Как уже было отмечено для решения вопроса о целесообразности построения иерархической системы управления(ИСУ) необходимо сравнить максимальный гарантированный результат(МГР) центра при централизованном и (частично) децентрализованном способах управления. При этом учитывается влияние неопределённых факторов. Для этого будем считать, что выигрыш центра определяется функцией
,где
–управляющие параметры центра; удовлетворяющие ограничениям
,i=1,2, а α-неопределённый параметр, про который центру известно только, что α∊А.
Тогда, следуя принципу МГР, центр оценивает свой выигрыш величиной

При децентрализованном способе управления центр передаёт нижнему уровню право выбора параметра
.Пусть обмен информацией (в том числе и о величине α) между уровнями приводит к усложнению класса стратегий
,i=1,2.
Основываясь на предположении о рациональном поведении элементов нижнего уровня центр может построить множество
откликов на свою стратегию. В этом случае принцип МГР позволяет оценить выигрыш центра величиной:

В случае полной информированности А=
всегда имеет место неравенство
.
Однако в более реальном случае наличия неопределённости возможны любые из трёх соотношений:
,
,
.
Выполнение какого-либо одного из них определяется,во-первых, самой моделируемой ситуацией (функцией
, множествами
и, во-вторых, тем насколько удачен выбор процедур обмена информацией (множествами
).
В отличие от традиционных постановок задач принятия решений в условиях неопределённости будем изучать вопросы выбора рациональных решений в условиях наличия неопределённости, которую назовём субъективной.
Субъективная неопределённость характеризуется тем, что во-первых подсистемы имеют различную информированность о неопределённых факторах: о параметрах системы и её элементов, о влиянии на систему внешней среды, и во-вторых учитывается возможность и целесообразность обмена информацией о действиях элементов(т.е. о выборе ими управлений),о параметрах, описывающих влияние внешней среды.
Обмен информацией производится только в своих интересах, следовательно, не исключается
Далее предполагается, что игрок 2 может сообщить игроку 1 любое значение
.Если он не сообщает такой информации, то игрок 1 формально, по своему усмотрению присваивает этой величине какое-то значение
из множества А.
Итак, будем считать что
=
,
=
,то есть игрок 1 до выбора
будет знать точную информацию о
и какую-то информацию о
.
Итак, рассмотрим игру
, где как и ранее проекция:
𝜋:
,

Введём некоторые обозначения

,α)≥ 


Стратегия наказания:
(
, α)= 

Далее будем считать, что выполняются следующие условия:
Знание игроком 1 множества А не противоречит объективному описанию модели, т.е. истинное значение
неопределённого параметра принадлежит этому множеству 
Подчинённый (игрок 2) доброжелателен к начальнику - центру (игроку 1).Это условие как и ранее можно заменить условиями, справедливыми при всех α∊А
-множества

-замыкание
–множество
=
.
Стратегия наказания не зависит от параметра α
.
Построим стратегию
(
В этой стратегии наказание реализуется, если игрок 2 не сообщил информацию о неопределённом параметре, т.е.
или сообщив информацию 𝜏∊А выбрал
≠
(𝜏).
Замечание 2.Независимость стратегии наказания от неопределённого параметра не является жёстким ограничением для экономических моделей. Наказание-это выбор минимального значения цены и поощрения, либо максимального штрафа и т.д.
Замечание 3.Как и ранее предполагаем, что максимумы и минимумы в соответствующих выражениях достигаются.
Теорема. В сформулированных условиях
МГР игрока 1 равен
и достигается путём выбора игроком 1 оптимальной стратегии 
Доказательство. Игрок 2 может выбрать лучшую для себя пару
, т.е. его выигрыш оценивается величиной 
Если же игрок 2 ослушается начальника-игрока 1,то при любом 

В силу доброжелательности или как часто бывает в силу неравенства

Игрок 2 с гарантией для игрока 1 выберет наилучшую для себя пару
что в свою очередь гарантирует игроку 1 выигрыш

Итак, результат
гарантируется игроку 1. На больший результат он рассчитывать не может, так как при известном
может получить не больше
и рассчитывая на худшее для себя
он не может ожидать выйгрыша более чем

Теорема доказана.
Экономные процедуры обмена информацией.
Пусть
, где
размерность вектора
. Если
велико, то передача и анализ информации о
вызывает большие технические трудности и экономические затраты.
Поэтому целесообразно исследовать вопрос об эффективности принятия решений по агрегированной информации, например, вида
, где y – агрегированная информация о выборе игрока 2,
- линейный невырожденный оператор:
,
,

Например:


Здесь
, 
Обозначим

образ множества
в пространстве
.
Таким образом стратегия игрока 2 по прежнему определяется выбором
, то есть 
Множество стратегий игрока 1 состоит из выбора целого числа
,
;
Выбора оператора
и выбора функции
.
Кроме того, зададим монотонно неубывающую функцию, например, вида
, которая имеет смысл платы за пользование каналами связи, где
c – стоимость инфраструктуры, обеспечивающей передачу информации,
d – оплата одного канала связи,
- число каналов связи(по размерности вектора
).
Целью игрока 1 является максимизация значения функции 
Поясним постановку и решение задачи на примере.
Пример:
Пусть функции выигрыша игроков линейны по их управлениям:

,
,
Где уравнения игрока 1:
,
,
А игрока 2:
,
.
Наложим на параметры задачи ограничения:

,

Последнее ограничение обеспечивает выигрыш игроку (в оптимальной точке), превышающий величину

В нашей линейной модели

А стратегия наказания имеет вид:

Обозначим оптимальный выигрыш игрока 1 при
соответственно
.
При
получаем игру
, решение которой имеет вид

Оптимальный (рациональный) выбор игрока 2 определяется равенствами

При
имеет игру
, в которой оптимальная стратегия игрока 1 имеет вид
= 
Оптимальный выигрыш игрока 1 равен

А выигрыш игрока 2

Превышает величину
в силу наложенного условия

Наконец, при
и выборе оператора 
Игрок 1 обеспечивает себе выигрыш

Выбором оптимальной стратегии
= 
При этом игрок 2 опять получит строго больше своего МГР.
Заметим, что всегда

Более того в линейной модели при любой размерности
вектора
игроку 1 достаточно иметь всего лишь один канал связи и ничего не потерять в выигрыше!
Определим условия на параметры модели, при которых

Используя выражения для оптимального выигрыша игрока 1 во всех этих случаях, имеем:


Из первого неравенства получим:

А из второго

Окончательно имеем:

Задача. Подобрать численные значения параметров модели, при которых:









