В сентябре 2003 г. Россия присоединилась к Болонской декларации, предусматривающей повышение качества образования, ранее признанной 23 государствами Европы, тем самым расширив и облегчив своим гражданам доступ к современному образованию.
Изучение педагогики и психологии началось в высшем медицинском учреждении в 50-х годах XX века, в медицинских вузах России в 80-х годах XX в. В настоящее время в медицинских вузах преподается учебная дисциплина «Педагогика и психология» на основании Государственного образовательного стандарта в объеме 90 часов.
Министерство здравоохранения РФ утвердило типовые программы для таких направлений, как лечебное дело, стоматология, педиатрия и др. основной упор делается на понимание студентами гуманитарной направленности врачебной деятельности.
Главной целью изучения данной дисциплины в медицинском вузе мы считаем формирование основ психолого-педагогической компетентности будущего врача, постижение значимости гуманитарных аспектов врачебной деятельности и возможностей ее дальнейшего совершенствования. Происходит расширение профессиональных функций врача. Психолого-педагогическая компетенция, на наш взгляд, становиться основанием для реализации актуальных функций врачебной деятельности:
|
|
1) лечебно-профилактических;
2) психолого-просветительских;
3) социально-организаторских.
Изучая педагогику, студент должен реализовать следующие основные задачи:
¾ усвоить и принять лично для себя педагогически аспекты деятельности врача;
¾ овладеть основами педагогических знаний и повысить свою общую педагогическую культуру;
¾ понять значение гуманитарного блока знаний для развития своих способностей в период обучения и для личного и профессионального роста.
Предполагается, что в ходе обучения по данной дисциплине будут достигнуты следующие знания и умения:
¾ сформированы представления о предмете педагогики, ее задачах, об актуальных проблемах педагогической науки и деятельности;
¾ усвоены основополагающие категории и понятия педагогики, закономерности обучения и воспитания, самовоспитания;
¾ осознанны вопросы гуманизации и модернизации отечественной системы образования;
¾ поняты и усвоены психолого-педагогические принципы управления учебной деятельностью, ее основные формы и методы, реализуемые в рамках профилактической медицины;
¾ сформированы представления о педагогических задачах в профессиональной деятельности врача;
¾ приобретен навык разработки учебно-просветительских проектов (программ) для пациентов;
¾ созданы условия для понимания гуманистических принципов общения и установления контактов с пациентами на основе знания их возрастных и индивидуальных особенностей.
|
|
По нашему мнению, только при сознательном обучении - постоянном осмыслении своего образовательного движения, реализации личных потребностей и ценностей с опорой на способности и возможности-человек в пространстве высшего образования в состоянии реализовать идею свободы. Только через осознанное принятие целей и задач обучения, вооружившись знаниями о закономерностях образовательного процесса, студент приобретает самостоятельность и инициативу, столь необходимые для эффективности учебного процесса.