1. Предмет и задачи и функции педагогики.
2. Возникновение педагогики как науки.
3. Основные категории педагогики.
1. Предмет, задачи и функции педагогики
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» – дитя и «аго» – вести. В дословном переводе термин означает «детоводитель». Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле: как наука о воспитании и обучении. Такое понимание педагогики сохранялось вплоть до середины XX века. В последние десятилетия появилось определение современной педагогики как науки о воспитании человека с рождения до конца жизни. Понятие «воспитание» употребляется в широком смысле, включая образование, обучение и развитие. Д.И.Менделеев пришел к убеждению, что в каждой научной теории две основные и конечные цели: предвидение и польза.
Задачами педагогики являются выявление закономерных процессов воспитания, обучения, образования, развития.
Функции педагогики – познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.
Предметом педагогики является воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях.
Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения. Поскольку педагогика изучает явления, связанные с развивающими и воспитательными процессами, в теоретических аспектах она закрепилась как феноменологическая наука.
Источники развития педагогики:
· многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;
· философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
· текущая мировая и отечественная практика воспитания;
· данные специально организованных педагогических исследований;
· опыт педагогов новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных условиях.
2. Возникновение педагогики как науки.
Философия осталась основой педагогики. Общий подход к познанию, его направленность принято называть методологией (лат. «методос» – путь).
В истории педагогики определены этапы развития научной мысли.
Первый этап – античная педагогика. Особенности школ Древней Греции и Рима. Содержание обучения в Спартанской и Афинской школах.
Второй этап – педагогика эпохи Возрождения. Религиозная идеология и религиозное мировоззрение (на Востоке индуизм, буддизм, ислам; на Западе – католицизм) как основа содержания и форм обучения. Новые взгляды на учебный процесс просветителей эпохи Возрождения.
Третий этап – педагогика XVII века. Обоснование научной концепции Я.А.Коменского (1592–1670) автора «Великой дидактики», основоположника классно-урочной системы.
Четвертый этап – отечественная педагогика XIX века (1804–1917). Идеи и воплощение классического образования в России. Взгляды К.Д.Ушинского (1824–1871), как автора «Педагогической антропологии».
Пятый этап – американская педагогика XX века. Идеи «свободного развития» и «свободного воспитания» Д.Дьюи (1859–1952) и Э.Торндайка (1872–1949). Авторами сформулированы общие педагогические принципы, выведены закономерности и внедрены технологии.
Шестой этап – педагогика социалистического периода. Реализация педагогических идей Н.К.Крупской (1869–1939): формирование советской школы; организация внеклассной работы; организация пионерского движения. Теоретический и практический вклад А.С.Макаренко (1888–1939) в реализацию идей развития личности советского человека: принцип педагогического руководства коллективом; особенности организации трудового воспитания; формирование сознательной дисциплины в коллективе и руководство о воспитании в семье. Мысли советского педагога В.А.Сухомлинского (1918–1970) об исследовании моральной проблемы воспитания.
3. Основные категории педагогики.
Все категории (стороны) педагогики как науки можно детерминировать одним определением – воспитание.
Воспитание (в широком смысле) – целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни и активному участию в трудовой деятельности.
Развитие ‑ процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.
Формирование ‑ процесс становления качеств личности для достижения уровня зрелости, устойчивости.
Воспитание ‑ процесс систематического и целенаправленного взаимодействия воспитателя с воспитуемыми с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.
Обучение ‑ целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний, процесс преподавания и учения, взятые в единстве.
Образование ‑ Процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение соответствующего уровня развития личности.
Самообразование, самовоспитание, саморазвитие, самообучение также относятся к педагогическим категориям, являясь одновременно и процессами и результатами педагогически-направленной деятельности.
К.Д.Ушинский в предисловии к своей книге «Человек как предмет воспитания» (1867) отмечал: «...Из сказанного вытекает уже само собой, что педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности. Педагогика - не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и, как искусство же, оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому: к идеалу совершенного человека».
Педагогическая наука и педагогическая практика постоянно взаимодействуют между собой. Опыт человеческий рождает педагогическую мысль, а любая педагогическая идея может стать педагогическим законом.
Развитие педагогической науки автоматически не обеспечивает качества воспитания. Необходимо, чтобы теория переплавлялась в практические технологии. Пока же сближение науки и практики идет недостаточно быстро: по оценкам специалистов, разрыв между теорией и практикой составляет 10–15 лет.
В системе педагогических наук прочно обосновались следующие науки: история педагогики, общая педагогика, дошкольная педагогика, школьная педагогика, педагогика профессионального обучения, педагогика высшей школы, андрагогика (педагогика обучения взрослых), семейная педагогика, педагогическая психология, социальная педагогика, сравнительная педагогика, коррекционная педагогика и др.
Литература по теме
1. Алферов, Ю.С. Мониторинг развития образования в мире / Ю.С.Алферов // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 88–96.
2. Амиров, А.Ф. Теория и практика государственного общественного управления образованием / А.Ф.Амиров // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 55–70.
3. Андреев, А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л.Андреев // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 20–29.
4. Боркова, Н.Н. Понятие «личность» в российской педагогике / Н.Н.Боркова // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 74–78.
5. Бочкарев, В.И. Государственное общественное управление образованием: каким ему быть? / В.И.Бочкарев // Педагогика. – 2001. – № 2. – С. 9–14.
6. Валеев, Г.Х. Постановка проблемы педагогического исследования / Г.Х.Валеев // Педагогика. – 2001. – № 4. – С. 19–24.
7. Ковалева, Г.С. Состояние российского образования / Г.С.Ковалева // Педагогика. – 2001. – № 2. – С.80–88.
8. Лушников, А.М. История педагогики /А.М.Лушников. – Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 1994.
9. Подласый, И.П. Педагогика: в 2 т. / И.П.Подласый. М.: Просвещение, 2001.
10. Пряникова, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник–справочник / В.Г.Пряникова, З.И.Равкин. – М.: Изд-во Новая школа, 1994.