Метод логопедической работы при Сенсорной Алалии

Сначала психоневрологическая больница №6 речевое отделение. => Занятия в системе образования.

Контакт затруднен, поведение специфично, темпы работы медленные.

Дозировка занятия различна => зависит от состояния ребенка:

· В стационаре: от 3-5 минут до 20-30, 2-3 раза в день.

· Амбулаторно: 2 раза в неделю с логопедом, при ежедневной закрепительной работе дома.

Логопедическая работа направлена на стимулирование интереса к речевым и неречевым звукам, развитие потребности подражать им, дифференцировать; на воспитание сознательного анализа состава речи, развитие фонематического восприятия, понимание речевых структур. + Включают формирование психофизиологической основы речи и основных видов деятельности.

Перед началом работы уточняют объем и характер обращений к ребенку, употребляемых в семье. Педагог и родители составляют точный список точно формулируемых инструкций побуждений обиходнобытового характера, которые должны в неизменном виде употребляться и на занятиях и дома. Определяется восприимчивость ребенка к звукам неречевого характера в условиях тишины и при шумовых помехах.

Первоначально речь ребенка резко ограничивается, беспорядочная речь затормаживается.

Логопедическая работа включает 6 взаимосвязанных этапов (Орфинская, Воробьева, …):

1. Адаптационный (2 недели) – привыкание к обстановке, новым людям, голосу логопеда. Работа начинается со строгой организации звукового и речевого режима. Предоставляются часы и дни отдыха, ограждают от излишних обращений к ним окружающих, исключаются из обихода все звуковые аппараты, создается ситуация сенсорного голода – не показывают игрушки, картинки. Постепенно уточняется слуховое восприятие. => Постепенно приступают к работе. => Формируется программа работы. Для работы надо попасть в поле зрения ребенка.

2. Однословный этап.

Задача: воспитать связь между звуковым образом слова и предметом, который называют.

Работа по развитию целенаправленного произвольного внимания на ограниченном лексическом и дидактическом материале. В разных ситуациях ребенок должен определять один предмет: min 25-30 совпадений слова и картинки при разных условных связях, желательно двигательных (налей молоко, выпей молоко, вылей молоко). Широко используют зрительные опоры (зрительную подражательность). Речевое высказывание не допускается (инструкцию не поймет). => По подражанию.

3. Неречевой – борются с явлением гиперакузии, учат дифференцировать неречевые звуки разной громкости, высоты, определять направление звучания, различать по характеру звучания (шумы, музыкальные, голоса птиц, животных), определять количество звуков. => Вводят сильный речевой звук – ОДИН (Р, А, У), который ребенок начинает выделять из всех неречевых звуков, за тем из всех речевых звуков. Этот звук обозначает предмет или действие + показывают образ буквы. Устал – отдохнуть.

4. Семантический. На базе сформированных умений проводится работа над семантикой слова = связь звучания слова с предметом или действием. Трудно, т.к. у ребенка амнезия анна слова. Подключают зрительные и тактильные анализаторы. Рано знакомят с элементами грамоты. 2-3 года – элементы глобального чтения. С 4 лет проводят работу по обучению аналитико-синтаксическому чтению.

2011г. Лагутина А.В. «Методика раннего обучения чтению детей…»

Слова, которые ребенок учится различать первыми должны быть контрастными (мак, табуретка). Широко используют зрительный, зеркальный контроль, чтение с лица, ощупывание предметов, манипуляции с ними, первоначально слова используются с неизменной подчеркнутой интонацией. Разучивается постепенно комплекс движений: сначала заученный порядок при речевом сопровождении логопеда, потом отдельно по словесной инструкции (руки вверх, руки в стороны). Работа на понимание экспрессивной речи: повторить за логопедом названия слов. Учат учитывать реакции одобрения и неодобрения, доводить дело до конца, постепенно увеличивая работоспособность. Слуховое понимание улучшается по мере развития усидчивости, памяти, предметно-практической деятельности.

5. Развитие экспрессивной речи.

Учат воспринимать слова, стандартные фразы обиходно-бытового характера. Начинают с 1 человека (голос, тембр), далее голос других людей =>выполнение инструкции (открой дверь, достань книгу). => Учат понимать, называть слова, включенные в тематические, грамматические группы. Важна ситуация!!!

6. Формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Учат различать звуки, слоги по высоте, длительности, ударности, эмоциональной окрашенности.

=> Дифференцировать слово и не слово.

=> Различать звуки внутри слов. Сначала контрастные (рога - ноги), далее аппозиционные (мишка - миска).

=> Анализ и синтез. Определять количество звуков в слове, место звука, последовательность звуков.

Динамика медленная, нестабильная. За 4-6 месяцев 3-4 слова вводится в словарь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: