История

А. Куссмауль (1877) – все речевые нарушения назывались алалия. Потом стали разграничивать алалию и магилалию(нарушение артикуляции).

1888 – алалия, это недоразвитие всех систем речи, а не только звукопроизношение.

В 1830 г. Р. Шультесс выделяет алалию (немоту) в отдельное речевое нарушение, но, как и И. Франк, рассматривает ер в связи с артикуляционными расстройствами. Алалия противопоставляется дислалии как полная невозможность артикулирования, что позже правомерно стало именоваться анартрией.

В 60-е годы прошлого века Труссо предложил термин «афазия», который сменил используемый Брока термин «афемия», под ним подразумевались случаи утраты речи.

Париж, Франция, 1861 – Брока открыл третью нижнюю лобную извилину доминантного(левого) полушария.

Правая сторона – дэкстра. Леваяч – синистра.

1874 – Вернике, височная доля. «афазия Вернике».

В последующих работах разных авторов термины «алалия» и «афазия» («дисфазия») еще длительное время употребляются без достаточного разграничения, только к 30-м годам нашего столетия в отечественной логопедии понятия «алалия» и «афазия» окончательно разводятся: алалия — недоразвитие речи, афазия — ее утрата, распад. В 50—60-е годы это разграничение утвердилось.

Направления в изучении: 1) клинический аспект (Мнухин, Мастюкова, Эйдинова, Белова-Давид); 2) физиологический аспект (Трауготт, Кайданова, Самойлова, Мациева (Гуровец); 3)психологический аспект (Левина, Маркова, Феличева, Жаренкова); 4)лингвистический (Орфинская, Богачева, Алмазова, Селиверстов); 5)психолингвистический (Гриншпун, Халилова, Соботович, Ковшиков); 6) комплексный медико-психолого-педагогический аспект (Белякова, Завгородняя, Бабина, Гаркуша).

Значительный вклад в изучение алалии внесли Г. Гутцман (1894), А. Либманн (1900), М. В. Богданов-Березовский (1909), Э. Фрешельс (1931), а в более позднее время М. Е. Хватцев, Н. Н. Трауготт, В. К. Орфинская, Р. Е. Левина, Л. В. Мелехова, Г. В. Мациевская, Е. Ф. Соботович, В. А. Ковшиков, С. Н. Шаховская, В. К. Воробьева и другие исследователи.

Причины:

1 внутриутробные, пренатальные причины (инфекционные заболевания, токсикоз, сифилис, краснуха).

2 А. Трейтель (1901) считал алалию следствием недостаточности внимания и памяти.

3 родовые нарушения, натальные (длительные роды, асфиксия, щипцы).

4 Среди этиологических факторов выделяются также внутриутробные энцефалиты, менингиты, неблагоприятные условия развития, интоксикация плода, врожденная отягощенность, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг и т. д.

5 постнатальные нарушения (период жизни до 3х лет): упал ребенок, опухоль, менингиома, инсульт и инфаркт мозга, нарушение питания и сна.

6 ММД

7 соматические заболевания

8 Чаще бывает полиэтиология.

Механизм в том, что клетки мозга недоразвиты, нет речи.Вопрос о механизмах алалии в настоящее время является наиболее сложным и дискуссионным.

Сущ. концепции объяснения механизма алалии условно подразделяются на сенсомоторные, психологические и языковые. Сторонники сенсомоторных концепций связывают реч. недоразвитие при алалии с патологией сенсомоторных ф-ий (слух. агнозией, апраксией). В соответствии с псих.-ими концепциями при алалии отмеч. патология некоторых сторон психической д-ти. Сторонники язык. концепции связывают недоразвитие речи с несформированностью язык. операций процесса восприятия и порождения реч. высказываний. Последняя точка зрения явл.более обоснованной и соответствует современным научным представлениям о речи как о многоуровневой деятельности, которая имеет сложную структуру и не может быть сведена только лишь к сенсомоторному уровню.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: