Детские афазии встречаются редко.
Сходство детской афазии с алалиями у детей.
В первом и втором случае нарушаются все компоненты речи – лексика, грамматика, фонетика.
Детей с афатическими синдромами трудно отличить от детей, страдающих алалией, т.е. целостная клиническая картина при детской афазии начинает определяться не столько проявлениями системной недостаточности речевой функциональной системы и ее спонтанными компенсаторными перестройками, сколько проявлениями общей незрелой речевой функциональной системы и связанных с речью других высших психических функций.
В тех случаях, когда распад речи происходит рано, характер логопедической работы имеет большое сходство с воспитанием речи у алаликов.
Различие детской афазии и алалии.
Алалия – системное нарушение речи, поражение наступает внутриутробно, во время родов, в первые годы жизни – до начала формирования речи. Афазия – системный распад уже сформированной речи.
Работу с алаликами характеризуем как воспитание речи, работу с афазиками – как восстановление речи.
|
|
Схожесть детской афазии с алалиями у детей проявляется в: нарушении всех компонентов речи; общей незрелости и в первом, и во втором случаях речевой функциональной системы и связанных с нею психических функций; характере логопедической работы. Различия в том, что: алалия – системное недоразвитие речи, а афазия – системный распад уже сформировавшейся речи; коррекционно-педагогическая работа при алалии – воспитание речи, при афазии – восстановление речи.
Психологическая классификация алалии.
При алалии нарушаются все аспекты коммуникации (информативный, регуляторный, саморегуляция). Нарушаются все функции речи (коммуникативная, контролирующая, планирующая). Нарушаются гнозис, праксис, познавательная деятельность, память, внимание, восприятие, эмоционально-волевая сфера.
Р. Е. Левина (1951) предлагает психологическую классификацию нарушения, выделяя группы детей с неполноценным слуховым (фонематическим) восприятием, с нарушением зрительного (предметного) восприятия и с нарушением психической активности:
1. дети-алалики с недостаточным зрительным восприятием. Зрение в норме, но не формируются оптико-пространственные представления.
2. дети-алалики с недостаточным акустическим восприятием (сенсорная алалия). Не различают близкие по звучанию звуки.
3. дети-алалики с недостаточной психической активностью. Не могут включиться в работу.
Билет № 22