Достаточно часто перед тем, как решиться на заказ программного обеспечения, организация проводит бизнес-моделирование. Цели бизнес-моделирования:
· отобразить структуру и процессы деятельности организации;
· обеспечить ясное, комплексное и, главное, одинаковое понимание нужд организации, как сотрудниками, так и будущими разработчиками ПО;
· сформировать реальные требования к программному обеспечению деятельности организации.
Для достижения этих целей разрабатываются две модели: бизнес-модель Use Case и бизнес-объектная модель.
Бизнес-модель Use Case задает внешнее представление бизнес-процессов организации (с точки зрения внешней среды — клиентов и партнеров).
Как показано на рис. 15, бизнес-модель Use Case строится с помощью бизнес-актеров и бизнес-элементов Use Case – простого расширения средств, используемых в обычных диаграммах Use Case.
Рис. 15. Фрагмент бизнес-модели Use Case для аэропорта
Бизнес-актеры определяют внешние сущности и людей, с которыми взаимодействует бизнес. Бизнес-актер представляет собой человека, но информационная система, взаимодействующая с бизнесом, также может играть роль такого актера.
|
|
Бизнес-элементы Use Case изображают различные рабочие потоки бизнеса. Последовательности действий в бизнес-элементах Use Case обычно описываются диаграммами деятельности.
Бизнес-объектная модель отражает внутреннее представление бизнес-процессов организации (с точки зрения ее сотрудников).
Как показано на рис. 16, бизнес-объектная модель строится с помощью бизнес-работников и бизнес-сущностей – классов со специальными стереотипами. Эти классы имеют специальные графические обозначения.
Рис. 16. Фрагмент бизнес-объектной модели аэропорта
Бизнес-работник – абстракция человека, действующего в бизнесе. Бизнес-сущности являются «предметами», обрабатываемыми или используемыми бизнес-работниками по мере выполнения бизнес-элемента Use Case. Например, бизнес-сущность представляет собой документ или существенную часть продукта. Фактически бизнес-объектная модель отображается с помощью диаграмм классов.
2.5 Принципы и технологии построения распределенных информационных систем
Вся информация делится на:
· Входную;
· Хранимую;
· Промежуточную.
К промежуточной информации относится такая информация, которая является дополнением к входной информации в виде каких-либо дополнительных расчетов, объединений, таблиц, справок. Эта информация предназначена для выдачи различного рода отчетов и выходных форм. При создании такого типа информации разрабатываются дополнительные файлы и таблицы в БД. Эти файлы не нуждаются в постоянном хранении и при окончании просчета задачи их целесообразно убирать.
|
|
К хранимой информации относится информация, необходимая для следующего просчета задачи или для контроля за работой программного продукта. Она формируется из входной информации оперативно плана и информации предыдущих прогонов задачи. Это наиболее важная информация, подлежащая строгому хранению и определенному вниманию к ней. Рекомендуется для нее выполнять резервное копирование регулярно, а в задачах, предусматривающих возможность ее восстановления при различного рода неблагоприятных ситуациях.
Хранимая информация делится на:
§ Основную– информация, которая чаще всего претерпевает изменения и дополнения;
§ Нормативно-справочную – информация, которая более постоянного значения. Она несет в себе какие-то справки, законодательные акты, которые позволяют из основной информации получать наиболее полную информацию для выходных документов.
К входной информации относится любая информация, необходимая для просчета данной задачи. Она разрабатывается с точки зрения необходимости создания хранимой информации и распределенной БД.
При разработке БД сетевого вида мы рассматриваем возможность распределения БД либо на сервере, либо на клиентской машине. Возможно создание распределенной БД, находящейся одновременно и на сервере, и на клиентской машине. Необходимо предусмотреть при разработке такого рода БД сохранение ее целостности. Для этой цели используется администратор БД. Это может быть либо человек, либо специальная программа.