double arrow
ГЛОССАРИЙ. АВТОМАТИЗМ– способность организма человека совершать действия без сознательного их регулирования

АВТОМАТИЗМ– способность организма человека совершать действия без сознательного их регулирования.

АВТОМАТИЗМ КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ – движения, а также импульсы к двигательным актам, возникающие по принципу психического автоматизма.

АГНОЗИЯ – нарушение процессов узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга.

АГНОЗИЯ ОПТИЧЕСКАЯ – агнозия, характеризующаяся расстройством узнавания предметов и явлений при сохранении их зрительного восприятия, развивается при поражении наружной поверхности левой затылочной доли.

АГНОЗИЯ ПАЛЬЦЕВАЯ – изолированное нарушение узнавания, выбора и дифференцированного показа пальцев рук, как собственных, так и пальцев других людей.

АГНОЗИЯ ПРОСТРАНСТВЕННАЯ – неспособность ориентироваться в пространстве, оценивать пространственные соотношения и воспроизводить последовательные действия в сложных двигательных актах.

АГНОЗИЯ СЛУХОВАЯ – неспособность различать звуки речи, узнавать предметы и явления по характерным для них звукам (напр., часы по тиканью); причина А.с. – поражение височной доли головного мозга.

АГРАММАТИЗМ – нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр.; А. возникает обычно в связи с афазией или алалией.




АГРАФИЯ - нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих закономерную связь звукового и письменного аспектов речевой деятельности, приводящие к полной неспособности овладеть процессом письма или к потере этого навыка; А. заключается в неосознании букв как графем, неумении соединять их в слова; возможность списывания при А., как правило, сохраняется; А. обычно является следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга.

АКАЛЬКУЛИЯ– невозможность производить счет, выполнять счетные операции при сохранении речи; А. возникает при поражении различных областей коры головного мозга.

АКТ РЕЧИ – отдельный отрезок речи, имеющий в данных условиях определенную целевую направленность; данное артикуляторно-акустическое единство, которое говорящий и слушающий связывают с одинаковым значением в данной ситуации общения.



АЛАЛИЯ – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной А. чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые степени А. выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются начатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.

АЛЕКСИЯ– полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.

АМЕНЦИЯ – наиболее глубокая степень помрачения сознания с преобладанием растерянности, бессвязности мышления, речи и движений; развивается обычно в связи с длительными, истощающими организм болезнями; в основе А. лежит непосредственное поражение корковых клеток головного мозга.

АМНЕЗИЯ– нарушение памяти, при котором невозможно воспроизведение образовавшихся в прошлом представлений и понятий; А. наблюдается при многих психических заболеваниях (напр., при различных формах олигофрении).

АНАЛИЗАТОР РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЙ – анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ информации от органов речи, в частности от мышц, изменяющий напряжение положение органов дыхания, голоса и артикуляции.

АНАМНЕЗ – совокупность сведений (об условиях жизни человека, о предшествовавших болезни событиях и др.), получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и (или) знающих его лиц; А. используется для установления диагноза, прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий.

АПРАКСИЯ– нарушение целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений.

АРТИКУЛЯЦИЯ – деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов.

АФАЗИЯ – полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.

БРОКА ЦЕНТР – участок коры головного мозга, расположенный в задней трети нижней лобной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий моторною организацию речи.

ВЕРНИКЕ ЦЕНТР – область коры головного мозга в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария, при поражении которой возникает синдром сенсорной афазии.

ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ – анализ и синтез материальных языковых средств, т.е. разнообразных комбинаций речевых звуков, независимо от того, будут ли эти звуки произнесены в устной речи или обозначены в письме.

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ – деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление человека или высших животных к изменяющимся условиям окружающей и внутренней среды.

ГЕМИПАРЕЗ– парез мышц одной половины тела.

ГЕМИПЛЕГИЯ– паралич мышц одной половины тела.

ГИПЕРАКУЗИЯ – повышение остроты слуха; наблюдается при истерии, травме лицевого нерва.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ – степень овладения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составных частях движения и способах решения двигательной задачи.

ДЕВИАЦИЯ – отклонение от нормального положения, строения.

ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

ДИСГРАФИЯ– частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

КАТАМНЕЗ – совокупность сведений о состоянии больного и течении его болезни после окончания лечения до настоящего времени – момента собирания катамнеза.

ЛИКВОР– жидкая среда, заполняющая полости спинного и головного мозга.

ЛОГОРРЕЯ – безудержный словесный поток, часто представляющий пустой набор отдельных слов, лишенных логической связи; иногда сочетается с сенсорной афазией.

НАРУШЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА БУКВЫ – смешение букв со сходным зрительным образом, зеркальное письмо.

ОПТИЧЕСКАЯ АГРАФИЯ И ДИСГРАФИЯ – полное отсутствие или искажение письма, вызванное поражением или недоразвитием оптических речевых систем в коре головного мозга; больной утрачивает графический образ букв или смешивает буквы по оптическому сходству.

ПАРАЛЕКСИЯ– расстройство чтения в форме искажения прочитываемых слов и букв; признак сенсорной афазии при поражении теменной доли полушарий головного мозга.

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ – циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению, к.-л. действия, мысли или переживания.

ПРАКСИС– способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.

РЕФЛЕКС– в физиологии – опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.

РЕЧЕВЫЕ КИНЕСТЕЗИИ – двигательные ощущения, определяющие явления обратной связи в психофонетической организации речевого механизма.

СЕНСОРНЫЙ – чувствующий, чувствительный, относящийся к ощущениям.

СИНЕРГИЯ (СИНЕРГИЗМ) – совместное действие к.-л. органов или систем.

СИНТАГМА– 1) цельная речевая синтаксическая интонационно-смысловая единица, слово или группа слов; 2) последовательность двух и более единиц языка (морфем, слов, словосочетаний, предложений), соединенных определенным типом связей; 3) сочетание слов или частей слова, представляющее собой комбинацию определяющего элемента и определяемого.

СТЕРЕОГНОЗ – способность восприятия, узнавания предметов тактильно-двигательным способом, наощупь; страдает при органических поражениях головного мозга (астереогноз).

ТЕЛЕГРАФНЫЙ СТИЛЬ – нарушение речи, проявление лобного аграмматизма; характеризуется отрывочностью экспрессивной речи, состоящей сплошь из существительных и глаголов в неопределенной форме; Т.с. характерен для моторной афазии.

ТЕТРАПАРЕЗ – парез всех четырех конечностей.

ФУНКЦИЯ – 1) специфическая деятельность животного или растительного организма, его органов, тканей и клеток; 2) значение какой-либо языковой формы, ее роль в системе языка, определяемая соотношением с другими формами.

ЦЕРЕБЕЛЛЯРНЫЙ – мозжечковый, относящийся к мозжечку.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ – способность организма воспринимать раздражения, исходящие из окружающей среды или от собственных тканей и органов, отвечая на них к.-л. образом: движением, осознанным ощущением, вегетативной реакцией и т.п.

ЭМБОЛ – циркулирующий в крови субстрат, не встречающийся в нормальных условиях и способный вызвать закупорку кровеносного сосуда.

ЭМБОЛ РЕЧЕВОЙ – звуки, часть слова или короткое словосочетание, многократно повторяемые больным при попытке говорить.

ЭПИКРИЗ– суждение о диагнозе, причинах, патогенезе заболевания и результатах его лечения, производимое после окончания лечения или его определенного этапа и фиксируемое в медицинских учетных документах.






Сейчас читают про: