Глава 11. Водопользование

В пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов федерации, муниципальных образований, предоставляются только на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование для следующих целей:

– забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

– использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

– использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии;

– обеспечения обороны страны и безопасности государства;

– сброса сточных и (или) дренажных вод;

– размещения причалов, судоподъемных и судоремотных сооружений;

– размещения стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов;

– размещения и строительства гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций;

– разведки и добычи полезных ископаемых;

– проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

– подъема затонувших судов;

– сплава древесины в плотах и с применением кошелей;

– забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

– организованного отдыха детей, ветеранов, инвалидов, пожилых граждан.

По договору водопользования одна сторона – исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления – обязуется предоставить другой стороне – водопользователю – водный объект или его часть в пользование за плату. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Договор водопользования должен содержать:

– сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;

– цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов);

– срок действия договора водопользования;

– размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;

– порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;

– ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

К договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.

Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более двадцати лет.

Договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью. Данная плата устанавливается на основе следующих принципов:

– стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;

– дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна;

– равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать:

– сведения о водопользователе;

– цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов);

– сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;

– срок водопользования.

К решению о предоставлении водного объекта в пользование прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных и (или) дренажных вод дополнительно должно содержать:

– указание места сброса сточных и (или) дренажных вод;

– объем допустимых сбросов сточных и (или) дренажных вод;

– требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных и (или) дренажных вод.

Физическое и (или) юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, может обращаться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.

На водных объектах осуществляется государственный мониторинг, который представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических и юридических лиц.

Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Данные нормативы разрабатываются на основании норм предельно допустимых концентраций химических и радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатываются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти для каждого речного бассейна или его части с учетом природных особенностей речного бассейна, а также с учетом условий целевого использования водных объектов, расположенных в границах речного бассейна.

На водных объектах осуществляется государственный контроль и надзор за их использованием и охраной, задачей которого является обеспечение соблюдения:

– требований к использованию и охране водных объектов;

– особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения.

Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляются уполномоченным Правительством Российской федерации федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской федерации.

Для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Использование водных объектов для сброса сточных и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Запрещается сброс в водные объекты:

– содержащие природные лечебные ресурсы;

– отнесенные к особо охраняемым водным объектам.

Также запрещается сброс сточных и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах:

– зон, округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

– первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

– рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.

Сброс может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации таких последствий. Под истощением вод следует понимать постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод. Под засорением, загрязнением вод признается ухудшение их качества в результате сброса в водные объекты или поступления в них иным способом вредных веществ (загрязнение) или взвешенных частиц (засорение).

В Российской федерации запрещен сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления.

Перспективным направлением охраны вод является внедрение малоотходных технологий, в частности применение замкнутых систем технического водоснабжения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: