Сопоставительный анализ алалии и афазии

Детские афазии встречаются редко.

Сходство детской афазии с алалиями у детей.

В первом и втором случае нарушаются все компоненты речи – лексика, грамматика, фонетика.

Детей с афатическими синдромами трудно отличить от детей, страдающих алалией, т.е. целостная клиническая картина при детской афазии начинает определяться не столько проявлениями системной недостаточности речевой функциональной системы и ее спонтанными компенсаторными перестройками, сколько проявлениями общей незрелой речевой функциональной системы и связанных с речью других высших психических функций.

В тех случаях, когда распад речи происходит рано, характер логопедической работы имеет большое сходство с воспитанием речи у алаликов.

Различие детской афазии и алалии.

Алалия – системное нарушение речи, поражение наступает внутриутробно, во время родов, в первые годы жизни – до начала формирования речи. Афазия – системный распад уже сформированной речи.

Работу с алаликами характеризуем как воспитание речи, работу с афазиками – как восстановление речи.

Схожесть детской афазии с алалиями у детей проявляется в: нарушении всех компонентов речи; общей незрелости и в первом, и во втором случаях речевой функциональной системы и связанных с нею психических функций; характере логопедической работы. Различия в том, что: алалия – системное недоразвитие речи, а афазия – системный распад уже сформировавшейся речи; коррекционно-педагогическая работа при алалии – воспитание речи, при афазии – восстановление речи.

Психологическая классификация алалии.

При алалии нарушаются все аспекты коммуникации (информативный, регуляторный, саморегуляция). Нарушаются все функции речи (коммуникативная, контролирующая, планирующая). Нарушаются гнозис, праксис, познавательная деятельность, память, внимание, восприятие, эмоционально-волевая сфера.

Р. Е. Левина (1951) предлагает психологическую класси­фикацию нарушения, выделяя группы детей с неполноцен­ным слуховым (фонематическим) восприятием, с нарушени­ем зрительного (предметного) восприятия и с нарушением психической активности:

1. дети-алалики с недостаточным зрительным восприятием. Зрение в норме, но не формируются оптико-пространственные представления.

2. дети-алалики с недостаточным акустическим восприятием (сенсорная алалия). Не различают близкие по звучанию звуки.

3. дети-алалики с недостаточной психической активностью. Не могут включиться в работу.

Билет № 22


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: