Проблемы и перспективы устойчивого развития России

Хотя Россия сохраняет черты великой мировой державы в области геополитики, в ее развитии наблюдаются диспропорции, важнейшая из которых – несоответствие природно-ресурсного потенциала и возможностей человеческого капитала уровню инновационного развития и благосостоянию граждан. К проблемам устойчивого развития России можно отнести следующие: экологическую (многие экосистемы находятся на грани экологической катастрофы), социально-демографическую (резкое расслоение общества, снижение численности населения), проблемы продовольственной и энергетической безопасности, а также ряд социально-экономических проблем (неразвитость институтов, слабость инновационного фактора, неэффективность государственного регулирования экономики и др.). Все эти проблемы особенно обострились на фоне глобального экономического кризиса. [5]

Анализ мнений ведущих отечественных экономистов и общественных деятелей относительно проблем устойчивого развития России позволяет сделать вывод об их неоднозначности. Ряд авторов связывает устойчивое развитие России с инновационными преобразованиями и трансформацией политической системой. Другие авторы придерживаются более консервативной позиции, отдавая приоритет концепции догоняющего развития. Одной из ключевых экономических угроз для России является вероятность существенной потери конкурентоспособности на мировом уровне. Это особенно вероятно в том случае, если экономическая политика государства и далее будет ориентироваться на продажу невозобновляемых сырьевых ресурсов. В настоящее время такие факторы устойчивого развития России, как свободные мощности и незанятые трудовые ресурсы, практически исчерпаны. В этих условиях принципиально важными становятся проблемы институциональных и структурных реформ. [5]

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, охватывающей период до 2020 г., рассмотрены три возможных сценария долгосрочного развития: инерционный, экспортно-сырьевой и инновационный. Инерционный сценарий предполагает сохранение доминирования энерго-сырьевых секторов при постепенном замедлении темпов роста добычи и экспорта продукции ТЭК из-за отставания в развитии инфраструктуры. Экспортно-сырьевой сценарий включает активное использование конкурентных преимуществ России в энергетическом секторе, реализацию крупных инфраструктурных проектов, дающих возможность наращивать производственный потенциал традиционных отраслей российского экспорта. Инновационный сценарий предусматривает использование конкурентных преимуществ в топливно-сырьевой сфере для диверсификации и качественного обновления российской экономики. Принципиально важным является резкий скачок в повышении качества человеческого капитала и использовании на этой основе высокотехнологичных производств. [12]

Одним из первых указов Президента Российской Федерации В.В. Путина был Указ от 7 мая 2012 года. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». [2]

В частности, в Указе говорится: «В целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан Российской Федерации, достижения технологического лидерства российской экономики постановляю:

1. Правительству Российской Федерации принять меры, направленные на достижение следующих показателей:

а) создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;

б) увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов - к 2018 году;

в) увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года;

г) увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года;

д) повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й - в 2015 году и до 20-й - в 2018 году.

2. Правительству Российской Федерации:

а) в области стратегического планирования социально-экономического развития:

утвердить до 1 декабря 2012 г. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года и прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, обеспечивающие достижение целевых показателей, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа;

подготовить и внести до 1 октября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о государственном стратегическом планировании, предусматривающий координацию стратегического управления и мер бюджетной политики; [2]

Следует подчеркнуть, что приведенные в Указе показатели не в полной мере отражают возможности достижения устойчивого экономического роста.

Некоторые из них, трудно измеряемы, в частности показатель «создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных мест». В официальной статистике Росстата по рынку труда России нет такого показателя.

В показателе «увеличение объема инвестиций» непонятно о каких конкретно инвестициях идет речь. Если это инвестиции в основной капитал, то учитываются ли в этом показателе иностранные инвестиции в форме прямых, портфельных и других видов инвестиций.

Отдельные показатели представляются практически не достижимыми. Это относится к показателю – «повышение позиции России в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса с 120 места до 20 места в 2018 г». Совершенно очевидно, что кардинально поменять инвестиционный климат в стране за 6 лет невозможно. Кроме того, оценку инвестиционного климата дают иностранные эксперты.

Кроме того, приведенные показатели имеют разные временные рамки достижения обозначенных результатов (2015 г., 2018 г., 2020 г.)

В Указе ничего не говорится о Стратегии развития экономики России до 2020 г. (Стратегия – 2020), которая активно разрабатывалась и публично обсуждалась перед президентскими выборами в конце 2011 г.

Вместо стратегии правительству предложено «утвердить до 1 декабря 2012 г. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года и прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, обеспечивающие достижение целевых показателей, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа».

Отмеченные явные нестыковки и недоработки в Указе Президента РФ свидетельствуют о том, что до сих пор в России фактически нет внятной и согласованной долгосрочной государственной экономической политики и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу, концепции перевода экономики на модель устойчивого развития.

В развитие этого Указа был подписан еще один Указ 11 июля 2012 г. «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России».

В состав комиссии вошли 36 высших государственных чиновников, которым предстоит контролировать выполнение показателей, многие из которых априори недостижимы, другие трудно поддаются расчету и мониторингу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: