Таблица № 5
Последовательность развития | Фонематические различения | |||
Стадия | Ступень | Ряд | Этап | |
Первая (различение гласных) | первая (различение гласных) | первый (различение гласных) | первый второй третий | различение [а] и других гласных различение [и — у], [э - о], [и — о], [э - у] различение [и — э], [у -о] |
Вторая (различение согласных) | вторая предварительная (различение наличия согласных) | второй | различение наличия согласных: фонема «согласная — нуль — фонема ([бок — ок], [вэк — эк], [д'ик — ик]) |
Продолжение табл.
Последовательность развития | Фонематические различения | |||
Стадия | Ступень | Ряд | Этап | |
третья (различение сонорных и артикулируемых шумных) | третий | различение сонорных и артикулируемых шумных: [м — 6], [р — д], [н - г], D - в] | ||
четвертая (различение твердых и мягких согласных) | четвертый | различение твердых и мягких согласных: Гн — н'], [м - м'], [6 - 6'], [д — д'1, [в — в'], [з - з'|, [л - л'], [р -Р'] | ||
пятая (различение сонорных) | пятый (различение сонорных) | первый второй третий | различение назальных и плавных + Ц]: [м — л], [м — р], [н — л], [н — PL [Н - J], [М - J] различение назальных: [м-н] различение плавных: [л-р] | |
шестая (различение шумных) | шестой | различение сонорных и неартикулируемых шумных: [м — з], [л — х], [н — ж] | ||
седьмой | различение губных и язычных: [6 — д], [б - г], [в - з], [ф - х] | |||
восьмой | различение взрывных и придувных: [б — в], [д - з], [к - х], [д - ж] | |||
девятый | различение передне- и заднеязычных: [д — г], [с - х], [ш - х] | |||
десятый | различение глухих и звонких: Г л — 6], [т — Д]Лк-г]Лф-в]Лс-з], [ш — ж] | |||
одиннадцатый | различение шипящих и свистящих: [с — з], [ш — ж] | |||
двенадцатый | --- | различение плавных иШ:[р — ЛДл-Л |
В онтогенезе развитие и становление фонетической и фонематической сторон речи происходит постепенно. В овладении речью главная роль принадлежит фонематическому слуху.
|
|
Р.Е. Левина предлагает следующую периодизацию в формировании фонематического развития:
1 этап — дофонематическая стадия развития, когда
отсутствует дифференциация звуков;
2 этап — начальная стадия дифференциации фонем;
3 этап — завершающая стадия дифференциации фо
нем;
4 этап — появляется готовность к элементарному
звуковому анализу;
5 этап — возможность осуществлять тонкую диффе
ренциацию фонем и проводить операции звукового
анализа.
Если первые три этапа у ребенка в норме реализуются в раннем возрасте, то последние два этапа ребенок проходит в старшем дошкольном возрасте, в процессе активного содействия со стороны взрослого.