Деятельность этического комитета ЛПУ позволяет избежать многих ошибок при оценке проступков и правонарушений медицинских работников. Далеко не всегда можно дать однозначную оценку в проблемных ситуациях, в то же время административные и юридические санкции не ориентированы на профилактику конкретных «незаметных» правонарушений, а вот этические меры воздействия помогают их избежать. Каким образом может быть организована деятельность этического комитета в этой сфере?
Под правонарушением в здравоохранении понимается, как и в других профессиональных сообществах, виновное противоправное Действие (или бездействие) лица, способного самостоятельного отвечать за свои поступки (Новоселов В. П., 1998). Основными признаками правонарушения, являются:
— причинения вреда обществу (действия, противоречащие принятым им законам);
•— невыполнение своих обязанностей или нарушение прав дру-гих лиц (что является одним и тем же, только в первом случае действие направлено, чаще всего, против коллег, а во втором, как пра-вило, против пациентов);
— нарушение правовых норм (имеются ввиду подзаконные ак-ТЬ| и административные правила и инструкции);
•— умышленное или по неосторожности совершенное действие, ЧаЩе всего — некомпетентное или необдуманное, поскольку Умышленное зло в медицине — большая редкость).
Правонарушения медицинских работников в зависимости от с пени общественной опасности подразделяются на противоправщ проступки, не предусмотренные уголовным кодексом, и преет пения, которые влекут за собой уголовную ответственность (Б дичевский Ф. Ю., 1970, Радченко М. В., 2001). Проступки регули ютря частично Гражданским кодексом, но в основном они включе! в нормативное поле административных правил, инструкций и п законных актов. Такие проступки бывают административными дисциплинарными.
Административными проступками в общепринятом смы являются общественно неопасные нарушения порядка государ! венного управления, закрепляемого отдельными правовыми н мами. Административные проступки медицинских работников ставляют общественно не опасные нарушения порядка управлений лечебным учреждением (несоблюдение правил внутреннего распорядка больницы или отделения, которые дезорганизуют работу ЛПУ, использование средств транспорта и связи в личных целях, нарушение противопожарных, санитарно-эпидемиологических правил и др.). Сюда можно также отнести некоторые нарушения Уста*11 ва данного учреждения (если таковой имеется). Применительно if медицинским работникам административная ответственность cd-стоит в наложении штрафа, временного отстранения от должности,; лишения премии и т. д. (Хохлов В. В., Хозяинов Ю. А., 2000). •'.
Дисциплинарные проступки — это общественно неопасные на-1 рушения трудовой, служебной дисциплины, т. е. закрепленного" правовыми нормами обязательного порядка деятельности опредед, ленных коллективов. К дисциплинарным проступкам относятся: про-' гул, опоздание на работу, невыполнение распоряжений главного врача, заведующего отделением, невыполнение средним медицинским персоналом указаний лечащего врача, хотя, в зависимости от последствий, такой проступок может перерасти в преступление и т. д.
Ответственность за дисциплинарные проступки заключается в применении дисциплинарных взысканий. Субъектом оценки нару-; шений трудовой дисциплины со стороны медицинских работников являются:
а) администрация ЛПУ;
б) правоохранительные органы.
В зависимости от тяжести проступка администрация может наложить на работника следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
4) увольнение.
При наложении дисциплинарного взыскания учитываются не только тяжесть совершенного проступка, но и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение на работе. При этом за каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Распоряжение о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов его применения объявляется работнику, подвергнутому изысканию, под расписку. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством. В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к работнику не применяются. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то оно с него снимается, т. е. он считается не подвергшимся дисциплинарному наказанию (Стеценко С.Г., 2002).
Здесь есть один сугубо этический момент — окружающие все равно помнят о том, что взыскание было, их отношение не меняется со снятием взыскания. Вообще в вопросах наложения административного взыскания всегда присутствует нравственная сторона, но моральная ответственность поглощается административной ответственностью так же, как в случаях уголовных преступлений административная составляющая поглощается юридической ответственностью.
Существование в ЛПУ этического комитета предполагает участие его в принятии решений об ответственности медицинских работников за нарушение трудовой дисциплины. Это участие может выражаться в двух формах:
а) экспертная информация о статусных характеристиках личности провинившегося (авторитет в коллективе, отношения с пациентами, морально-психологические качества);
б) профилактика нарушений трудовой дисциплины, принятие решений в «пограничной ситуации», когда нарушение еще не совершено, но существует большая вероятность его совершения.
В первом случае экпертное заключение ЭК может повлиять на выбор вида взыскания. Так, например, этическая компонента может изменить меру наказания — от стргого выговора до выговора, от выговора до замечания и т. п. В настоящее время субъектом моральной оценки, которая неизбежно присутствует в административных санкциях, является администрация. Она действует при этом на основе собственного личного жизненного опыта и той системы ценностей, которую разделяет, но специальной этической подготовки
ее представители, как правило, не имеют. Кроме того, присутствие в этическом комитете представителей общестенности позволяет полнее учитывать социальный резонанс проступка и посмотреть на1 него как бы со стороны. Это повышает степень объективности при"; наложении взыскания. Однако, неформальность решений этического комитета предполагает, что его советы и рекомендации могут** выноситься и доводиться до сведения администрации только с со--: гласия провинившегося. Здесь, как нам представляется, действует ' принцип уважения автономии личности, но уже не пациента, а ме-| дицинского работника. "|
Последнее положение име.ет существенное значение, поскольку* его несоблюдение может привести к трансформации этического ко-| митета в некий репрессивный орган, что несовместимо с его стату-1 сом (Петров В. И., Седова Н. Н., 2002). *
Иначе обстоит дело во втором варианте регулятивного вмеша- \ тельства этического комитета — в случае проведения профилакти-" ки нарушений трудовой дисциплины. Типичным случаем здесь мо- f жет быть наличие вредных привычек у медицинских работников, от-' сутствие моральной мотивации деятельности и т. п. В этих случаях! этический комитет может контактировать с медицинским работни- * ком и без его непосредственного обращения, а по просьбе другого • лица или представителя администрации, если таковое лицо пола- • гает, что поведение данного работника может принести неумыш- ' ленный вред. В данном случае защищаются права и свободы чле- J нов коллектива и пациентов. Но и здесь деятельность ЭК остается * неформальной, она не должна провоцировать административных решений. Основная цель — морально-психологическое влияние на ' личность. Более того, мы полагаем, что при контактах с потенци- ^ альным нарушителем трудовой дисциплины членов этического ко- <: митета должен соблюдаться принцип конфиденциальности, и не 1 должна вестись письменная отчетность. $
Немаловажную роль может сыграть этический комитет и в слу-? чаях ответственности медицинских работников за профессиональные i правонарушения. Профессиональная деятельность медицинских | работников связана с охраной здоровья граждан, поэтому характер их труда требует, чтобы они выполняли свои обязанности безукоризненно. Любое отступление от предписанных наукой и установленных законом и моралью правил поведения медицинских работников может привести к тяжелым последствиям для здоровья, а часто и для жизни людей.
Профессиональные нарушения медицинских работников в зависимости от характера и степени общественной опасности, насту-
пивших последствий могут расцениваться и как преступления. Профессиональные преступления медицинских работников имеют свои особенности: субъектами состава преступления в данном случае выступают медицинские работники, а объект преступного посягательства, как правило, — здоровье людей. Под преступлениями медицинских работников понимаются такие преступления, которые совершаются при осуществлении чисто профессиональных функций с нарушением современных требований медицинской науки и практики, положений медицинской этики и деонтологии, предписаний закона, принятых нормативных актов. Ситуация усугубляется тем, что при совершении таких преступлений используются эксклюзивные медицинские знания, применение которых возможно только для данной профессиональной группы.
Преступления, прямо или косвенно связанные с применением профессиональных медицинских познаний, бывают различными по своему характеру. Одни из них специально предусмотрены УК, другие квалифицируются по общим статьям этого закона. Например, ответственность за умышленное убийство, совершенное медицинским работником с применением профессиональных познаний, все равно наступит на общих основаниях уголовного закона. То, что преступление-совершено медицинским работником, может рассматриваться как отягчающее обстоятельство, но такие преступления достаточно редки (Филатов В. Б., Решетников А. В., 1999).
Преступления, совершенные по неосторожности, значительно чаще встречаются в действиях работников здравоохранения, чем умышленные преступления. К умышленным относятся такие преступления, при которых лицо, его совершившее, сознавало опасный характер своего действия и/или бездействия, предвидело его последствия, желало или сознательно его допускало. Преступление признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность опасных последствий своего действия или бездействия и мысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможность наступления таких последствий, хотя должно или могло их предвидеть. Но даже если факт предвидения доказан, можно доказать, что такое преступление совершено не умышленно, а по некомпетентности. Здесь очевидна связь с классификацией вреда в биоэтике, о которой мы говорили в гл. 1.
Принцип ненанесения вреда в биоэтике имеет гораздо более широкое поле применения, чем в административном и уголовном праве. Но, как мы уже отметили, здесь отношения несимметричные: ответственность перед законом автоматически включает мо-
ральную ответственность, этическая же ответственность далеко не всегда подразумевает юридическую. Поэтому необходимо четко! определить поле правового регулирования труда медицинских ботников.
Согласно ныне действующему Уголовному кодексу работники^ здравоохранения могут нести уголовную ответственность за еле- -дующие профессиональные преступления:;•
1. Преступления работников здравоохранения, направленные'! против личности: д
— ст. 1Q9 «Причинение смерти по неосторожности»; А
— ст. 120 «Принуждение к изъятию органов или тканей челове-1 ка для трансплантации»; j
— ст. 122 «Заражение ВИЧ-инфекцией»; J —- ст. 123 «Незаконное производство аборта»; J
— Ст. 124 «Неоказание помощи больному»; ц
— ст. 128 «Незаконное помещение в психиатрический стационар»; ^
— ст. 152|«Торговля несовершеннолетними»; •
— ст. 153 «Подмена ребенка»;
— ст. 155 ^«Разглашение тайны усыновления (удочерения)».
2. Преступления работников здравоохранения, направленные' против общественной безопасности и общественного порядка: '
— ст. 220 «Незаконное обращение с радиоактивными материалами»;
— ст. 221 «Хищение либо вымогательство радиоактивных материалов»;
— ст. 228 «Незаконное изготовление, приобретение, хранение,' перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ'»;
— ст. 233 «Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических веществ или психотропных веществ»;
— ст. 234 «Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта»;
— ст. 235 «Незаконное занятие частной медицинской практикой, или частной фармацевтической деятельностью»;
— ст. 236 «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил»;
— ст. 237 «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей».
3. Преступления работников здравоохранения, направленные против государственной власти (должностные преступления):
— ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями»;
— ст. 290 «Получение взятки»; —• ст. 292 «Служебный подлог»;
— ст. 29 «Халатность».
4. Преступления работников здравоохранения, направленные против правосудия:
— ст. 307 «Заведомо ложные показания, заключение эксперта или неправильный перевод».
5. Преступления работников здравоохранения в сфере экономики:
— ст. 163 «Вымогательство».
Следует помнить, что к медицинской профессиональной деятельности относят и такую, которая не имеет лечебно-профилактической направленности. В частности, это проведение различных экспертиз, вмешательство с косметической целью. Особое место занимает административно-правовая регуляция деятельности представителей народной и нетрадиционной (мы предпочитаем термин «ненаучная») медицины. Но это отдельная проблема, и мы не будем ее касаться.
К профессиональным преступлениям медицинских работников относится и стерилизация без соответствующих показаний, которая рассматривается как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111). Недопустимые эксперименты на людях также следует отнести к профессиональным правонарушениям, так как s случае неблагоприятного исхода речь может идти о причинении смерти по неосторожности (ст. 109) или умышленном причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ст. 111, 112). По данному вопросу существуют документы международного права. Надо сказать, что отечественное законодательство в вопросах экспериментов на людях достаточно бедно законами и подзаконными актами, и в этом смысле документальная база биоэтики значительно шире и жестче (Юдин Б. Г., 2004). Однако, как мы уже говорили, именно развитие моральной регламентации до определенного уровня приводит к необходимости принятия новых юридических законов. Следовательно, совершенствование данной сферы правовой регуляции продолжается.
От преступлений следует отличать врачебные ошибки, ятроген-Hbie заболевания (к которым относятся все заболевания, вызванные врачебным вмешательством) и несчастные случаи, связанные с неблагоприятным исходом в лечении. В этих случаях этическая
экспертиза необходима. В случаях же доказанного преступлен мнение этического комитета не будет информативным, хотя еле ственные органы и суд могут запросить его заключение.
§ 6. Этические комитеты ЛПУ в системе контроля качества медицинской помощи
Разрешение этических конфликтов, возникающих в медицине» практике, подразумевает разрешение противоречия между ниями пациента и качеством реальной медицинской помощи, к рую ему оказывают. Следовательно, этические комитеты дол занимать определенное место в системе контроля качества эт помощи. Можно утверждать, что данная система ориентирована на существование, но до сих пор ее незавершенность и несовершенст связаны именно с их отсутствием.
Как известно, права пациентов являются неотъемлемой соста ной частью их социальных прав, то есть прав, которые граждан не в состоянии реализовать самостоятельно, поэтому реализаци! социальных прав граждан обязано обеспечивать государство. О, ной из основных его функций является создание механизмов обе печения населения медицинской помощью. Для формирован! указанных механизмов государство осуществляет определенн мероприятия в трех сферах, а именно: в правовой сфере, в сфе| экономики, в сфере управления.
При этом в правовой сфере основанием для проводимых мер' приятии являются, во-первых, международные законодательн акты; во-вторых, Конституция РФ; в-третьих, законодательство области здравоохранения. К первой группе оснований необходи отнести Хартию прав человека, Женевскую клятву врачей, Межд: народный кодекс медицинской этики, Хельсинскую Декларацию последней редакции) и, разумеется, такие руководства, как GCRj, GLP, GMP, GPP, постольку, поскольку они адаптированы нашиЦ? законодательством и рекомендованы к исполнению Министерство»^ здравоохранения РФ. \{,
В некоторых странах мира созданы и действуют больничные ко^ митеты качества. В других управление качеством медицинской по щи осуществляется централизованно, но во всех случаях соответст вующие структуры контактируют с комитетами по этике на OCHOI разделения функций и взаимной помощи. Как обстоит дело у «ас?
В процессе реализации мероприятий по обеспечению насел ния медицинской помощью государство сталкивается с необходИ'
решения двух блоков взаимосвязанных проблем: финансирования производства медицинских услуг и обеспечения приемле-|^ого в данный промежуток времени уровня качества этих услуг. Не удивительно, что в начальный период реформирования отечественной системы охраны здоровья провозглашались две основные цели: получение дополнительного и целевого финансирования и повышение качества медицинской помощи. Однако, в первую очередь, преобразования коснулись преимущественно системы.финансирования медицинских учреждений. Логично было предположить, что в отсутствие удовлетворительного финансирования о качестве медицинского обслуживания речь не идет. Сейчас положение меняется, и качественная сторона развития отечественного здравоохранения выходит на первый план.
В здравоохранении принята следующая трактовка понятия «качество»:
1. Совокупность характеристик данного объекта, отличающих его от других объектов.
2. Степень превосходства потребительских свойств объекта по сравнению с другим объектом, имеющим то же функциональное предназначение (Н. И. Вишняков, В. В. Стожаров, 2000).
Одним из основных препятствий для создания системы обеспечения качества в медицине является отсутствие согласованного представления о том, что следует понимать под «качеством медицинской помощи». Хотя, как нам представляется, здесь вполне можно и нужно использовать международные стандарты. Это просто необходимо, когда речь идет о совместных программах или заимствовании позитивного опыта.
Согласно рекомендациям Рабочей группы по обеспечению качества Европейского регионального бюро ВОЗ (1991) деятельность по контролю и обеспечению КМП должна осуществляться с учетом его существенных признаков (компонентов):
— безопасности медицинской помощи;
— доступности медицинской помощи;
— оптимальности медицинской помощи;
— удовлетворенности пациентов.
В соответствии с выделенными существенными признаками экспертная группа ВОЗ дает следующее представление о качестве Медицинской помощи: «Каждый пациент должен получить такой комплекс диагностической и терапевтической помощи, который пРивел бы к оптимальным для здоровья этого пациента результа-там в соответствии с уровнем медицинской науки и такими биоло-
Качество технологии характеризует, насколько комплекс лечебно-диагностических мероприятий, оказанных конкретному больному, был оптимален. При этом предполагается, что объем выполненных манипуляций должен быть не меньше, но и не больше оптимального, а последовательность их выполнения — строго выдержана. Если на лечение больного было затрачено больше средств, чем это необходимо, такая помощь компетентными органами не будет признана качественной, даже если при этом будут достигнуты хорошие результаты и больной считает, что ему оказана помощь высокого качества. Качество технологии оценивается только на одном уровне по отношению к конкретному пациенту с учетом клинического диагноза, видов сопутствующей патологии, возраста больного и других нозологических факторов. Таким образом, врач может быть обвинен в оказании некачественной помощи данному конкретному пациенту даже в том случае, если тот жив, здоров и вполне доволен результатом лечения.
Здесь очевидны проблемы для этического комитета, поскольку такой подход представляется крайне несовершенным. Во-первых, в современной экономической ситуации стандарты затрат на лечение никогда не будут соответствовать оптимуму хотя бы потому, что пока они утверждаются, цены на рынке лекарств и оборудования, не говоря уже о ценах на энергоносители, несколько раз поднимутся. Во-вторых, при определении качества медицинской помощи совершенно выпадает то, что было указано ранее — удовлетворенность пациента лечением. Другими словами, качество технологии может оцениваться по одному критерию — качеству жизни, но как раз этот критерий в наших стандартах отсутствует. Именно поэтому в данной сфере слишком много работы для этических комитетов.
Может быть и так, что больной, получивший все, что причитается ему по стандарту, не доволен лечением. Данный вопрос не может рассматриваться административными и, тем более, правовыми инстанциями, поскольку формальные требования к качеству технологии соблюдены. Однако неудовлетворенность больного усугубляет психосоматогению и повышает риск нового заболевания. В такой ситуации общение с пациентом членов этического комитета представляется удачным решением, поскольку позволяет снять психологическую напряженность и, возможно, найти другие методы работы с пациентом. Одновременно это дополнительный контроль — все ли сделано в соответствии с требованиями и полностью ли информирован пациент о целях, характере и результатах лечения.
Не стоит, однако, переоценивать роль этического комитета в снятии напряженности, если нарушен принцип справедливости при
лечении больного. А с точки зрения пациента, он может быть нарушен хотя бы потому, что его сосед с таким же заболеванием смог позволить себе дополнительное платное лечение. Но в любом случае заключение этического комитета является в подобных ситуациях дополнительным аргументом в пользу врача, который объективно не может позволить себе нарушение стандарта качества медицинской помощи.
Одним из параметров, характеризующих качество технологии, может являться наличие или отсутствие врачебных ошибок. Врачебная ошибка — это бездействие или такое действие врача при оказании помощи пациенту, которое способствовало или могло способстйовать увеличению рисков в процессе лечения. Под рисками в данном случае понимается не только неэффективность лечения данного заболевания, но и возможность возникновения сопутствующих патологий, а также ятрогений. Вот здесь заключение этического комитета является необходимым, поскольку вероятностный вред всегда может быть оспорен апелляцией к альтернативным технологиям — доказательная медицина пока не получила у нас достаточного развития. А моральный вред может быть.экспли-цирован уже тогда, когда терапевтические риски еще не осознаны.
Качество результата — это составляющая качества медицинской помощи, описывающая отношение фактически достигнутых результатов С реально достижимыми (планируемыми), т. е. насколько достигнутые результаты близки к возможным. В зависимости от объекта оценки (индивидуального или группового) под планируемыми результатами можно понимать:
— динамику состояния здоровья конкретного пациента;
— результаты лечения всех больных в ЛПУ за отчетный период;
— состояние здоровья населения территории.
Очевидно, что оценка качества результата в его этической составляющей возможна для ЭК только в одном аспекте — когда речь идет о динамике состояния здоровья отдельного пациента. Только в ситуации межличностного общения можно определить соответствие действий медицинского работника требованиям биоэтики. Действительно, если речь идет об информированном согласии, конфиденциальности, уважании автономии личности, нелепо выводить какие-то средние показатели по ЛПУ или по какой-то определенной категории больных. Более того, мы полагаем, что мнение этического комитета имеет смысл только в тех случаях, когда возникают сомнения по поводу качества лечения, не связанные с соблюдением стандартов. Если не соблюдаются стандарты, очевидно, что это проблема административных санкций. Если же все
стандарты соблюдены, но одна из сторон (пациенты или их представители — медицинские работники) выражает неудовлетворен- • ность результатами лечения, то это становится предметом этической экспертизы.
Здесь может возникнуть оригинальный сюжет, когда недоволь- i ство результатами лечения выражает не пациент или его представитель (как обычно), а врач или другой медицинский работник. Чтобы • эксплицировать подобную ситуацию, напомним, что определение качества результата по отношению к конкретному пациенту подразумевает, что в этом случае оценивается, насколько достигнутые результаты лечения данного пациента близки к возможным результатам его лечения с учетом клинического диагноза, возраста, других биологических факторов. Например, для одного больного планируемым результатом лечения может являться его полное выздоровление с нормализацией всех данных биохимических, функциональных и других видов исследований. Для больного с облитерирующим атеросклерозом сосудов нижних конечностей, осложненным влажной гангреной левой стопы, планируемым результатом лечения может явиться ампутация нижней конечности на уровне голеностопного сустава. Одним из основных параметров, характеризующих качество результата лечения больного, является исход его лечения. Ранее было принято выделять три исхода госпитализации: «выздоровление», «перевод», «смерть». В настоящее время стационары переходят к системе оценки исхода лечения, в которой выделяют «выздоровление», «улучшение», «без перемен», «ухудшение», «перевод», «смерть». В амбулатарно-поликлинических учреждениях выделяют следующие исходы наблюдения: «выздоровление», «ремиссия», «госпитализация», «перевод в другое ЛПУ», «инвали-дизация», «смерть». Очевидно, что в паллиативной медицине стандарты будут отличаться и ключевым словом будет «страдание» — «облегчение страдания», «сохранение страдания», «смерть». Но это пока только наши предположения.
Таким образом, этические претензии со стороны медицинских работников в вопросе о качестве результата могут быть условно представлены следующим образом:
— по поводу выздоровления (оно не является таковым);
— по поводу улучшения (оно носит временный характер и не может считаться результатом лечения);
— по поводу результата «без перемен» (использовались неправильные методы лечения);
— по поводу результата «перевод» (решение не обосновано, является попыткой избавиться от сложного больного);
— по поводу результатов «ухудшение» и «смерть» этический комитет выносит решение только по представлению администрации, поскольку это является предметом специального рассмотрения.
Из приведенного списка видно, что заявителем во всех этих случаях может являться либо медицинский работник, не участвовавший в лечении больного, если он наблюдал ошибочные, по его мнению, действия лечащего врача, либо лечащий врач, не согласный с решением консилиума, когда таковой инициировался, либо медицинский работник/участвовавший в лечении, но не согласный с его проведением другими участниками лечения (например, медицинская сестра может не соглашаться с действиями врача, хотя такая конструкция выглядит в наших условиях чисто умозрительной, с переходом к высшему медсестринскому образованию ситуация может стать реальной).
Для наших лечебных учреждений такие ситуации достаточно редки, хотя случаев приведенных выше форм разногласий довольно много. Но, как мы указывали в предыдущих разделах работы, некоторые особенности российского менталитета и традиции национального здравоохранения не предполагают обращения коллег — медиков в вышестоящие инстанции с подобными жалобами:'Само такое обращение негласно считается аморальным, интересы корпоративной этики ставятся выше интересов пациента. Поэтому случаи несогласия чаще всего обсуждаются в кулуарах, принимая характер слухов и сплетен, что, в свою очередь, только вредит повышению качества медицинской помощи.
Именно поэтому мы полагаем, что существование этических комитетов, которые можно было бы образно назвать субъектом нравственного сознания, коллективной совестью данного ЛПУ, поможет снять вероятность нездоровых отношений в коллективе, сделав обсуждение причин возникающей неудовлетворенности гласным и в то же время неформальным, поскольку решение этического комитета никогда не носит обязательного характера. Это даже не решение, а оценка, не влекущая за собой обязательных санкций, но способствующая корректировке поведения в сторону улучшения качества медицинской помощи в целом.
Структурно-функциональный статус этического комитета в системе управления качеством медицинской помощи можно описать, выделив основные блоки самой этой системы. Обычно в системе качества медицинской помощи выделяются три взаимосвязанных
элемента:
1) участники контроля (т. е. кто должен осуществлять контроль);
2) средства (с помощью чего осуществляется контроль);
3) механизмы контроля (каким образом осуществляется контроль, последовательность действий).
В этом аспекте этические комитеты могут рассматриваться как? ассоциированные участники контроля в тех случаях, когда на это* имеется санкция других (институализированных) участников. Мы полагаем, что даже персональные обращения граждан не должны^ рассматриваться без ведома инстанций, уже проводивших кон-а грольные процедуры по данному вопросу. Если же их согласие не* получено, комитет по настоянию обратившегося может рассмот-^ реть его заявление, но вряд ли это будет иметь ожидаемый эф-* фект, гак как негативное отношение к рассмотрению со стороны] институализированных участников заведомо предполагает, что они^ не захотят учесть мнение этического комитета. Подобные двусмысленные ситуации, безусловно, будут встречаться до тех пор, пока этические комитеты не станут привычными для отечественных* лечебных учреждений и пока не накопится достаточный опыт их работы.
Нормативная база к числу участников контроля качества меди-* цинской помощи относит:
— медицинские учреждения;
— общественные объединения потребителей;
— органы управления здравоохранением; --лицензирующие органы здравоохранения;
— страховые медицинские организации;
— профессиональные медицинские ассоциации;; - — фонды обязательного медицинского страхования;
— исполнительные органы фонда социального страхования;!
— государственные медицинские образовательные учреждения, медицинские научные учреждения, осуществляющие постдипломное образование;
— страхователей;
— Госстандарт России и его территориальные органы;
— Государственный комитет по антимонопольной политике и его территориальные органы;
— органы Государственной санитарно—эпидемиологической службы;
— органы Государственного пожарного надзора;
— Государственную инспекцию по охране труда (Попов В. Л., Попова Н. П., 1999).
Очевидно, что хотя каждый из участников контроля качества медицинской помощи может контактировать с этическим комитетом
в процессе работы, но эффективность и целесообразность этих контактов локализуется только для ведомственных участников контроля. Причем здесь приходится учитывать, что такие ведомственные участники, как медицинские ассоциации, учебные и научные медицинские учреждения, территориальные страховые фонды, имеют собственные этические комитеты, предмет деятельности которых отличается от предмета деятельности ЭК в ЛПУ. Один и тот же вопрос, таким образом, может стать предметом рассмотрения в разных этических комитетах. Такая ситуация наиболее часто может встречаться при клинических испытаниях или при разрешении страховых проблем. В силу специфики проблематики комитетов различных учреждений возможен конфликт интересов, поэтому все подобные вопросы необходимо решать на совместных заседаниях участников этической экспертизы. Исключение может быть сделано только тогда, когда один из участников априори передает свои голоса другому, полностью доверяя ему решение вопроса.
На ведомственном уровне строго определен предмет контроля, поэтому не представляет труда выделить здесь этическую компоненту и распределить приоритеты деятельности ЭК. Как известно, система ведомственного контроля качества медицинской помощи призвана осуществлять:
1. Оценку состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов ЛПУ (т. е. контроль структурного качества помощи, оказываемой медицинскими учреждениями в целом). Здесь предметом этической экспертизы может быть нарушение прав и свобод личности при расстановке кадров, перераспределении материальных средств внутри учреждения. Решения принимаются в соответствии с принципом справедливости, сформулированным в биоэтике.
2. Оценку профессиональных качеств медицинских работников путем осуществления аттестации персонала. Об участии ЭК в аттестации персонала мы уже говорили выше.
3. Экспертизу процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам (т. е. контроль технологического компонента качества медицинской помощи). Здесь реализуются все возможности этической экспертизы качества технологии, о которых также было
сказано выше.
4. Выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и Других факторов, оказавших негативное действие и повлекших за собой снижение эффективности медицинской помощи. Поскольку врачебная ошибка, как мы уже писали, всегда содержит этический
i
компонент — в мотиве, содержании или оценке деятельности, то экспертиза здесь возможна в соответствии с принятой в биоэти классификацией вреда.
5. Подготовку рекомендаций для руководителей ЛПУ и органов управления здравоохранением, направленных на предупреждений врачебных ошибок и дефектов в работе и способствующих noBtJ. шению качества и эффективности медицинской помощи. Здесь участие комитета по этике излишне, поскольку этические документы по приведенным блокам уже существуют, являются общеприня. тымИ; и могут использоваться любым заинтересованным субъекто|Ц медицинской деятельности.
6. Изучение.удовлетворенности пациентов от их взаимодейс^ вия с системой здравоохранения (контроль качества результата):' Здесь реализуются все те параметры деятельности ЭК, которые относятся к моральным проблемам качества результата.
7. Расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи. Этическая экспертиза не требуется.
8. Выбор наиболее рациональных управленческих решений, проведение оперативных корректирующих воздействий и контроль за реализацией управленческих решений. ЭК выносит заключение о соблюдении в управленческих решениях основных биоэтических принципов.
Вторым элементом системы обеспечения качества медицинской помощи являются средства контроля. Основными средствами контроля в настоящее время признаются:
— медицинские стандарты;
— экспертная оценка;
— показатели деятельности медицинского работника, ЛПУ, показатели здоровья населения.
Как видим, этическая регуляция в признаваемых средствах контроля никак не отражена. Видимо, подразумевается, что она является составляющей каждого из них. Но в этом случае возникают; естественные'трудности экспликации, поскольку, как мы неоднократно указывали, административные и юридические нормы поглощают моральные, являясь более сильным регулятором. Следо--вательно, в перечень средств контроля качества медицинской помощи необходимо включать этические принципы как специалы ное средство, обеспечивающее неформальную регуляцию. |
Стандартообразующими здесь следует признать такие между-f народные документы, как Женевская клятва врачей, Международи ный кодекс медицинской этики, Хельсинскую декларацию, док;
менты Комитета по этике Совета Европы и документы Национального этического комитета. Поскольку мы уже писали о неразберихе, которая царит в формировании ЭК на национальном уровне, то следует уточнить: для этических комитетов ЛПУ нормативными являются документы Национального этического комитета при Российской медицинской ассоциации. Все эти документы содержат этические стандарты, которые являются инвариантом экспертных оценок.
Экспертная оценка в этике носит неформальный характер и не может являться аналогом специальной медицинской экспертной оценки. Она принимается в соответствии с указанными документами, но содержит кроме знаний еще и мнения, основанные на личном опыте, этической культуре и гуманистических установках членов этического комитета. Она не может быть сравнима с медицинской экспертной оценкой еще и потому, что принимается коллективно, с обязательным участием лиц, не имеющих медицинского образования и ведомственно независимых от администрации ЛПУ или других органов здравоохранения.
Что касается показателей, применяемых как средство контроля качества, то с ними этический комитет дела не имеет, более того, любые количественные операции находятся вне этического поля и не могут его характеризовать.
Приходится признать, что механизмы контроля качества медицинской помощи являются несовершенными, во многом спорными, а потому сопоставление с ними механизмов этического контроля не представляется возможным. Разработка механизмов контроля качества МП предполагает определенный уровень алгоритмизации, которого пока нет, но даже если он будет, этическая компонента в него «не впишется» в силу своей специфики. Поэтому укажем только на те общие методы этического контроля, которые существуют в других областях и могут применяться в медицине. Это — дискуссия, компаративный анализ случаев, метод аналогий, интеракцио-нистские методы. Эти методы последовательно применяются в процессе этической экспертизы, которая включает следующие этапы: подача документов заявителем в этический комитет — предварительное обсуждение (дискуссия) — назначение эксперта (экспертов), знакомого с аналогичными проблемами — работа эксперта (собеседование, знакомство с документами, резюме) — обсуждение результатов экспертизы — принятие решения и рекомендаций.
ГЛАВА 6
НЕОБХОДИМЫЕ И ДОСТАТОЧНЫЕ УСЛОВИЯ ПРАВОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТИЧЕСКИХ КОМИТЕТОВ
Для того чтобы деятельность этических комитетов осуществлялась в правовом поле, нужны две группы условий — необходимые и достаточные. К необходимым условиям мы относим последовательно: разработку закона об этических комитетах — выступление с законодательной инициативой — рассмотрение и принятие Закона об этических комитетах и этическом консультировании в Россини Государственной Думой — издание подзаконных актов на уровне-исполнительной власти (Указ Президента — Приказ министра здравоохранения и социального развития — Распоряжения глав администраций регионов),
К достаточным условиям мы относим те предпосылки правового регулирования, которые уже имеются в деятельности этических комитетов, их востребованность как медицинской общественностью, так и пациентами, наконец, существующую систему защиты прав пациента, частью которой являются этические комитеты.
Если смысл необходимых условий достаточно очевиден, то о достаточных надо сказать особо, поскольку они нигде пока системно не прописаны.
§ 1. Регламент работы этических комитетов ЛПУ
Поскольку существующие положения о деятельности этических комитетов носят временный характер, являются проектами, не связаны между собой и относятся преимущественно к деятельности ЛНЭКов, все соображения данного раздела работы могут рассматриваться как предложения и рекомендации, основанные на обобщении имеющегося опыта. При этом мы старались сохранить инвариант всех имеющихся положений, но конкретизировать их для практики ЛПУ и современного состояния охраны общественного здоровья в Российской Федерации.
К регламенту работы этических комитетов относятся:
— механизм и порядок формирования ЭК;
— статус членов ЭК, распределение функций, правила ротации;
— порядок проведения заседаний, экспертиз и принятия решений;
— стандартные операционные процедуры (СОПы) — ведение собственной документации, номенклатура представляемых документов, сроки и порядок рассмотрения, формат принимаемых решений;
— независимый аудит.
В связи с тем, что мы предлагаем в качестве оптимальной иерархическую систему этических комитетов, то и регламент их работы должен рассматриваться отдельно на каждом уровне.
1.1. Национальный этический комитет
Формируется Указом Президента. Действует на постоянной основе. Численный состав определяется учредителем. Персональный состав обсуждается гласно в СМИ. Рекомендации по численному и персональному составу дает Государственная Дума. Ротация членов комитета с трехлетним периодом обновления квалифицированного большинства.
Председатель НЭК и его заместители избираются открытым голосованием на первом заседании комитета. Председатель распределяет обязанности между членами НЭК в соответствии с его сферами деятельности (медицина, агро- и пищевая промышленность, экология, новые биотехнологии и т. д.). В качестве экспертов НЭК могут приглашаться любые компетентные лица как из числа граждан РФ, так и из-за рубежа. Члены НЭК работают на добровольной безвозмездной основе. Компенсация потерь рабочего времени экспертов производится за счет заказчика в соответствии с существующими нормативами.
Плановые заседания проводятся один раз в квартал. Оперативные заседания проводятся по мере возникновения необходимости Назначаемые экспертизы длятся не более двух недель, если предмет экспертизы не требует мониторингового исследования. Решения НЭК носят рекомендательный характер и доводятся до сведения заинтересованных сторон в форме письменных протоколов. Законодательные инициативы НЭК оформляются в соответствии с существующим1 Положением о выдвижении законодательных инициатив. Экспертиза законов по заказу законодательной и исполнительной
власти в лице ее высших органов проводится в соответствии с существующими нормативами проведения экспертиз в других областях (экономика, право, политика и т. п.).
Вся документация НЭК является конфиденциальной и предостав-; ляется заказчику в том объеме, который определяется на заседании НЭК. Члены НЭК дают письменное обязательство о неразглашении информации, рассматриваемой в комитете. Каждое заседание) оформляется протоколом, который считается действительным, ec-j ли под ним стоят подписи не менее двух третей списочного состава комитета. При этом обязательным считается участие в заседании членов комитета, профессионально не связанных с обсуждаемым^ проблемами. Обращение в НЭК юридических и физических лиц оформляется их заявлением с обязательной личной подписью заявителя, его представителя или руководителя учреждения, которое-выступает как юридическое лицо.
Контроль за деятельностью НЭК осуществляется непосредственно учредителем, который может назначать независимых адви-зоров для проверки деятельности комитета. Контрольная функци: реализуется также через регулярную отчетность комитета пер общественностью. При этом конфиденциальные вопросы в дёя тельности комитета могут проверяться только специальной аде зорской группой, связанной обязательством о неразглашении да ных сведений.
1.2. Региональный этический комитет
Формируется распоряжением главы администрации региона*; Действует на постоянной основе. Численный состав определяете учредителем. Персональный состав обсуждается гласно в Рекомендации по численному и персональному составу дает Ре гиональный департамент здравоохранения. Обязательным требе ванием к численному и персональному составу комитета является! численность — не менее 7 человек, представители немедицинских| профессий — не менее одной трети. Предпочтительно участи^ юриста, психолога, специалиста по биоэтике, журналиста. Духов ные лица привлекаются с учетом лоликонфессиональности регис на. Ротация всех членов — в течение трех лет.
Председатель РЭК и его заместители избираются открытым гс лосованием на первом заседании комитета. Председатель распр деляет обязанности между членами РЭК в соответствии с его сфе рами деятельности. На первом заседании члены РЭК утверждаю!
Локальный (исследовательский) независимый комитет и Положе-ние о нем. Рекомендацию по составу ЛНЭК дает Региональная медицинская ассоциация. В качестве экспертов РЭК могут пригла-ц]аться любые- компетентные лица как из данного, так и из других регионов. Члены РЭК работают на добровольной безвозмездной основе. Компенсация потерь рабочего времени экспертов производится за счет заказчика в соответствии с существующими нормативами.
Плановые заседания проводятся один раз в 2 месяца. Оперативные заседания проводятся по мере возникновения необходимости. Назначаемые экспертизы длятся не более двух недель, если предмет экспертизы не требует мониторингового исследования. Решения РЭК носят рекомендательный характер и доводятся до сведения заинтересованных сторон в форме письменных протоколов. РЭК может выходить с законодательными инициативами в региональный орган представительной власти.
Вся документация РЭК является конфиденциальной и предоставляется заказчику в том объеме, который определяется на заседании РЭК. Члены РЭК и функционирующего при нем ЛНЭК дают письменное обязательство о неразглашении информации, рассматриваемой в комитете. Каждое заседание оформляется протоколом, который считается действительным, если под ним стоят подписи не менее двух третей списочного состава комитета. При этом обязательным считается участие в заседании членов комитета, профессионально не связанных с обсуждаемыми проблемами. Обращение в РЭК юридических и физических лиц оформляется их заявлением с обязательной личной подписью заявителя,: его представителя или руководителя учреждения, которое выступает как юридическое
ЛИЦО..-.;.
Контроль за деятельностью РЭК осуществляется как непосредственно учредителем, который может назначать независимых ад-визоров для проверки деятельности комитета, так и Региональной медицинской ассоциацией. Кроме того, РЭК регулярно отчитывается и информирует о/своей работе НЭК, хотя последний не имеет пРава вносить институциональные изменения в деятельность РЭК, а может только рекомендовать это учредителю. Контрольная функ-4ия реализуется также через регулярную отчетность комитета пе-Ред общественностью. При этом конфиденциальные вопросы в Деятельности комитета могут проверяться только специальной ад-визорской группой, связанной обязательством о неразглашении Данных сведений. Контроль за деятельностью ЛНЭК осуществляет исключительно утвердивший его РЭК.
1.3, Местный этический комитет
Местный этический комитет учреждается распоряжением pyi водителя (главного врача) ЛПУ. Список членов согласовываете: Региональной медицинской ассоциацией и РЭК. Обязательным ляется представительство в МЭК среднего медперсонала, член* не связанных профессиональными или другими интересами с дац| ным ЛПУ. 4
Председатель комитета назначается тем же распоряжением главы ЛПУ, его заместители избираются прямым открытым голосу ваниём. Все они подписывают соглашение о неразглашении конфи денциальных сведений. Привлечение экспертов к работе МЭК воэ| можно в трудноразрешимых случаях и должно быть согласовано^ РЭК. Эксперты не должны быть профессионально связаны с дай ным ЛПУ, Ротация всех членов в течение трех лет.
МЭК заседает не реже одного раза в два месяца. Все заседанш МЭК протоколируются, решения сообщаются заявителю в устной! или письменной форме (по его желанию). Заявитель может обра! титься в РЭК, если решение МЭК его не устраивает. МЭК может pesjf комендовать заявителю прибегнуть к помощи этического консулы! танта. •.,-...;. *1
Решения не имеют обязательного характера, но должны довода диться до сведения всех заинтересованных сторон, равно как и дв* руководства ЛПУ, РЭК и Региональной медицинской ассоциации^ Документация МЭК носит конфиденциальный характер, протоколы! хранятся в течение пяти лет после рассмотрения вопроса. В отдель-1 ных случаях администрация ЛПУ может признать заключение МЭК! обязательным для решения кадровых вопросов или вопросов контрой ля за качеством медицинской помощи. МЭК не разбирает вопросы^ связанные с бытовыми конфликтами, межличностными отношениями персонала ЛПУ и жалобы персонала на администрацию ЛПУ, кромб? тех случаев, когда существует угроза здоровью и жизни пациентов. •*
Контроль за деятельностью МЭК осуществляет администрация,* РЭК, Региональная медицинская ассоциация. Может быть иниции-' рована независимая проверка представителями общественности.* Информация о работе МЭК доводится до персонала, пациентов и' их законных представителей в форме, не нарушающей принцип8 конфиденциальности, — через СМИ, на общих собраниях коллектива. I
Данная структура и ее описание носят рамочный характер. Остается множество деталей, которые должны уточняться в процессе дея-9 тельности комитетов разных уровней — от вопроса о моральном об-'» лике и степени подготовленности членов ЭК до деталей оформления"*
190 I
протоколов и таких вопросов, как должен ли данный ЭК иметь собственные бланки и штампы. Мы не останавливаемся на этих вопро-сэх, поскольку они лежат в области административного управления, наша же задача — принципиальное решение вопроса о месте и роли этических комитетов в системе отечественного здравоохранения.
§ 2. Подготовка и обучение кадров членов этических комитетов
Рекомендация именно такой структуры ЭК предполагает достаточно высокий уровень компетенции членов данных комитетов. Помимо обостренного чувства справедливости, которое, в принципе, трудно измерить, они должны обладать знаниями в области биоэтики, права, психологии, экономики здравоохранения, медицинских наук. Разделение функций между членами этических комитетов позволяет иметь в них компетентных людей по каждому из данных разделов, однако, знания по биоэтике необходимы всем без исключения. Здесь разделения функций быть не может. Каким образом можно в современных условиях готовить кадры для использования их в качестве этических консультантов и членов этических комитетов?
Здесь может быть предложена: а) долговременная программа подготовки и б) краткосрочная программа подготовки. Смысл первой аккумулируется в создаваемой сейчас в стране системе биоэтического образования. Первой ступенью этого образования является введение курса биомедицинской этики в медицинских учебных
заведенмях России.
Цель и задачи образования в медицинском и фармацевтическом вузах — подготовка специалиста, способного оказывать пациентам в полном объеме высококвалифицированную медицинскую помощь с использованием современных технологий. Эта цель определяет направление гуманитарного образования в медицинских учебных заведениях — подготовка специалиста и развитие его способностей в решении задач по широкому спектру социальных отношений, с которыми он будет встречаться постоянно в своей профессиональной деятельности. Рассматривая основные уровни социально-культурных связей специалиста медицинского профиля, необходимо выделить следующие:
— врач — пациент;
— врач — общество; —• врач — наука.
Именно эти уровни и должны рассматриваться как основные ловые в блоке этического образования в медицинском вузе. В свя: этим в структуру гуманитарных кафедр МЗ РФ включил кафедру & медицинской этики и медицинского права (на которой решаются дачи выработки навыков регулирования поведения и человечен отношений по нормам права, этики, этикета и т. д.). В качестве п вого шага к реализации данной модели и реформированию гуман тарного образования в медицинских учебных заведениях было в дено преподавание биомедицинской этики.
В свое время сектору «Биоэтика» Института человека РАН бы предложено разработать учебную программу курса биомедици! ской этики для медицинских вузов страны. Уче&нр-методичеа объединение (УМО) по инициативе и под руководством академи! РАМН Н. Н. Володина рассмотрело и одобрило представленн; программу, однако, в перечень дисциплин Государственного обр; зевательного стандарта, утвержденного Минобразованием Ppcci в 1995 г., биомедицинская этика еще не была включена. Тем не М' нее, уже в тот период времени многие вузы приступили к форми ванию курсов биомедицинской этики, проведению семинаров, чп нию циклов лекций. 4
На этом отрезке активной работы особо значимым был вклад академика РАМН, профессора Ю. М. Лопухина. Именно по его ини* циативе на заседании этического комитета Минздрава России cot стоялось обсуждение проблемы «Биомедицинская этика и ее мести в медицинском и фармацевтическом образовании». Именно н* этом заседании четко прозвучало мнение о необходимости включву ния биомедицинской этики в перечень дисциплин учебного план4 Государственного образовательного стандарта с указанием объема часов. Активная деятельность рабочей группы по разработке нор? мативных документов по введению биомедицинекой этики в систе* му медицинского образования позволила в короткий (б-месячный) срок не только обосновать необходимость включения биомедиции* ской этики в Государственный образовательный стандарт, но -И* реализовать это предложение. В новом поколении Госстандарта^ который утвержден Минобразования России, биомедицинская эти^ ка обозначена как самостоятельная дисциплина. f
Рабочая группа провела огромную работу по формирований учебной программы, в основу которой были положены предложе4 ния коллективов Московской медицинской академии, Московской * медико-стоматологического университета, Российского государст венного медицинского университета, а также ряда других вузов, имеющих опыт преподавания биомедицинской этики. Нет сомнени
в необходимости разработки учебных программ по биомедицинской этике для интернов и ординаторов, аспирантов и стажеров, слушателей системы дополнительного образования и преподавателей, повышающих свою квалификацию. Однако в них не должна повториться ошибка разработчиков учебной программы для студентов — в ней отсутствует тема об этических комитетах и этическом консультировании. Возможно, потому, что нет материала, на котором ее можно было бы изучать.
Что касается биомедицинской этики как дополнительного образовательного курса, то мы пока можем опереться только на опыт Волгоградской области, где организованы курсы биоэтики для главных врачей ЛПУ. Курсы рассчитаны на 36 учебных аудиторных часов и столько же практических часов. В практическую часть входит разработка макета и положения о деятельности этического комитета ЛПУ, которое представляет данный слушатель.
В целом в области долговременной образовательной подготовки руководителей здравоохранения и членов этических комитетов можно выделить следующие первоочередные задачи:
— подготовка педагогических кадров;
— подготовка учебников и учебно-методической литературы;
— создание программ элективных курсов;
— разработка тестовых заданий для включения в государственную итоговую междисциплинарную аттестацию выпускников медицинских вузов;
— разработка сквозной междисциплинарной программы;
— разработка специальной программы системы дополнительного образования;
— создание проблемной комиссии по биомедицинской этике и региональных центров по биомедицинской этике.
§ 3. Финансовые параметры деятельности этических комитетов
Система этических комитетов предполагает выделение определенных финансовых средств на их содержание. Сразу отметим, что:
— члены этических комитетов не получают вознаграждения за свою работу, она носит общественный характер;
— случаи, предполагающие сложную медико-этическую экспертизу, должны предусматривать компенсацию за работу эксперта и потраченное им время;
— техническое обеспечение работы комитетов (ведение док ментации, средства связи, транспортные средства и т. п.) предо лагают также определенные затраты на них.
Таким образом, необходимо решить два вопроса: кто выступа субъектом финансирования деятельности этических комитетов, из каких источников финансирования здравоохранения могут пер числяться эти средства. Что касается размеров финансировани то они, очевидно, определяются уже известными стандартами, именно — расценками на услуги экспертов в различных областя (медицина, психология, юриспруденция и т. п.) и расценками, пр дусмотренными статьей сметы ЛПУ «Канцелярские и хозяйстве ные расходы». Поскольку оплата труда экспертов достаточно силь] но отличается в разных регионах и в разных профессиональны) группах, мы не будем приводить даже примерных цифр. Скаже^ только, что она должна соответствовать местным законодательны»! актам и бюджетным требованиям. При этом выплаты производятс: только в том случае, если: а) затрачено рабочее время эксперт (компенсация потерь рабочего времени) и б) предмет экспертиз содержит материал, требующий специальных профессиональны знаний и навыков для своей оценки: (внеморальные составляю-! щие); Что же касается статьи «Канцелярские и хозяйственные рас4 ходы», то:ее значение может определяться следующим образом: '
— по отчетным фактическим данным за прошедший год;
— по нормативам для данного ЛПУ.
Очевидно, что ответственным за финансирование деятельности' этических комитетов является заказчик экспертизы. Заказчиком может выступать юридическое или физическое лицо, чей статус опре-' делен заявлением, поданным в этический комитет с четко высказанной просьбой о рассмотрении того или иного случая и вынесения заключения. Если в деятельности ЛНЭКов такой заказчик в большинстве случаев определен — это фирма-спонсор, то в деятельности больничных ЭК заказчиками могут выступать:
1) администрация ЛПУ;
2) органы управления здравоохранением различных уровней;
3) юридические инстанции разных уровней, рассматривающие дела о правонарушениях медицинских работников;
4) страховые фирмы и фонды;
5) подразделения административно-государственных структур и местного самоуправления;
6) комитеты по защите прав потребителя;
7) профсоюзные комитеты;
8) медицинские работники или коллективы медицинских работников;
9) пациенты или их законные представители;
10) средства массовой информации;
11) представители общественности (как частные лица и как уполномоченные общественных организаций);
12) социальные работники (как частные лица или как уполномоченные органов соцзащиты).
Мы не оговариваем возможность обращения в этические комитеты иностранных граждан, хотя такой вариант уже был реализован (дело об усыновлении детей итальянскими гражданами — Волгоград, 2000 г.). Деятельность иностранных граждан на территории России оговорена специальными документами. Отметим только, что иностранные граждане, имеющие полис медицинского страхования РФ, приравниваются в своих обращениях в этические комитеты ЛПУ к гражданам России.
Знакомство с предложенным выше'списком позволяет заключить, что разные заказчики этической Экспертизы обладают разными финансовыми возможностями в плане компенсации затрат на нее. Некоторые не обладают никакими. В то же время этический комитет, в силу содержания и функций своей деятельности, не имеет права отказать в рассмотрении вопроса, если обращение поступило. Следовательно, в том случае, если заказчик не может оплатить указанные выше расходы (а без этого этический комитет не может вынести достоверного решения), то финансовую ответственность должны нести лица или организации, чьи социальные интересы непосредственно затронуты в данном вопросе.
Поскольку этический комитет создается распоряжением главы ЛПУ, то первым таким лицом является то медицинское учреждение, при котором он создан; Однако заявитель может выразить опасения по поводу предвзятости рассмотрения его вопроса, если его решение в финансовом смысле будет гарантироваться ответчиком. Тогда он вправе обратиться в любую из организаций, которая, как он считает, должна или может защищать его права, но в данном случае не имеет для этого юридических оснований. Данная организация, например, территориальный фонд обязательного медицинского страхования, комитет по защите прав потребителей, комитет социальной защиты и т.п., может оплатить издержки на;этическую!Экепертизу, поскольку имеет в своей смете расходов соответствующие статьи.
Что касается источников финансирования, то здесь необходимо обратиться к их характеристике для данного ЛПУ. Согласно Основам законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» (1993),
И'
в настоящее время источниками финансирования здравоохранен могут быть:
— средства бюджетов всех уровней;
— платежи, направляемые по ОМС и ДМС;
— средства целевых фондов, предназначенных для охраны зд<| ровья граждан;
— средства гбсударственных и муниципальных предприятий организаций и иных хозяйственных субъектов;
— доходы от ценных бумаг;
— кредит^! банков и других кредиторов;
— безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования^
— иные не запрещенн.ые законодательством РФ источники.
В законе «О медицинском страховании граждан в РФ» кроме п речисленных в качестве источника финансирования здравоохран^ ния упоминаются личные средства граждан. В этом законе также минается разграничение финансовых средств, государственной муниципальной систем здравоохранения — с одной стороны, и нансовых средств системы обязательного медицинского страхован (ОМС), с другой стороны. Так, в частности, установлено, что разме] финансирования государственных и муниципальных систем здра охранения определяются органами исполнительной власти. Мы уп минаем об этом в связи с тем, что далее предполагаем рассмотре особенности функционирования этических комитетов государственна и муниципальной систем здравоохранения и системы ОМС.
Любой из этих источников финансирорания может быть исполь! зован для покрытия затрат на этическую экспертизу, если ее пред! мет непосредственно связан с интересами этих источников. Харак! теристика целевого использования средств по перечисленным ис4 точникам подразумевает такие действия. Чтобы в этом убедиться* посмотрим, как разрешено использование источников финансир< вания в здравоохранении.
Ассигнования на здравоохранение могут использоваться следующим основным направлениям:
— финансирование мероприятий по разработке и решени! целевых программ;
— обеспечение профессиональной подготовки кадров;
— финансирование научных исследований;
— развитие материально-технической базы учреждений здрзг| воохранения;
— оплата особо дорогостоящих видов медицинской помощи;
— субсидирование конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по ОМС;
— финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях (фтизиатрических, дерматовенерологических, психиатрических, наркологических);
—-оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, стихийных бедствиях, катастрофах.
Следует особо помнить, что бюджетные средства, не израсходо ванные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из бюджета на следующий год не учитываются. Но из этих средств возможно финансирование деятельности этических
комитетов ЛПУ.
Так, при финансировании целевых программ необходимо предусматривать расходы на их этическую экспертизу. При выделении средств на профессиональную подготовку кадров необходимо предусмотреть выплаты за обучение членов этических комитетов. Финансирование научных исследований предполагает затраты на деятельность ЛНЭКов, поэто