Оценочные таблицы в виде шкал регрессии – это корреляционные решётки для определения связи роста с массой тела и окружностью грудной клетки. Основу оценочной таблицы составляет длина тела с делением на пять групп: низкая, ниже средней, средняя, выше средней, высокая. Производя оценку физического развития, прежде всего определяют:
1) К какой группе относится рост ребенка.
2) Затем находят показатели массы тела и окружности грудной клетки, соответствующие этому росту.
3) Далее сопоставляют найденные величины со стандартными показателями массы тела и окружности грудной клетки, с нахождением фактических отклонений.
4) Путем деления фактического отклонения на величину сигмы регрессии находят сигмальное отклонение.
На практике, в связи с наличием тесной прямой корреляционной зависимости между массой тела и окружностью грудной клетки, допускается использование для оценки физического развития только соотношение длины и массы тела.
Оценка результатов проводиться следующим образом:
|
|
Средним считается физическое развитие с массой тела -1+2 сигмы и ростом средним, ниже среднего и выше среднего.
Остальные показатели длины тела и сочетания их с массой тела оцениваются как отклонения в физическом развитии Их можно сгруппировать в 6 вариантов:
- низкий рост (если рост в пределах -2 сигмы и ниже)
- высокий рост (если рост +2 сигмы и выше)
- дефицит массы тела 1 степени (если дефицит массы до 10- 20% от исходной нормы)
- дефицит массы тела 2 степени (если дефицит массы от 20% до 30% от исходной нормы)
- избыток массы тела 1 степени (если избыток массы до 10- 20% от исходной нормы)
- избыток массы тела 2 степени (если избыток массы от 20% до 50% от исходной нормы)
Гармоничность физического развития определяется следующим образом:
1) Гармоничным следует считать физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди соответствуют длине тела или отличаются от должных в пределах одной сигмы М + 1s. Исключение составляют те случаи, когда масса тела превышает должную более чем на одну сигму, за счет развития мускулатуры.
2) Дисгармоничным следует считать физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди не соответствуют росту на величину –1,1s-2,0s; или на +1,1+2s за счет повышенного жироотложения.
3) Резко дисгармоничным следует считать физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди не соответствуют росту на величину -2,1s и ниже; или на +2,1s и выше за счет повышенного жироотложения.
Достоинство этого метода – это возможность оценки физического развития по совокупности основных показателей. Однако, у детей с непропорциональным развитием использование этого метода затруднительно.