с помощью передовых компьютерных технологий.

Партнерская сеть компании «Гарант» насчитывает сегодня более 250 центров в нашей стране и за рубежом. Это свыше 7 500 сотрудников в 200 городах России.

Система ГАРАНТ включает в себя; 140 правовых блоков по законодательству субъектов Федерации (НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ; РАЗЪЯСНЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ, СУДЕБНАЯ И АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА; МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ; ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ; ПРОЕКТЫ ЗАКОНОВ; СЛОВАРИ; НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СПРАВОЧНИКИ); законодательство 84 регионов Российской Федерации, практика всех 10 Федеральных Арбитражных Судов округов.

Полный объем информационного банка системы ГАРАНТ более 2 100 000 документов и комментариев к нормативным актам. Еженедельное пополнение составляет около 8 000 документов (блок «ГАРАНТ-Максимум. Вся Россия»).

В настоящее время новая версия системы – ГАРАНТ Платформа F1 Турбо – является основным инструментом принятия решения по правовым вопросам для многих бухгалтеров, юристов, руководителей, других специалистов в России и за рубежом.

Словесное обозначение ГАРАНТ признано общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, начиная с 1 января 1998 года (Свидетельство на общеизвестный товарный знак N 15).

Основные особенности системы ГАРАНТ:

1. Современный интерфейс системы ГАРАНТ интуитивно понятен, эргономичен.

2. Реализована возможность сопровождать тексты документов собственными комментариями с гиперссылками на нормативные акты.

3. Уникальная технология поиска через Энциклопедию ситуаций, позволяющая формулировать запрос, используя привычные термины. Ответ на запрос предоставляется в течение нескольких минут.

4. Система ГАРАНТ содержит большой объем авторских материалов.

5. Реализована уникальная возможность поиска текстов документов, действовавших в тот или иной момент времени.

6. Функция «Постановка документов на контроль» автоматически отслеживает и предупреждает об изменениях в документах.

7. Мощная система контекстного поиска позволяет мгновенно получить ответ на любой запрос.

8. Сервисный продукт ПРАЙМ позволяет отслеживать новости законодательства с помощью индивидуальной аналитической новостной ленты, строить обзоры изменений законодательства.

9. Профессиональная правовая поддержка в режиме онлайн – позволяет получить консультацию юриста-эксперта во время работы в системе ГАРАНТ.

Для привлечения клиентов «Гарант Сервис» включает в договор на информационное обслуживание пункт, предполагающий ответственность фирмы в случае, если клиент потерпит ущерб из-за неполноты базы или ошибок в нормативных актах.

При использовании СПС следует учитывать одно очень важное обстоятельство. Информация в них обновляется практически ежедневно. Поэтому для удобства работы целесообразно иметь прямой доступ на сервер дилера СПС. Через сеть Internet дилеры обеспечивают круглосуточный доступ к правовой информации на своих WWW-серверах.

Таким образом, пользователь будет обеспечен самой достоверной информацией, отражающей все последние по хронологии внесения изменения. Если прямой доступ к системе отсутствует, то с дилером заключается договор о предоставлении услуг, согласно которому он с установленной периодичностью обновляет используемую систему уже на конкретном компьютере.



Сейчас читают про: