Сенсорная алалия — недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причиной сенсорной алалии является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центр Вернике) и его проводящих путей.
(Менее всего фонематическое восприятие сформировано при сенсорной алалии. Логопедическая работа проводится следующим образом:
1) Учат ребёнко сидеть, смотреть и подражательно включаться в деятельность. С речью общаться нельзя, всё равно не поймёт. Должен быть 2-3 дня «сенсорный голод».
2) Научить различать 2 различных звуковых сигнала, но не речевых. Потом увеличить их количество. Это называется «акустическая гимнастика». Проводить долго, но микродозами.
3) В ряд неречевых звуков включить 1 яркий речевой. Связать его с каким-нибудь предметом. Лучше — с игрушкой. Играть с ней и издавать этот звук, а ребёнок должен подражать.
4) Написать букву, обозначающую этот звук, на 2-х карточках. 1 положить на стол, 2-ю — на игрушку. Написать тем же цветом, какого цвета игрушка. Выработать связь фонемы, артикулемы и графемы.
5) То же самое — с другими звуками.
6) То же — со слогами.
7) Переход к односложным словам, дальше — сложнее.
Параллельно ребёнок учится выполнять стандартизированные инструкции обиходно-бытового характера. Одними и теми же словами, с одной и той же интонацией, в одной и той же позе. Можно разучить простенькие упражнения зарядки.
Развитие фонематического восприятия (упражнения):
• определить, что звучит
• где звучит
• реакция на громкость)
Билет № 13
Алалия. Определение. Причины и механизм нарушения речи. Краткие исторические сведения.
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.Термин «алалия» (от греч. а — отрицание, lalio — говорю, речь) — в переводе отсутствие речи.