Понятие и сущность маркетинга

Многообразный характер проявлений маркетинга (табл.1) создает трудности при попытке дать ему однозначное определение.

Таблица 1. Подходы к определению маркетинга

Маркетинг 1. Экономический процесс – деятельность, направленная на продвижение товаров и услуг от того, кто их производит, к тому, кто в нем нуждается.
2. Хозяйственная функция, призванная ответить на следующие вопросы: - какие товары и услуги предложить на рынок? - кому? - когда и на каких условиях? - как организовать их доведение до потребителей?
3. Концепция управления производством и реализацией товаров и услуг, ориентированных на установленный платежеспособный спрос.
4. Научная дисциплина - система теоретических, методологических и практических знаний.
5. План-программа разработки, организации производства и реализации на конкурентном рынке товаров и услуг, в основу которого положен комплекс маркетинга («маркетинг-микс»).

Американская ассоциация маркетинга дает следующее опре­деление: маркетинг – процесс планирования, реализации концепции ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг с це­лью обеспечения обменов, удовлетворяющих потребности индивидов и организаций.

Филипп Котлер считает, маркетинг – это социальный и управленче­ский процесс, посредством которого отдельные люди удовлетворяют свои потребности и желания путем создания и взаимного обмена продуктами и ценностями[1]. Суть определения раскрыта на рис 1.

Коллектив Королевского института маркетинга Великобритании под маркетингом понимает организацию и направление всех элементов коммерческой активности, непосредственно связанных с изучением по­требностей клиента и преобразованием его покупательской способности в спрос на конкретный товар или услугу, а также их реализа­цией конечному потребителю с целью достижения оптимального размера прибыли либо осуществления других задач, стоящих перед фирмой[2].

Рис.1. Ключевые элементы процесса маркетинга

К настоящему времени сложились два основных подхода к понима­нию сущности маркетинга: маркетинг как философия бизнеса и маркетинг как функция управления (табл.2).

Таблица 2. Подходы к определению сущности маркетинга

Маркетинг - философия бизнеса Маркетинг - функция управления
определенная концепция вид деятельности
образ мышления образ действий
всестороннее изучение потребностей по­требителей, ориентация на них производ­ства, обеспече­ние адрес­ности предлагае­мых на рынок продуктов[3] и целенаправлен­ное, активное воздействие на формирование покупа­тельских пред­почте­ний конкретная деятельность, связан­ная с изучением рынка и осуществ­лением мероприятий, обеспечи­вающих продажу производимых продуктов в условиях конкуренции
производится то, что желает покупа­тель фирма заставляет приобрести покупателя то, что имеет

Между этими подходами нет противоречий, однако значимость каждого из них возрастает, когда они рассматриваются в единстве, в этом случае можно говорить о реализации концепции маркетинга. Компании, использующие концепцию маркетинга, рассматривает его как:

Ø стратегию, разрабатываемую руководством фирмы;

Ø комплекс функциональных решений менеджеров (продуктовая политика, политика ценообразования, методы распространения и коммуникации с потребителями);

Ø ориентацию компании на удовлетворение нужд потребителей за счет изучения спроса, вкусов, потребностей потребителей.

Исходя из вышесказанного, под маркетингом будем пониматьсистему управления и организации деятельности по разработке, продвижению, предоставлению услуг, базирующуюся на комплексном учете происходящих на рынке изменений, ориентированных на удовлетворение потребностей потребителей и обеспечивающую достижение целей предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: