Вид транспорта | Преимущества | Недостатки | Основное применение |
Железнодорож-ный | Можно транспортировать любой груз; густая сеть железных дорог; низкая стоимость | Проблемы надежности; не всегда возможны комплексный вывоз и доставка | Транспортировка, крупных грузов на большие расстояния, занимает лидирующее положение в системе транспорта |
Автомобильный | Комплексный вывоз идоставка грузов; густая сеть автодорог; высокая скорость | Ограничения по габаритам и весу; высокая стоимость; зависимость от погодных условий | Транспортировка относительно небольших объемов груза |
Воздушный | Высокая скорость; низкая вероятность повреждений; высокая частота отправки | Высокая стоимость; ограниченные возможности по весу и габаритам | Транспортировка при невозможности хранить запасы и необходимости быстрой доставки |
Трубопроводный | Низкая стоимость; высокая надежность; непрерывность транспортировки | Ограниченные возможности в отношении типов груза инеобходимость построения сети; низкая скорость | Транспортировка нефти, газа |
Водный | Низкая стоимость; возможность транспортировки грузов большого веса и габаритов | Низкая скорость; ограниченная сеть и частота отправки; зависимость от погоды | Транспортировка крупных партий дешевых грузов |
Складская обработка включает в себя перемещение малых количеств груза на небольшие расстояния. Ее особенностью являются большие затраты ручного труда, возможность утраты и повреждения грузов.
|
|
Обработка заказов представляет собой: подготовку товара на поставку; получение товара; поиск необходимых товаров или складов; анализ запасов и при необходимости — дополнительную поставку отсутствующих товаров; проверку кредитоспособности клиентов; подготовку сопроводительных документов; другие процессы. В настоящее время в этих процессах широко применяются компьютерные технологии.
Управление запасами позволяет находить компромисс между уровнем издержек и уровнем сервиса. С точки зрения производства и маркетинга уровень запасов целесообразно увеличивать, с точки зрения финансовых служб — уменьшать, поскольку издержки хранения товара могут достигать 35% и более от его стоимости.
В общем случае запасы необходимы для:
• сглаживания колебаний спроса и предложения;
• обеспечения более высокого уровня сервиса;
• стимулирования эффективности производства;
• компенсации повышения цен поставщиком;
• получения скидок при оптовой закупке и транспортировке;
• защиты предприятия от форс-мажорных обстоятельств (недопоставки, забастовки).
Часто трудно выделить складские издержки, поскольку они не концентрируются в одном месте. Складские издержки обычно включают в себя:
|
|
• иммобилизацию оборотных средств в запасах;
• расходы на хранение товаров, затраты на страхование и налоги;
• стоимость хранения запасов (в том числе амортизацию складской площади и стоимость складской обработки).
МАРКЕТИНГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
План развития предприятия
В современной концепции рыночного хозяйства выделяются следующие важные составляющие деятельности любого предприятия:
1) цели;
2) стратегический анализ;
3) определение стратегических альтернатив;
4) выбор стратегии;
5) реализация стратегии;
6)контроль и оценка действий.
В качестве примера приведем историю концерна «Вольво», обозначившего свою задачу в производстве автотехники как сочетанию безопасности, качества и экологичности. В 1997 г. концерн Вольво» в результате стратегического анализа предложил новую стратегию, включающую обновление модельного ряда автомобилей, расширение спектра услуг, концентрацию финансовых ресурсов исключительно в автопроизводстве и мотостроении.
Элементы стратегии концерна «Вольво» до 2000 г. Предусматривали:
• ежегодное увеличение продаж на 10%, в том числе за счет усиления активности на новых быстрорастущих рынках;
• достижение прибыли от производственной деятельности на ровне 5 — 7%, рентабельности собственного капитала — 12 — 15%, отношения собственного капитала к совокупному — 40%;
• ежегодное представление на рынок новой модели при снижении затрат на 15%;
• повышение производительности на 5%;
• сокращение числа традиционных менеджеров на 30%;
• переориентацию маркетинговых программ на наиболее стратегически важные регионы;
• развитие дилерской и сервисной сети во всех регионах, где продается автомобиль «Вольво».
Любое предприятие независимо от вида деятельности вынуждено постоянно искать оптимальный набор стратегий осуществления бизнеса для работы предприятия в условиях рыночной экономики. Предприятие начинает существование с инвестиций, которые вложены в производство, создают новую стоимость, прибыль и, в конце концов, рождают новые инвестиции. Руководители предприятия управляют основным производственным, финансовым и инвестиционным папами деятельности.
На рисунке 6.8 представлена схема работы предприятия в условиях рыночной экономики с выделением ключевых стратегий в зависимости от видов деятельности: А — основная деятельность; Б — направления использования прибыли; В — финансовая деятельность; Г— инвестиционная деятельность.
Рис. 6.8. Работа предприятия в условиях рыночной экономики
Критерием выбора стратегий деятельности предприятия на рынке является наилучшее сочетание внутренних возможностей в зависимости от складывающихся внешних условий.
Основой работы предприятия в краткосрочном периоде (1 — 2 года) является бизнес-план, в который включены все разделы деятельности предприятия: производство и технология управления, персонал, маркетинг, издержки, финансы. Каждый раздел бизнес-плана содержит качественные и количественные показатели, с помощью которых контролируется выполнение плана.
12.2. Маркетинговое планирование – цели, стратегии и средства
Маркетинговое планирование на предприятии проходит следующие стадии:
• определение маркетинговых целей как части общих стратегических целей;
• разработка стратегии маркетинга;
• разработка плана реализации этой стратегии.
В общем виде целями маркетинга являются:
• расширение рынка продаж;
• увеличение доли предприятия на рынке;
• повышение рентабельности.
Процесс стратегического планирования маркетинга включает:
• определение целей;
• аудит маркетинга;
|
|
• SWOT-анализ;
• разработку вариантов стратегии;
• прогнозирование возможных результатов;
• разработку программ;
• оценку последствий реализации.
Определение целей — начальный этап разработки маркетингового стратегического плана, который носит циклический характер.
При разработке стратегии важно соблюдать следующие принципы:
• объект планирования — обособленная стратегическая хозяйственная единица (CXE), обслуживающая рынок и имеющая своих потребителей и конкурентов;
• в основу планирования закладываются реальные или обоснованные показатели;
• СХЕ функционирует в многофакторной конкурентной среде;
• каждая СХЕ имеет ограниченный выбор стратегий;
• выбор стратегии определяют объективные показатели, а не субъективные позиции управляющих.
Предприятие может разрабатывать следующие стратегии:
1) жизненного цикла товара;
2) распространения, диффузии или насыщения рынка;
3) хозяйственного портфеля;
4) разрывов и расхождений;
5) разработки сценариев.
Рассмотрим методы разработки этих стратегий.