АВТОМАТИЗМ – способность организма человека совершать действия без сознательного их регулирования.
АВТОМАТИЗМ КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ – движения, а также импульсы к двигательным актам, возникающие по принципу психического автоматизма.
АГНОЗИЯ – нарушение процессов узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга.
АГНОЗИЯ ОПТИЧЕСКАЯ – агнозия, характеризующаяся расстройством узнавания предметов и явлений при сохранении их зрительного восприятия, развивается при поражении наружной поверхности левой затылочной доли.
АГНОЗИЯ ПАЛЬЦЕВАЯ – изолированное нарушение узнавания, выбора и дифференцированного показа пальцев рук, как собственных, так и пальцев других людей.
АГНОЗИЯ ПРОСТРАНСТВЕННАЯ – неспособность ориентироваться в пространстве, оценивать пространственные соотношения и воспроизводить последовательные действия в сложных двигательных актах.
|
|
АГНОЗИЯ СЛУХОВАЯ – неспособность различать звуки речи, узнавать предметы и явления по характерным для них звукам (напр., часы по тиканью); причина А.с. – поражение височной доли головного мозга.
АГРАММАТИЗМ – нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр.; А. возникает обычно в связи с афазией или алалией.
АГРАФИЯ - нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих закономерную связь звукового и письменного аспектов речевой деятельности, приводящие к полной неспособности овладеть процессом письма или к потере этого навыка; А. заключается в неосознании букв как графем, неумении соединять их в слова; возможность списывания при А., как правило, сохраняется; А. обычно является следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга.
АКАЛЬКУЛИЯ – невозможность производить счет, выполнять счетные операции при сохранении речи; А. возникает при поражении различных областей коры головного мозга.
АКТ РЕЧИ – отдельный отрезок речи, имеющий в данных условиях определенную целевую направленность; данное артикуляторно-акустическое единство, которое говорящий и слушающий связывают с одинаковым значением в данной ситуации общения.
АЛАЛИЯ – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной А. чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые степени А. выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются начатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.
|
|
АЛЕКСИЯ – полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.
АМЕНЦИЯ – наиболее глубокая степень помрачения сознания с преобладанием растерянности, бессвязности мышления, речи и движений; развивается обычно в связи с длительными, истощающими организм болезнями; в основе А. лежит непосредственное поражение корковых клеток головного мозга.
АМНЕЗИЯ – нарушение памяти, при котором невозможно воспроизведение образовавшихся в прошлом представлений и понятий; А. наблюдается при многих психических заболеваниях (напр., при различных формах олигофрении).
АНАЛИЗАТОР РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЙ – анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ информации от органов речи, в частности от мышц, изменяющий напряжение положение органов дыхания, голоса и артикуляции.
АНАМНЕЗ – совокупность сведений (об условиях жизни человека, о предшествовавших болезни событиях и др.), получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и (или) знающих его лиц; А. используется для установления диагноза, прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий.
АПРАКСИЯ – нарушение целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений.
АРТИКУЛЯЦИЯ – деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов.
АФАЗИЯ – полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.
БРОКА ЦЕНТР – участок коры головного мозга, расположенный в задней трети нижней лобной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий моторною организацию речи.
ВЕРНИКЕ ЦЕНТР – область коры головного мозга в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария, при поражении которой возникает синдром сенсорной афазии.
ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ – анализ и синтез материальных языковых средств, т.е. разнообразных комбинаций речевых звуков, независимо от того, будут ли эти звуки произнесены в устной речи или обозначены в письме.
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ – деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление человека или высших животных к изменяющимся условиям окружающей и внутренней среды.
ГЕМИПАРЕЗ – парез мышц одной половины тела.
ГЕМИПЛЕГИЯ – паралич мышц одной половины тела.
ГИПЕРАКУЗИЯ – повышение остроты слуха; наблюдается при истерии, травме лицевого нерва.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ – степень овладения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составных частях движения и способах решения двигательной задачи.
ДЕВИАЦИЯ – отклонение от нормального положения, строения.
ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
ДИСГРАФИЯ – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
КАТАМНЕЗ – совокупность сведений о состоянии больного и течении его болезни после окончания лечения до настоящего времени – момента собирания катамнеза.
|
|
ЛИКВОР – жидкая среда, заполняющая полости спинного и головного мозга.
ЛОГОРРЕЯ – безудержный словесный поток, часто представляющий пустой набор отдельных слов, лишенных логической связи; иногда сочетается с сенсорной афазией.
НАРУШЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА БУКВЫ – смешение букв со сходным зрительным образом, зеркальное письмо.
ОПТИЧЕСКАЯ АГРАФИЯ И ДИСГРАФИЯ – полное отсутствие или искажение письма, вызванное поражением или недоразвитием оптических речевых систем в коре головного мозга; больной утрачивает графический образ букв или смешивает буквы по оптическому сходству.
ПАРАЛЕКСИЯ – расстройство чтения в форме искажения прочитываемых слов и букв; признак сенсорной афазии при поражении теменной доли полушарий головного мозга.
ПЕРСЕВЕРАЦИЯ – циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению, к.-л. действия, мысли или переживания.
ПРАКСИС – способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.
РЕФЛЕКС – в физиологии – опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.
РЕЧЕВЫЕ КИНЕСТЕЗИИ – двигательные ощущения, определяющие явления обратной связи в психофонетической организации речевого механизма.
СЕНСОРНЫЙ – чувствующий, чувствительный, относящийся к ощущениям.
СИНЕРГИЯ (СИНЕРГИЗМ) – совместное действие к.-л. органов или систем.
СИНТАГМА – 1) цельная речевая синтаксическая интонационно-смысловая единица, слово или группа слов; 2) последовательность двух и более единиц языка (морфем, слов, словосочетаний, предложений), соединенных определенным типом связей; 3) сочетание слов или частей слова, представляющее собой комбинацию определяющего элемента и определяемого.
СТЕРЕОГНОЗ – способность восприятия, узнавания предметов тактильно-двигательным способом, наощупь; страдает при органических поражениях головного мозга (астереогноз).
ТЕЛЕГРАФНЫЙ СТИЛЬ – нарушение речи, проявление лобного аграмматизма; характеризуется отрывочностью экспрессивной речи, состоящей сплошь из существительных и глаголов в неопределенной форме; Т.с. характерен для моторной афазии.
|
|
ТЕТРАПАРЕЗ – парез всех четырех конечностей.
ФУНКЦИЯ – 1) специфическая деятельность животного или растительного организма, его органов, тканей и клеток; 2) значение какой-либо языковой формы, ее роль в системе языка, определяемая соотношением с другими формами.
ЦЕРЕБЕЛЛЯРНЫЙ – мозжечковый, относящийся к мозжечку.
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ – способность организма воспринимать раздражения, исходящие из окружающей среды или от собственных тканей и органов, отвечая на них к.-л. образом: движением, осознанным ощущением, вегетативной реакцией и т.п.
ЭМБОЛ – циркулирующий в крови субстрат, не встречающийся в нормальных условиях и способный вызвать закупорку кровеносного сосуда.
ЭМБОЛ РЕЧЕВОЙ – звуки, часть слова или короткое словосочетание, многократно повторяемые больным при попытке говорить.
ЭПИКРИЗ – суждение о диагнозе, причинах, патогенезе заболевания и результатах его лечения, производимое после окончания лечения или его определенного этапа и фиксируемое в медицинских учетных документах.