Организация диспетчирования

Диспетчированием называется централизованный кон­троль и регулирование производственного процесса на основе за­ранее разработанного календарного плана-графика. Диспетчер­ская служба на предприятии призвана решать следующие основ­ные задачи:

систематический контроль фактического хода работы на всех участках производства;

руководство оперативной подготовкой к выпол­не­нию часовых, сменных и суточных графиков производства;

принятие оперативных мер по устранению отклонений от плана и регулирование фактического хода работы в целях обеспе­чения комплектного равномерного изготовления продукции по установленной графику;

текущая увязка работы отдельных звеньев производства, для обеспечения наилучших качественных пока­зателей выполнения плана (повышение производительности труда, лучшее использование основных фондов, сокращение про­должи­тельности производственного цикла).

Диспетчерская служба носит профилактический (преду­пре­дительный) характер, т. е. заблаговременно выявляет и свое­вре­менно устраняет намечающиеся отклонения от плана. При простой фиксации отступлений от графика, регист­рации неполадок без приложения сил для их устранения диспет­чер­ский контроль является пассивным и не выполняет в полной мере своих задач по обеспечению равномерной работы пред­при­ятия.

Необходимыми условиями для нормальной работы дис­петчерского аппарата являются:

рациональная организация оперативного планирования;

оперативный учет производства;

быстрая информация о выполнении графика и доведение до исполнителей текущих распоряжений диспетчера;

наличие контрольно-измерительной аппаратуры, позво­ляю­щей в любой момент определять использование оборудова­ния по времени и интенсивности нагрузки, а также параметры техноло­гического процесса (температура, влажность, толщина слоя и др.).

Быстрая информация о ходе производственного процесса и отдача оперативных распоряжений диспетчером невозможны без специальных технических средств. Эти сред­ства делятся на три основных вида.

1. Диспетчерская связь (телефонная, телеграфная, радио­связь, телевизионная).

2. Диспетчерская сигнализация (световая или звуковая), ко­то­рая бывает поисковой, вызывной, контрольной и аварийной

Цель поисковой сигнализации - быстро найти на террито­рии предприятия или цеха должностное лицо (дежурного элек­трика, слесаря, мастера). Для этого на всех участках устанавливаются устрой­ства, включаемые на пульте управления диспетчером, - свето­форы или громкоговорители. Вызывная сигнализация приводится в действие непосред­ст­венно рабочим, который сигнализирует мастеру, дежурному сле­сарю, наладчику о необходимости обслуживания рабочего места. Контрольная – предназначается в основном для наблюдения со стороны диспетчера за использованием оборудова­ния. Она может быть дистанционной, когда при включении ма­шины или прекращении ее работы на табло диспетчерского пульта за­жигаются соответствующие сигнальные лампы. Аварийная – автоматически оповещает о нару­шении заданного режима или неисправности оборудования.

3. Диспетчерский автоматический учет и контроль выработки с помощью электроконтактных систем, приводящих в действие счетчики, находящиеся в помещении дис­петчера; автоматический учет времени работы оборудования по датчикам машинного времени.

Кроме всякого рода технических средств, для контроля вы­полне­ния графиков широко применяются различные таблицы и диа­граммы.

На ряде пищевых предприятий (хлебопекарных, кондитер­ских, сахарных), имеющих разработанную систему опе­ративно-производственного планирования, есть диспетчерское управле­ние, на многих других - элементы диспетчерского кон­троля (автоматический контроль работы макаронных прессов, процесса сушки макаронных изделий, автоматическое регулирование параметров карамельного производства и др.).

Проводимая в кондитерской и других отраслях пищевой про­мышленности работа по созданию автоматических поточных ли­ний является предпосылкой для организации диспетчерской службы в полном объеме. Но наличие автоматических средств контроля и регулирования процессов лишь облегчает организа­цию диспетчирования. Ее основой является рациональная система оперативно-календарного планирования.

ТЕМА 13. бизнес–планирование

13.1. Цели и задачи бизнес–планирования

В рыночных условиях хозяйствования бизнес-план используется в различных сферах и формах предпринимательства и помогает очертить тот круг проблем, с которыми сталкиваются предприятие либо пред­приниматель в условиях изменчивости, нестабильности и, порой, непредсказуемости самых разнообразных рыночных ситуаций.

Бизнес-план — краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.

Цели и задачи бизнес-плана:

1. Бизнес-план служит для обоснования предполагаемого бизнеса и оценки результатов за определенный период времени. В этой связи он может рассматриваться как мерило степени достижения успеха.

2. Бизнес-план является документом, позволяющим "высве­тить" курс действий и управлять бизнесом. Поэтому его можно пред­ставить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.

3. Бизнес-план в большинстве случаев используется как средство получения необходимых инвестиций. В этом аспекте он служит "наживкой" для инвесторов и мощным инструментом финанси­рования бизнеса.

4. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс плани­рования и инструмент внутрифирменного управления. В этом плане он представляется как постоянно обновляемый документ, делающий организацию восприимчивой к разного рода нововведениям — техническим, технологическим, информационным, opганизационным, экономическим и др.'

5. Бизнес-план может быть хорошей рекламой для предлагаемого бизнеса, создавая деловую репутацию и являясь своеобразной визитной карточкой организации, поэтому он должен быть компактным, красиво оформленным, информационно наполненным.

6. Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предлагаемого бизнеса. Он демонстрирует готовность идти риск.

7. Бизнес-план — инструмент самообучения. В этом аспекте его разработка — это непрерывный процесс познания и самопознания.

Подводя итоги вышеизложенному, можно утверждать, что бизнес-планирование — творческий процесс, требующий профессионализма и искусства.

Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение основополагающих принципов:

- гибкости, предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация;

- непрерывности, предполагающей "скользящий" характер планирования;

- коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано, взаимозависимо);

- интерактивности, предусматривающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;

- многовариантности, позволяющей выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;

- участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей организации;

- адекватности отражения реальных проблем и самооценки процесса планирования.

В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д.

Классификация бизнес-планов по представлена на рис. 2. Возможны другие классификации типов бизнес-планов, например, по компонентам менеджмента. Бизнес-планы согласно приведенной типологии разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому и действующему).

Особенности, которые необходимо учитывать при разработке личных типов бизнес-планов: специфика отрасли; общая стратегия предприятия; концепция продукта и др.

 
 


Рис. 2. Типология бизнес-планов по объектам бизнеса.

13.2. Состав бизнес–плана

Опыт работы в области планирования деятельности организаций позволил выработать оптимальную структуру бизнес-плана:

• концепция бизнеса (резюме);

• описание фирмы;

• маркетинговая стра­тегия;

• сведения о конкурентах;

• план производства;

• организационный план;

• юриди­ческий план;

• кадровая политика;

• риск и финансирование;

• финансовый план и финансовая стратегия.

Бизнес-план — официальный документ, оформленный в соответ­ствии с требованиями потенциальных инвесторов, партнеров по бизнесу и т. д. Для его написания необходимо собрать большой информационный материал по широкому кругу вопросов о рынках, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудовании и т. п. Значительная часть этого материала не входит в окончательный официальный вариант бизнес-плана и в данном аспекте заслуживает внимания предварительная разра­ботка его рабочего варианта. В него включаются все рабочие инфор­мационные материалы, сгруппированные по разделам официального бизнес-плана. Эти материалы могут иметь самый разнообразный характер (от описаний, формулирования своих идей до расчетов, оформленных в таблицах произвольного вида), постоянно дополняться в процессе работы и использоваться при модер­низации официального варианта бизнес-плана. Таким образом, соблю­даются требования основополагающих принципов бизнес-планирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: