Общая схема фонематического развития (H.C. Швачкин)

Таблица № 5

Последовательность развития Фонематические различения
Стадия Ступень Ряд Этап
Первая (разли­чение глас­ных) первая (различе­ние глас­ных) первый (различе­ние глас­ных) пер­вый второй третий различение [а] и других гласных различение [и — у], [э - о], [и — о], [э - у] различение [и — э], [у -о]
Вторая (разли­чение соглас­ных) вторая предвари­тельная (различе­ние нали­чия соглас­ных) второй   различение наличия со­гласных: фонема «со­гласная — нуль — фоне­ма ([бок — ок], [вэк — эк], [д'ик — ик])

Продолжение табл.

Последовательность развития Фонематические различения
Стадия Ступень Ряд Этап
  третья (различе­ние сонор­ных и арти­кулируе­мых шумных) третий   различение сонорных и артикулируемых шум­ных: [м — 6], [р — д], [н - г], D - в]
  четвертая (различе­ние твер­дых и мяг­ких соглас­ных) четвер­тый   различение твердых и мягких согласных: Гн — н'], [м - м'], [6 - 6'], [д — д'1, [в — в'], [з - з'|, [л - л'], [р -Р']
  пятая (раз­личение сонорных) пятый (различе­ние со­норных) пер­вый второй третий различение назальных и плавных + Ц]: [м — л], [м — р], [н — л], [н — PL [Н - J], [М - J] различение назальных: [м-н] различение плавных: [л-р]
  шестая (различе­ние шум­ных) шестой   различение сонорных и неартикулируемых шум­ных: [м — з], [л — х], [н — ж]
    седьмой   различение губных и язычных: [6 — д], [б - г], [в - з], [ф - х]
    восьмой   различение взрывных и придувных: [б — в], [д - з], [к - х], [д - ж]
    девятый   различение передне- и заднеязычных: [д — г], [с - х], [ш - х]
    десятый   различение глухих и звонких: Г л — 6], [т — Д]Лк-г]Лф-в]Лс-з], [ш — ж]
    одиннад­цатый   различение шипящих и свистящих: [с — з], [ш — ж]
    двенад­цатый --- различение плавных иШ:[р — ЛДл-Л

В онтогенезе развитие и становление фонетической и фонематической сторон речи происходит постепенно. В овладении речью главная роль принадлежит фонема­тическому слуху.

Р.Е. Левина предлагает следующую периодизацию в формировании фонематического развития:

1 этап — дофонематическая стадия развития, когда
отсутствует дифференциация звуков;

2 этап — начальная стадия дифференциации фонем;

3 этап — завершающая стадия дифференциации фо­
нем;

4 этап — появляется готовность к элементарному
звуковому анализу;

5 этап — возможность осуществлять тонкую диффе­
ренциацию фонем и проводить операции звукового
анализа.

Если первые три этапа у ребенка в норме реализу­ются в раннем возрасте, то последние два этапа ребенок проходит в старшем дошкольном возрасте, в процессе активного содействия со стороны взрослого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: