III. Принципы конечного результата

12. Порядок. Все должно быть на своем месте, равно как и каждый работник должен занимать строго определенное ему место.

Упорядоченное наблюдение за рабочими и эффективное использование материалов должно быть высшим приоритетом.

13. Стабильность рабочего места для персонала. Организациям следует стремиться к достижению долговременных соглашений с работниками и менеджерами. Получение их соглашений есть специфическая управленческая цель. Когда перемены сводятся к минимуму, особенно на управленческом уровне, то более вероятно, что организация будет работать успешно. Файоль считал, что высокая текучесть кадров представляет собой одновременно и причину, и следствие плохого управления, снижает эффективность организации, поэтому даже посредственный руководитель, который держится за рабочее место, предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не дорожит своим местом.

14. Инициатива, обдумывание и выполнение плана. Рабочим необходимо разрешить выполнять их собственные планы, чтобы решать проблемы на рабочем месте. Это ведет к наиболее полной реализации их способностей, а также позволяет почувствовать себя активной частью организации. Одним из путей закрепления такого рода инициатив является проведение периодических собраний, на которых менеджеры и рабочие обсуждают создавшиеся проблемы. Файоль призывает администраторов «поступиться личным тщеславием с тем, чтобы подчиненные получили возможность проявлять личную инициативу».

Файоль подчеркивал, что эти принципы надо применять с учетом специфики организации и конкретных условий и отмечал, что система принципов никогда не может быть завершена, а может дополняться, изменяться и преобразовываться, поэтому количество принципов управления не ограничено.

Кроме того, Файоль сформулировал основные требования к менеджерам, характеризующие их управленческие качества:

- здоровье и физическая бодрость;

- ум и интеллектуальные способности;

- моральные качества: настойчивость, энергия, мужество в принятии решений и ответственности, чувство долга;

- хорошее общее образование;

- предвидение, умение разработать план действий;

- организационные навыки, искусство обращения с людьми, способность объединять и направлять усилия многих людей и умение их контролировать;

- подлинная компетентность в той специфической деятельности, которая характеризует предприятие.

Идеальным управляющим является человек, который обладает всеми этими качествами. Приобрести их можно лишь на основе долговременной управленческой практики и жизненного опыта.

Одновременно с выходом книги А. Файоля "Общее и промышленное управление" в России вышла работа "Очередные задачи Советской власти", в которой В.И. Ленин отмечал, что сразу после завоевания политической власти следует заниматься задачами организации и управления хозяйством. Предложенные им принципы управления поразительно совпадают с идеями А. Файоля: единоначалие; централизация; власть и ответственность; дисциплина; подчинение частных интересов общим.

Наиболее видным популяризатором теории Файоля был Лютер Гьюлик. Считая сферу деятельности главного администратора более обширной и сложной, чем казалось Файолю, он дополнил его учение. По его трактовке административная деятельность заключается в:

1) планировании – постановке подлежащих выполнению задач и указаний способов их решения ради достижения цели организации;

2) организации – в создании формальной структуры подчиненности, на основании которой осуществляется разделение работы между производственными подразделениями;

3) укомплектовании штата;

4) руководстве – в постоянной готовности принять решение и оформить его в виде приказа, распоряжения, инструкции;

5) координации – в обеспечении согласованных действий всех подразделений предприятия, образующих благодаря координации единое целое. Наиболее трудной задачей для руководителя будет не командование, а управление, т.е. развитие желания и готовности к совместной работе ради общей цели у всех людей, вовлеченных в любой вид трудовой деятельности на данном предприятии;

6) отчетности – в обеспечении информацией вышестоящих инстанций о ходе работы; организации собственной информации администратора о ходе дел посредством отчетов, докладов, проверок;

7) составлении бюджетов в виде финансовых планов, бухгалтерии, финансового контроля.

Все эти 7 элементов Гьюлик назвал POSDCORB (Planning, Organizing, Staffing, Directing, Co-ordinating, Reporting, Budgeting).

Люди, находящиеся на вершине организации, должны обладать широким набором качеств. Роль управляющего заключается в сохранении структуры и схемы организации, поддержании ее ориентации на достижение поставленных целей. Гьюлик особо подчеркивал, что высшее руководство должно отвечать за общий результат, а не за каждый подотчетный ему сегмент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: