В пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов федерации, муниципальных образований, предоставляются только на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование для следующих целей:
– забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
– использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
– использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии;
– обеспечения обороны страны и безопасности государства;
– сброса сточных и (или) дренажных вод;
– размещения причалов, судоподъемных и судоремотных сооружений;
– размещения стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов;
– размещения и строительства гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций;
|
|
– разведки и добычи полезных ископаемых;
– проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;
– подъема затонувших судов;
– сплава древесины в плотах и с применением кошелей;
– забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);
– организованного отдыха детей, ветеранов, инвалидов, пожилых граждан.
По договору водопользования одна сторона – исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления – обязуется предоставить другой стороне – водопользователю – водный объект или его часть в пользование за плату. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.
Договор водопользования должен содержать:
– сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;
– цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов);
– срок действия договора водопользования;
– размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;
– порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;
– ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.
|
|
К договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.
Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более двадцати лет.
Договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью. Данная плата устанавливается на основе следующих принципов:
– стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;
– дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна;
– равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.
Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать:
– сведения о водопользователе;
– цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов);
– сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;
– срок водопользования.
К решению о предоставлении водного объекта в пользование прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.
Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных и (или) дренажных вод дополнительно должно содержать:
– указание места сброса сточных и (или) дренажных вод;
– объем допустимых сбросов сточных и (или) дренажных вод;
– требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных и (или) дренажных вод.
Физическое и (или) юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, может обращаться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
На водных объектах осуществляется государственный мониторинг, который представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических и юридических лиц.
Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Данные нормативы разрабатываются на основании норм предельно допустимых концентраций химических и радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
|
|
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатываются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти для каждого речного бассейна или его части с учетом природных особенностей речного бассейна, а также с учетом условий целевого использования водных объектов, расположенных в границах речного бассейна.
На водных объектах осуществляется государственный контроль и надзор за их использованием и охраной, задачей которого является обеспечение соблюдения:
– требований к использованию и охране водных объектов;
– особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения.
Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляются уполномоченным Правительством Российской федерации федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской федерации.
Для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Использование водных объектов для сброса сточных и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Запрещается сброс в водные объекты:
|
|
– содержащие природные лечебные ресурсы;
– отнесенные к особо охраняемым водным объектам.
Также запрещается сброс сточных и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах:
– зон, округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
– первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
– рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.
Сброс может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации таких последствий. Под истощением вод следует понимать постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод. Под засорением, загрязнением вод признается ухудшение их качества в результате сброса в водные объекты или поступления в них иным способом вредных веществ (загрязнение) или взвешенных частиц (засорение).
В Российской федерации запрещен сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления.
Перспективным направлением охраны вод является внедрение малоотходных технологий, в частности применение замкнутых систем технического водоснабжения.