Многообразный характер проявлений маркетинга (табл.1) создает трудности при попытке дать ему однозначное определение.
Таблица 1. Подходы к определению маркетинга
Маркетинг | 1. Экономический процесс – деятельность, направленная на продвижение товаров и услуг от того, кто их производит, к тому, кто в нем нуждается. |
2. Хозяйственная функция, призванная ответить на следующие вопросы: - какие товары и услуги предложить на рынок? - кому? - когда и на каких условиях? - как организовать их доведение до потребителей? | |
3. Концепция управления производством и реализацией товаров и услуг, ориентированных на установленный платежеспособный спрос. | |
4. Научная дисциплина - система теоретических, методологических и практических знаний. | |
5. План-программа разработки, организации производства и реализации на конкурентном рынке товаров и услуг, в основу которого положен комплекс маркетинга («маркетинг-микс»). |
Американская ассоциация маркетинга дает следующее определение: маркетинг – процесс планирования, реализации концепции ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг с целью обеспечения обменов, удовлетворяющих потребности индивидов и организаций.
|
|
Филипп Котлер считает, маркетинг – это социальный и управленческий процесс, посредством которого отдельные люди удовлетворяют свои потребности и желания путем создания и взаимного обмена продуктами и ценностями[1]. Суть определения раскрыта на рис 1.
Коллектив Королевского института маркетинга Великобритании под маркетингом понимает организацию и направление всех элементов коммерческой активности, непосредственно связанных с изучением потребностей клиента и преобразованием его покупательской способности в спрос на конкретный товар или услугу, а также их реализацией конечному потребителю с целью достижения оптимального размера прибыли либо осуществления других задач, стоящих перед фирмой[2].
Рис.1. Ключевые элементы процесса маркетинга |
К настоящему времени сложились два основных подхода к пониманию сущности маркетинга: маркетинг как философия бизнеса и маркетинг как функция управления (табл.2).
Таблица 2. Подходы к определению сущности маркетинга
Маркетинг - философия бизнеса | Маркетинг - функция управления |
определенная концепция | вид деятельности |
образ мышления | образ действий |
всестороннее изучение потребностей потребителей, ориентация на них производства, обеспечение адресности предлагаемых на рынок продуктов[3] и целенаправленное, активное воздействие на формирование покупательских предпочтений | конкретная деятельность, связанная с изучением рынка и осуществлением мероприятий, обеспечивающих продажу производимых продуктов в условиях конкуренции |
производится то, что желает покупатель | фирма заставляет приобрести покупателя то, что имеет |
Между этими подходами нет противоречий, однако значимость каждого из них возрастает, когда они рассматриваются в единстве, в этом случае можно говорить о реализации концепции маркетинга. Компании, использующие концепцию маркетинга, рассматривает его как:
|
|
Ø стратегию, разрабатываемую руководством фирмы;
Ø комплекс функциональных решений менеджеров (продуктовая политика, политика ценообразования, методы распространения и коммуникации с потребителями);
Ø ориентацию компании на удовлетворение нужд потребителей за счет изучения спроса, вкусов, потребностей потребителей.
Исходя из вышесказанного, под маркетингом будем пониматьсистему управления и организации деятельности по разработке, продвижению, предоставлению услуг, базирующуюся на комплексном учете происходящих на рынке изменений, ориентированных на удовлетворение потребностей потребителей и обеспечивающую достижение целей предприятия.