Основные теории социализации

Опишем основные теории личности, каждая из которых рассматривает влияние одного или нескольких из названных факторов.

 
 


               
   
 
 
   
   
 


Рис. 5.1. Механизм социализации.

С первых дней человеческой жизни огромную роль в процессе социализации играет его окружение,к которому относятся родители, детские дошкольные и школьные учреждения, Чарльз Кули в своей теории «Зеркального Я» описывает процесс социализации как интеракцию людей, в результате которой индивид формирует представление о самом себе на основании впечатления, которое он оказывает на других людей. Прежде всего, представления о самом себе у человека складываются на основании мнения о нём его самых близких людей – родителей. В сознании человека возникает своеобразная проекция представлений о нём «значимыми другими»– людьми, мнением которых дорожит индивид.

«Зеркальное Я» состоит из трёх элементов:

1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие («Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую причёску»);

2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят («Я уверена, что им нравится моя новая причёска»);

3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию («Видимо, я буду всегда так причёсываться»).

Взаимодействуя таким образом с другими, личность формирует собственную самооценку.Под воздействием других, особенно родителей, у человека может сформироваться завышенная,либо заниженнаясамооценка, например, если в детстве ребёнка много и незаслуженно хвалят или, наоборот, ругают.

Эрик Берн развил эту теорию Ч.Кули. Сценарная теория Э.Берна делит всех людей на два типа: «победителей» и «неудачников». «Победители» это те, кто ставит перед собой цель и достигает её, несмотря на то, что первоначально у него может ничего не получаться. В этом ему помогает адекватная самооценка, формированию которой способствовали его родители в детстве. (Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры – Л., 1992.)

Когда у маленькой девочки не получалось собрать кубик-рубик, её успокаивала мама, вселяя в ребёнка надежду на то, что всё равно она его рано или поздно соберёт.

«Неудачники»формируются, как правило, из тех детей, воспитанием которых родители не занимались, либо делали это неправильно и вместо моральной поддержки предлагали переключиться ребёнку на другой предмет, чтобы не терять своего времени, создавая, таким образом, установку на неудачу.

По мнению Э. Берна, родители своими оценками поведения ребёнка программируют сценарий его жизненного пути. Если они верят в силы своего сына или дочери, то этим они формируют оптимистичный сценарий их судьбы, если нет, то формируется негативный, пессимистичный сценарий.

Помимо оценокродителей на формирование жизненных установок и сценариев влияет судьба самих родителей,так как дети в большинстве своём воспроизводят, повторяют жизненный путь матери или отца, хотя возможен и антисценарий.

Например, сын, которого воспитала мать-одиночка, став взрослым, никогда не бросит свою жену и детей. Или дочь, чьим отцом является алкоголик, став взрослой девушкой, будет избегать знакомств с мужчинами, которые злоупотребляют алкоголем.

Американский психолог Джордж Герберт Мид пошёл дальше в своём анализе процесса развития «Я» и разработал теорию доминирующего типа деятельности. Как и Ч.Кули, он считал, что «Я» – продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. В начале, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других людей. Научившись осмысливать своё поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других – ребёнок начинает приобретать чувство своего «Я».

По мнению Дж. Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. (Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты. – М. 1994.)

Первая – имитация.На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может «помогать» родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос или даже палку.

Затем следует игровая стадия,когда дети понимают поведение как исполнение определённых ролей:врача, пожарного, автогонщика и т.д.

В процессе игры они воспроизводят эти роли. Играя в куклы, маленькие дети говорят с ними то ласково, то сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям.

Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества – это следующий важный шаг в процессе создания своего «Я».

Третий этап, по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.

Каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некоего «другого» – безликого человека «со стороны», олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают своё поведение по стандартам, установленным «другими со стороны». Следование правилам игры в бейсбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах.

Французский исследователь Жан Пиаже, рассматривая влияние окружения в процессе социализации личности, исследовал когнитивное развитие ребёнка, или процесс обучения мышлению, который осуществляется родителями, воспитателями дошкольных учреждений, учителями школ. Согласно его теории на каждой стадии когнитивного развития у человека формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определённой последовательности, хотя не обязательно с одинаковой скоростью и результатами.

Первый период, от рождения до 2 лет, называется сенсомоторной стадией.В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметовокружающего мира. До этой стадии им, по всей вероятности, кажется, что предмет перестаёт существовать, когда они на него не смотрят. Существование данной стадии может подтвердить любая приходящая няня, которая знает, как пронзительно кричат младенцы, видя, что родители уходят, а через полгода, прощаясь с родителями, они весело машут им ручкой.

Второй период,от 2 до 7 лет, называется пред операциональной стадией. В это время дети учатся различать символы и их значения.В начале данной стадии дети расстраиваются, если кто-то разрушает построенный ими замок из песка, символизирующий их собственный дом. В конце этапа дети понимают разницу между символами и предметами, которые они обозначают.

В возрасте от 7 до 11 лет дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками. Дж.Пиаже называет этот период стадией конкретных операций.

Например, если на данной стадии детям показывают ряд из шести палочек и просят взять тоже количество палочек из лежащего рядом комплекта, они могут выбрать их, не прикладывая каждую палочку из комплекта к каждой палочке из ряда. Дети меньшего возраста, еще не научившиеся считать, чтобы получить нужное число, кладут палочку к палочке.

В возрасте примерно от 12 до 15 лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем.

Гарвардский психолог Лоренс Колберг разработал ещё один подход к проблеме социализации, в котором чувствуется сильное влияние теории Ж.Пиаже. Особую роль в формировании и воспитании личности Л.Колберг отводил нравственному развитию детей.

Л.Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют друг друга в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию – эмпатии.В отличие от Ж.Пиаже, Л.Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определённым возрастом. В то время как большинство людей достигают, по крайней мере, третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.

Две первые стадииотносятся к детям, которые ещё не усвоили понятий о хорошем и о плохом. Они стремятся избежать наказания (первая стадия) или заслужить поощрение (вторая стадия).

На третьей стадиилюди отчётливо осознают мнения других и стремятся действовать так, чтобы завоевать их одобрение.Хотя на данной стадии начинают формироваться собственные понятия о хорошем и о плохом, люди в основном стремятся приспосабливаться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение.

На четвёртой стадии люди осознают интересы общества и правила поведения в нём. Именно на этой стадии формируется нравственное сознание: человек, которому кассир сдал слишком много сдачи, возвращает её, потому что это «правильно». Как считает Л.Колберг, на последних двух стадиях люди способны совершать высоконравственные поступки независимо от общепринятых ценностей.

На пятой стадии люди осмысливают возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. Наэтой стадии они способны делать обобщения, представлять себе, что произойдёт, если все будут поступать определённым образом. Так формируются собственные суждения личности о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Например, нельзя обманывать налоговое управление, ведь если бы все так поступали, наша экономическая система развалилась бы. Но в некоторых случаях может быть оправдана «ложь во спасение», щадящая чувства другого человека.

На шестой стадии у людей формируются собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы.Такие люди лишены эгоцентризма, они предъявляют к себе такие же требования, как и к другим.

Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, Иисус Христос, по мнению Л.Колберга, были мыслителями, достигшими этой высшей стадии нравственного развития.

Зигмунд Фрейд, основатель психоаналитической теории, изучая личность, пришёл к выводу, что в своём поведении индивид руководствуется не только социальными нормами, которые он воспринимает и которым обучается в процессе социализации, но и биологическими, природными инстинктами. По мнению З.Фрейда, человек всегда находится в конфликте с обществом, который возникает в результате того, что биологические потребности и желания человека не всегда совпадают с принятыми в обществе нормами и запретами.

Согласно З.Фрейду, биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры, и социализация есть процесс обуздания этих побуждений.

Теория З.Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид («Оно»), Эго («Я») и Суперэго («сверх-Я»). Ид является источником энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия.

«Оно» побуждает нас к сексу, а также осуществлению таких функции организма, как приём пищи и отправление естественных надобностей.

Эго («Я») контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности и регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряжённость, связанную с Ид.

Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго– это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

 
 
ХОЧУ



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: