double arrow
Особенности употребления модальных слов в речи

2.1. Каковы интонационные и пунктуационные особенности употребления модальных слов и омонимичных им слов других частей речи? Что характерно для интонации вводности? (См.: А. Н. Наумович. Современная русская пункту-ация. – С. 172–175).

2.2. Найдите в следующих предложениях модальные слова, используя приемы синонимической замены и невозможности задать грамматические во-просы; прочитайте их с интонацией вводности и расставьте знаки препинания.

1. Разумеется нужно было бы проверить себя еще раз. 2. Так наверное вёл бы себя при подобных обстоятельствах Евгений Онегин. 3. Я не могу с вами встретиться сегодня к сожалению.

2.3. Объясните, почему выделенные слова в одних случаях обособ-ляются, а в других нет? Решите грамматические задачи.

1. Леонтьев смотрел на неё. Действительно, она была похо-жа на ту красивую старуху на фотографии. (Пауст.) 2. Дом дей-ствиительно был просторный. (Шол.) 3. Безусловно, здоровье че-ловека в значительной мере зависит от его образа жизни. 4. Слы-шать хорошее о близких людях безусловно приятно. 5. По-видимо-му, своим словам он придавал немалое значение. (Ч.) 6. Мы вышли от коменданта по-видимому присмирённые. (П.)

2.4. Разграничьте грамматические омонимы в следующих предложениях. Решите, где необходимо, пунктуационные задачи.

1. Листья всё падали и падали, и этому казалось не будет кон-ца. 2. Начались поиски воды. Вначале это дело казалось совер-шенно безнадежным. (Пауст.) 3. Было очевидно, что он обиделся. (Ч.) 4. Прав очевидно был Гёте, когда утверждал, что у гениев на протяжении жизни бывает несколько возвратов юности. (Пауст.)




5. «Мать с отцом есть наверное», – подумал Никитич… (Шукш.)

6. Золушка кланялась и смеялась, и Маша, если бы не знала наверное, никогда бы не догадалась, что эта Золушка – её мама. (Пауст.)

2.5. Употребите в разных контекстах одно из двух слов (по выбору) – видно, слышно – как наречие, слово категории состояния, краткое прила-гательное, причастие, модальное слово. При образовании предложений учтите семантику и синтаксическую функцию каждой части речи.

Тема 5. Орфография производных предлогов

и союзов(2 ч.)

План

1. Способы образования производных предлогов и союзов.

2. Орфография производных предлогов и союзов.

Вопросы и задания для самостоятельной работы






Сейчас читают про: