Заключение. Основной целью проведения политических, экономических и социальных реформ в России является повышение уровня и качества жизни населения

Основной целью проведения политических, экономических и социальных реформ в России является повышение уровня и качества жизни населения. Однако вступление России на путь рыночных реформ вызвало в стране затяжной и социальный экономический кризис. За прошедшие годы была разрушена значительная часть промышленного и научного потенциала, снизился уровень квалифицировации кадров в различных отраслях экономики и социальной сферы. Усилилась зависимость от импорта технологий, оборудования, продовольствия, капитала. Социальные функции государства сузились до минимального уровня при невиданном расслоении общества на богатых и бедных.

Неудачи реформ часто объяснялись сопротивлением оппозиции, неподготовленностью масс, неумением использования западного опыта и т. д. Это все имело место, но главное — это то, что органы государственной власти отказались от многих необходимых организационно-хозяйственных функций, в том числе и от общенационального прогнозирования и планирования, отбросили десятилетиями накопленный опыт, который был признан как положительный во многих странах мира. Условия же перехода к рынку оказались недостаточными предпосылками для экономического роста, что потребовало переосмысления роли и места прогнозирования и планирования в системе государственного регулирования экономики России.

На преодоление этих и многих других недостатков системы государственного и муниципального регулирования экономики и управления социальной сферой направлены реформы, происходящие сейчас в России, в частности, совершенствование системы государственного прогнозирования и планирования. Данный процесс происходит со значительными трудностями и проблемами.

В частности, требуют внимания и безотлагательного решения такие проблемы как: усиление практики и расширение арсенала методов прогнозирования в государственном и муниципальном управлении, внедрение методов моделирования и экспертного прогнозирования при разработке государственной социальной политики, прогнозировании и оценке последствий принятых государственных решений, вовлечение общественности в прогнозирование и предпроектные коммуникации и многие другие.

Необходимость решения этих задач определило и содержание данного учебного пособия.

Освоение учебного материала позволит студентам и слушателям получить представление о месте и роли социального прогнозирования в структуре социального менеджмента вообще и государственного управления в частности, об основных принципах прогнозирования социальной сферы. Студенты и слушатели могут приобрести знания об истории прогностической мысли, особенностях социального прогнозирования на современном этапе.

Изучение материала позволит получить знания о методологических основах прогнозирования: об основных типах прогнозов; основных понятиях, этапах и принципах социального прогнозирования, фактографических и экспертных методах прогнозирования. Специалисту в области государственного и муниципального управления особенно важно будет иметь знания об особенностях прогнозирования в сфере политики и государственного управления, о специфике социального прогнозного проектирования, технологиях прогнозирования в различных областях социальной сферы. К практическим навыкам, которые можно получить в результате освоения курса, относятся умения составлять задание на прогноз и программу прогнозных исследований, использовать технологию поискового и нормативного прогнозирования, проводить экспертный анализ в прогнозном проектировании, прогнозировать последствия социальных проектов, выбирать методы прогнозирования применительно к конкретной ситуации, строить прогнозы в различных областях социальной сферы. Также освоение курса позволит научиться составлять анкеты, программы маркетингового исследования для целей построения прогнозов развития объектов социальной сферы, организовывать коммуникации для прогнозного проектирования, оценивать социальные последствия проектов.

Для дальнейшего самостоятельного изучения вопросов социального прогнозирования Вы можете пользоваться литературой, приведенной в данном учебном пособии, для поиска нормативных правовых актов по вопросам государственного и муниципального прогнозирования и планирования обратиться к информационным поисковым системам «Гарант», «Консультант Плюс», «КОДЕКС». Рекомендуется просматривать в INTERNET сайты, содержащие соответствующую информацию, электронные ресурсы, приведенные в списке литературы.

Надеемся, что изучение дисциплины «Основы социального прогнозирования» поможет Вам включиться в процесс реформирования, направленный на развитие системы прогнозирования на уровне государственного, муниципального управления, на уровне конкретного предприятия, в конечном счете ‑ на повышение эффективности государственного и муниципального управления, качества жизни населения.


[1] Бестужев-Лада И. В, Наместникова Г. А. Социальное прогнозирование: Курс лекций / И. В. Бестужев-Лада, Г. А. Наместникова – Москва: Педагогическое общество России, ‑ 2002. ‑ ISBN 5-93134-152–8. – С. 3 – 5.

[2] Бестужев-Лада И.В. и Наместникова Г. А. «Технология прогнозных разработок социальных процессов» ‑ М.: НПО «Поиск» ‑ 1992 – С. 12 ‑ 16.

[3] Данная периодизация развития утопического сознания представлена в: Бестужев-Лада И.В, Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование: Курс лекций / И. В. Бестужев-Лада, Г. А. Наместникова – Москва: Педагогическое общество России, ‑ 2002. ‑ ISBN 5-93134-152–8. – С. 3 – 10

[4] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. / Н.Я.Данилевский, М.: Книга ‑ 1991 – С.91 ‑ 113

[5] Данное понимание представлено в работах: Бестужев-Лада И.В. и Наместникова Г. А. Социальное прогнозирование ‑М.: Педагогическое общество России ‑ 2002 – С. Рабочая книга по прогнозированию». — М.: Мысль, 1982. — С.20-30.

[6] У самого Маркса однозначного вывод о том, что государство должно владеть собственностью на средства производства нет (достаточно вспомнит тезис об отмирании государства). Данный вывод был сделан последователями Маркса

[7] Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб.пособие для вузов /Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — С. 21.

[8] Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб.пособие для вузов /Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. —.С.18

[9] Прогностика — научная дисциплина о закономерностях разработки прогнозов

[10] Например: Бестужев-Лада И.В. и Наместникова Г. А. Социальное прогнозирование ‑ М.: Педагогическое общество России ‑ 2002 – 392 с.; Рабочая книга по прогнозированию / — М.: Мысль, 1982. — 125 – 147.

[11] Ракитов А.И. Предвидение // Большая советская энциклопедия: В 30 т. Т.19 – М.: "Советская энциклопедия", 1975 С. 245.

[12] Пузиков О.С. Социально-экономическое прогнозирование: Курс лекций ‑ Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т. 2000 – С.6.

[13] Писарева О.М. Методы социально-экономического прогнозирования: Учебник/ГУУ - НФПК, М.,2003 – С.17-18

[14] Парсаданов Г.А. Прогнозирование и планирование социально-экономической системы страны. — М.: ЮНИТИ, 2001. — С. 125.

[15] Бестужев-Лада И.В. и Наместникова Г. А. Социальное прогнозирование ‑ М.: Педагогическое общество России ‑ 2002 – 392 с.; Рабочая книга по прогнозированию / — М.: Мысль, 1982. — C. 26.

[16] Экономический словарь. Под ред. Архипова А.И. - М. Проспект, 2001. – С. 32.

[17] Выделяют иногда и социально планирование на предприятии, но по нашей типологии, оно в этот класс не входит, поскольку термин социальное характеризует здесь не масштаб планирования, а его аспект (например, наряду с финансовым).

[18] А частично и человеческие – вспомним систему распределения молодых специалистов, программы освоения целины, построения БАМа, осуществляемые государством и обеспечивающие кадровыми ресурсами важнейшие направлениях общегосударственного плана

[19] Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб.пособие для вузов /Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 279 с. (Серия ≪Профессиональный учебник:

Экономика) ‑ ISBN 5-238-00480-Х ‑ С.38

[20] Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб.пособие для вузов /Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 279 с. (Серия ≪Профессиональный учебник:

Экономика) ‑ ISBN 5-238-00480-Х ‑ С.40.

[21] Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб.пособие для вузов /Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 279 с. (Серия ≪Профессиональный учебник:

Экономика) ‑ ISBN 5-238-00480-Х ‑ С.42.

[22] Юм Д. Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам. // Юм Д. Соч. в двух т. Т. 1—М., 1966. — с. 184-192.

[23] Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М.: Прогресс. 1986. — С.329-332.

[24] Тоффлер О. Предисловие. Наука и изменение. // Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М.: Прогресс. 1986. — С. 28-29.

[25] Это понятие рассмотрено в предыдущем параграфе

[26] Niskanen W.A. Bureaucracy and Representative Gavernmenr. Chicago, 1971, Niskanen W.A. Bureaucracy and Pablic Economics. Aldershot, 1994.

[27] Суть данного спора представлена в параграфе 1.3. – «Эволюция взглядов на планирование в контексте противостояния моделей экономического развития»

[28] Бархатов Виктор Иванович, Горшков Андрей Александрович, Капкаев Юнер Шамильевич, Усачев Михаил Алексеевич. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие. – Челябинск: ЮУрГУ, 2001. – 140 с.

[29] Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. - М.: "Прогресс",1974. ‑ 586 с.

[30] Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов /Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — с. 59.

[31] Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов /Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — с. 60

[32] Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов /Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — С. 61

[33] Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского.-СПб.: Наука, 1996. – С. 258 ‑ 275

[34] Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского.-СПб.: Наука, 1996 ‑ С.272

[35] Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского.-СПб.: Наука, 1996 ‑ С.273

[36] За основу взята классификация, представленная в статье: Румянцев Э.О. Методы прогнозирования финансового состояния предприятий // Российское предпринимательство. — 2008. — № 5 Вып. 2 (111). — C. 64-68. — https://www.creativeconomy.ru/articles/12324/

[37] Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие. – Челябинск: ЮУрГУ, 2001. – С. 62-94.

[38] Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование: учеб. / М.И.Бухалков - М: ИНФРА-М, 2007.‑ 400 с.

[39] Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2006. — С. 490.

[40] Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2006. — с. 495.

[41] Шлезингер Артур М. Циклы американской истории. М.: Прогресс, 1992. — С. 46 — 47.

[42] Там же — с. 56 — 57

[43] См., например, Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры // Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. — М.: Экономика, 1993. — С. 24 — 83.

[44] Dawns A. An Economic Theory of Democracy. N.Y., 1957. — 542 p.

[45] Карминес Э.Г., Хакфельд Р. Политическое поведение: общие проблемы. // Политическая наука: новые направления. М.: Вече 1999. — С. 237.

[46] Popkin S.L. The reasoning voter. Chicago: University of Chicago Press, 1991 — p. 45.

[47] В данном параграфе были использованы материалы: Гоулд Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании //Полис. 1993. № 4. С. 134—138.

[48] Федеральный закон от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1995. —№ 30.— Ст. 2871.

[49] Подробнее см.: Новикова Н.В., Поздеева О.Г. Прогнозирование национальной экономики: Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2007. – С.35 – 44

[50] Пример расчета по этой формуле приведен, например, в курсе лекций: Пузиков О.С. Социально-экономическое прогнозирование: Курс лекций‑ Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т. 2000.‑ С. 52-54

[51] Развернутый материал по этим типам прогнозов представлен, например, в учебном пособии Фахрутдинова А.З. Основы социального прогнозирования: учебное пособие/ Фахрутдинова А.З.— Новосибирск: СибАГС, 2011г.— С. 149-201.

[52] Проект Федерального закона «О государственном стратегическом планировании» (подготовлен Минэкономразвития России) // https://www.consultant.ru/law/hotdocs/21223.html#.UkLpTL0ZkXE: Дата обращения: 25.09.2013.

[53] Данная технология основывается на концепции «социального участия» и разрабатывались в России коллективом под руководством Т.М.Дридзе. Основные направления этого подхода изложены, например, в книге «Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. — М.: Наука, 1994. — 304 с.

[А1]Это я переписала с самой книги


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: