Диспетчированием называется централизованный контроль и регулирование производственного процесса на основе заранее разработанного календарного плана-графика. Диспетчерская служба на предприятии призвана решать следующие основные задачи:
систематический контроль фактического хода работы на всех участках производства;
руководство оперативной подготовкой к выполнению часовых, сменных и суточных графиков производства;
принятие оперативных мер по устранению отклонений от плана и регулирование фактического хода работы в целях обеспечения комплектного равномерного изготовления продукции по установленной графику;
текущая увязка работы отдельных звеньев производства, для обеспечения наилучших качественных показателей выполнения плана (повышение производительности труда, лучшее использование основных фондов, сокращение продолжительности производственного цикла).
Диспетчерская служба носит профилактический (предупредительный) характер, т. е. заблаговременно выявляет и своевременно устраняет намечающиеся отклонения от плана. При простой фиксации отступлений от графика, регистрации неполадок без приложения сил для их устранения диспетчерский контроль является пассивным и не выполняет в полной мере своих задач по обеспечению равномерной работы предприятия.
Необходимыми условиями для нормальной работы диспетчерского аппарата являются:
рациональная организация оперативного планирования;
оперативный учет производства;
быстрая информация о выполнении графика и доведение до исполнителей текущих распоряжений диспетчера;
наличие контрольно-измерительной аппаратуры, позволяющей в любой момент определять использование оборудования по времени и интенсивности нагрузки, а также параметры технологического процесса (температура, влажность, толщина слоя и др.).
Быстрая информация о ходе производственного процесса и отдача оперативных распоряжений диспетчером невозможны без специальных технических средств. Эти средства делятся на три основных вида.
1. Диспетчерская связь (телефонная, телеграфная, радиосвязь, телевизионная).
2. Диспетчерская сигнализация (световая или звуковая), которая бывает поисковой, вызывной, контрольной и аварийной
Цель поисковой сигнализации - быстро найти на территории предприятия или цеха должностное лицо (дежурного электрика, слесаря, мастера). Для этого на всех участках устанавливаются устройства, включаемые на пульте управления диспетчером, - светофоры или громкоговорители. Вызывная сигнализация приводится в действие непосредственно рабочим, который сигнализирует мастеру, дежурному слесарю, наладчику о необходимости обслуживания рабочего места. Контрольная – предназначается в основном для наблюдения со стороны диспетчера за использованием оборудования. Она может быть дистанционной, когда при включении машины или прекращении ее работы на табло диспетчерского пульта зажигаются соответствующие сигнальные лампы. Аварийная – автоматически оповещает о нарушении заданного режима или неисправности оборудования.
3. Диспетчерский автоматический учет и контроль выработки с помощью электроконтактных систем, приводящих в действие счетчики, находящиеся в помещении диспетчера; автоматический учет времени работы оборудования по датчикам машинного времени.
Кроме всякого рода технических средств, для контроля выполнения графиков широко применяются различные таблицы и диаграммы.
На ряде пищевых предприятий (хлебопекарных, кондитерских, сахарных), имеющих разработанную систему оперативно-производственного планирования, есть диспетчерское управление, на многих других - элементы диспетчерского контроля (автоматический контроль работы макаронных прессов, процесса сушки макаронных изделий, автоматическое регулирование параметров карамельного производства и др.).
Проводимая в кондитерской и других отраслях пищевой промышленности работа по созданию автоматических поточных линий является предпосылкой для организации диспетчерской службы в полном объеме. Но наличие автоматических средств контроля и регулирования процессов лишь облегчает организацию диспетчирования. Ее основой является рациональная система оперативно-календарного планирования.
ТЕМА 13. бизнес–планирование
13.1. Цели и задачи бизнес–планирования
В рыночных условиях хозяйствования бизнес-план используется в различных сферах и формах предпринимательства и помогает очертить тот круг проблем, с которыми сталкиваются предприятие либо предприниматель в условиях изменчивости, нестабильности и, порой, непредсказуемости самых разнообразных рыночных ситуаций.
Бизнес-план — краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.
Цели и задачи бизнес-плана:
1. Бизнес-план служит для обоснования предполагаемого бизнеса и оценки результатов за определенный период времени. В этой связи он может рассматриваться как мерило степени достижения успеха.
2. Бизнес-план является документом, позволяющим "высветить" курс действий и управлять бизнесом. Поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.
3. Бизнес-план в большинстве случаев используется как средство получения необходимых инвестиций. В этом аспекте он служит "наживкой" для инвесторов и мощным инструментом финансирования бизнеса.
4. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. В этом плане он представляется как постоянно обновляемый документ, делающий организацию восприимчивой к разного рода нововведениям — техническим, технологическим, информационным, opганизационным, экономическим и др.'
5. Бизнес-план может быть хорошей рекламой для предлагаемого бизнеса, создавая деловую репутацию и являясь своеобразной визитной карточкой организации, поэтому он должен быть компактным, красиво оформленным, информационно наполненным.
6. Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предлагаемого бизнеса. Он демонстрирует готовность идти риск.
7. Бизнес-план — инструмент самообучения. В этом аспекте его разработка — это непрерывный процесс познания и самопознания.
Подводя итоги вышеизложенному, можно утверждать, что бизнес-планирование — творческий процесс, требующий профессионализма и искусства.
Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение основополагающих принципов:
- гибкости, предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация;
- непрерывности, предполагающей "скользящий" характер планирования;
- коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано, взаимозависимо);
- интерактивности, предусматривающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;
- многовариантности, позволяющей выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;
- участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей организации;
- адекватности отражения реальных проблем и самооценки процесса планирования.
В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д.
Классификация бизнес-планов по представлена на рис. 2. Возможны другие классификации типов бизнес-планов, например, по компонентам менеджмента. Бизнес-планы согласно приведенной типологии разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому и действующему).
Особенности, которые необходимо учитывать при разработке личных типов бизнес-планов: специфика отрасли; общая стратегия предприятия; концепция продукта и др.
Рис. 2. Типология бизнес-планов по объектам бизнеса.
13.2. Состав бизнес–плана
Опыт работы в области планирования деятельности организаций позволил выработать оптимальную структуру бизнес-плана:
• концепция бизнеса (резюме);
• описание фирмы;
• маркетинговая стратегия;
• сведения о конкурентах;
• план производства;
• организационный план;
• юридический план;
• кадровая политика;
• риск и финансирование;
• финансовый план и финансовая стратегия.
Бизнес-план — официальный документ, оформленный в соответствии с требованиями потенциальных инвесторов, партнеров по бизнесу и т. д. Для его написания необходимо собрать большой информационный материал по широкому кругу вопросов о рынках, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудовании и т. п. Значительная часть этого материала не входит в окончательный официальный вариант бизнес-плана и в данном аспекте заслуживает внимания предварительная разработка его рабочего варианта. В него включаются все рабочие информационные материалы, сгруппированные по разделам официального бизнес-плана. Эти материалы могут иметь самый разнообразный характер (от описаний, формулирования своих идей до расчетов, оформленных в таблицах произвольного вида), постоянно дополняться в процессе работы и использоваться при модернизации официального варианта бизнес-плана. Таким образом, соблюдаются требования основополагающих принципов бизнес-планирования.