double arrow
Вопросы и задания для самостоятельной работы. 1. Ответьте на вопросы, связанные с проблематикой труда

1. Ответьте на вопросы, связанные с проблематикой труда

В. В. Виноградова «Русский язык. Грамматическое учение о слове (М.–Л., 1947 и посл. изд.):

1.1. В чем проявляется тесная связь категории прилагательного с именем существительным? (§ 1)

1.2. В чем отличие грамматических форм прилагательного и сущест-вительного (ведь они по названию одинаковы)? (§ 1) В чем сходство и различия в системе их склонения? (§ 3)

1.3. Почему больше всего прилагательных производится от основ суще-ствительных и глаголов? (§ 1)

1.4. Почему считают, что «краткие прилагательные тяготеют к выходу за пределы категории прилагательного? В чем это выражается? В чем сказы-вается сближение кратких прилагательных с глаголами и резкое отличие их от полных форм? (§§ 3, 18)

1.5. Почему перевод основ имени существительного или глагола в категорию качества (имени прилагательного) нуждается, кроме присоединения окончания, в дополнительных средствах выражения в виде суффиксов? Ведь в других случаях достаточно окончания (голубой, полный). (§ 3).

1.6. Почему в качественных прилагательных широко развита синонимия и антонимия? (§ 6)

1.7. Почему прилагательные с суффиксом -л- потеряли связь с соответ-ствующим глаголом? См.: смелый, кислый, дряблый, дряхлый, вялый, тусклый. (§ 7)

1.8. Почему в новых словах относительное значение легко обрастает «побегами качественных значений»? (§ 7)

1.9. Объясните положение: «Судьба притяжательных прилагательных лишена перспектив».

2. Чем в морфологическом отношении числительное отлича-ется от других имен?




3. А. Е. Супрун в работе «Имя числительное и его изучение в школе» (М., 1964) в главе «Синтаксические особенности числитель-ных» приводит примеры: 1) два колеса, три моря, семь градусов; 2) сдал на круглое пять, громкое ура; 3) три больших здания; 4) две кондитерские и др.

Сформулируйте проблему, с которой связан каждый пример.

Литература

Обязательная

1. Чеснокова Л. Д., Печникова В. С. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: в 3 ч.: Ч. II: Морфология: учебн. для филолог. спец. высш. учебн. зав. / под ред. Е. И. Дибровой. 2-е изд., доп. и перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

2. Современный русский литературный язык: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин и др.; под ред. П. А. Леканта. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2001.

3. Современный русский язык: Учебник: Фонетика, Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. – 3-е изд. / Л. А. Новиков, Л. Г. Зубкова, В. В. Иванов и др.; под общ. ред. Л. А. Новикова. – СПб.: «Лань», 2001.

4. Шанский Н. М., Тихонов А. Н. Современный русский язык. Ч. II. – Словообразование. Морфология. – М., 1981 (и последующее издание).






Сейчас читают про: