Тема 5. Трудовые ресурсы мирового хозяйства

Под трудовыми ресурсами мирового хозяйства понимают часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности в общественном производстве. В состав трудовых ресурсов включаются лица трудоспособного возраста, работающие лица пенсионного возраста, работающих подростков моложе трудоспособного возраста, но в них не включают инвалидов.

5.1. Динамика и структура населения мира

Население Земли в XX в. увеличилось с 1,5 до 6,2 млрд. человек. Рост населения в отдельных регионах происходит неравномерно (табл. 5.1.).

Таблица 5.1.1.

Рост населения Земли по основным группам стран.

  Группы стран   Среднегодовые темпы, % Доля в населении мира (2000г.), %
  60-е гг. 70-е гг. 80-е гг. 1991г.- 2000 г.  
Все страны 2.1 1.9 1.7 1.4  
Развитые 1.1 0.8 0.7 0.6 14.2
Развивающиеся 2.4 2.3 2.1 1.7 79.1
С переходной экономикой (СНГ, Балтия, Центральная и Восточная Европа)   1.2   0.8   0.9   0.1   6,7
В том числе Россия 1.3 0.7 0.6 -0,3 2.4
Источник: Год планеты.1997С.22;World Development Report.1998/99 Р.195.

Темпы прироста населения в развитых странах в последние два десятилетия остаются стабильно низкими. В результате усилилась диспропорция в распределении населения Земли между основными группами стран. Главное следствие этого - неуклонный рост концентрации трудовых ресурсов мира в развивающихся странах. Причем 2/3 мировых ресурсов рабочей силы приходится на страны с самыми низкими показателями ВВП на душу населения.

Возрастная структура населения.

Население делится на три возрастных группы: моложе трудоспособного возраста (дети); трудоспособного возраста; старше трудоспособного возраста (пенсионеры). Эти группы образуют возрастную структуру населения. Выделяют два основных типа возрастной структуры. Первый тип - детей > пенсионеров. Такая структура (демографическое омоложение) характерна для развивающихся стран. Второй тип - детей < пенсионеров. Такая структура (демографическое старение) характерна для развитых стран и государств с переходной экономикой. В развитых странах и государствах с переходной экономикой численность трудоспособного населения лишь ненамного превышает число пенсионеров, и это превышение быстро сокращается.

Чем > пенсионеров и детей (иждивенцев) приходится на одного человека трудоспособного возраста, тем < возможности повышения уровня жизни или тем > экономическая нагрузка на общество. Так, в Индии детей 36 % населения, в Нигерии детей - 47,0 %. Только по детям на экономику Индии ложится высокая экономическую нагрузка: необходимо ежегодно строить 130 000 новых школ, подготавливать 400 тыс. учителей, создавать 5 млн. рабочих мест, с чем экономика Индии, несмотря на лидирующую позицию среди развивающихся стран, не справляется.

5.2.Трудовые ресурсы мира: количественные и качественные аспекты

Экономически активное население

Население трудоспособного возраста состоит из: работающих, ищущих работу, учащихся, занятых только домашним хозяйством, военнослужащих срочной службы. Экономически активное население – это часть трудоспособного населения, которая включает занятых и ищущих работу. Экономически активное население мира в 2002 г составляло 2695 млн. чел.(47,8 % всего населения мира, в т.ч. мужчины -60 %, женщины - 40 %).

Уровень образования трудовых ресурсов

Хотя развитые и с переходной экономикой страны уступают развивающимся государствам по численности трудовых ресурсов, они опережают последние по качеству рабочей силы - общеобразовательному уровню. Так, доля лиц с высшим и средним образованием в России составляет 51% занятых. В развивающихся странах качество трудовых ресурсов определяется не столько наличием высшего или среднего образования, сколько уровнем грамотности (умение писать, читать, считать). В этих странах высока доля неграмотных. Низкий уровень образования населения во многих развивающихся странах определяет низкую производительность труда, ведет к консервации устаревших форм хозяйствования, блокирует технический прогресс.

Таблица 5.2.1.

Трудовые ресурсы ряда стран мира в 2000г.

  Население, млн. человек
Страны   Всего Экономически активное Доля женщин в экономически активном населении, %
Россия      
США      
Китай      
Индия      
Бразилия      
Мексика      
Германия      
Франция      
Великобри тания      
Источник: World Development Report. 1998/99. Р. 194-195.

Эффективность использования рабочей силы в стране определяется показателями: уровень открытой безработицы; количество часов работы одного занятого в год и объемом производства на одного занятого. Уровень безработицы определяется как отношение числа лиц, имеющих статус безработного, к численности экономически активного населения. Второй показатель определяется отношением суммы часов отработанных всеми занятыми к числу занятых. Этот показатель в Южной Корее - 2447 часов, в Японии - 1815ч., в США - 1845ч., Великобритании - 1715, России - 1736ч. Сравнительно низкое значение этого показателя в России объясняется высокой скрытой безработицей (люди числятся занятыми, но работы нет). В 2003 году число безработных на планете достигло 186 млн. человек, или 6,9 % всей мировой рабочей силы. В составе резервной армии труда – 108 млн. мужчин и 78 млн. женщин. Среди молодежи показатель безработицы более чем в два раза выше среднего – 14,4 %. В России на 1 января 2004 года число безработных составляло 5,9 млн. человек, то есть 8,4 % экономически активного населения.

Главным показателем, характеризующим эффективность использования рабочей силы является уровень производительности труда, определяемый как объем производства на одного занятого. Лидерами по этому показателю являются индустриальные страны мира: США (60, 7 тыс. долл.), Бельгия (54, 3 тыс. долл.), Ирландия и Франция (по 52 тыс. долл.). В России этот показатель составляет 16,9 тыс. долл., что составляет только 28 % от показателя США и 40 % от показателя Японии.

Отраслевая структура занятости

В развитых странах сдвиги в отраслевой структуре занятости происходят по трем направлениям.

1.Удельный вес населения, занятого в сельском и лесном хозяйстве, достиг, вероятно, минимального уровня и в 2000г. составлял, %: Испания-15;Япония-10; Франция-8;Германия-5,6; Канада-4,7; США-3,1; Англия-2,5.

2. Постепенно снижается доля занятых в промышленности и строительстве. В 2000 г. она составляла, %: Франция-32; США-27,9; Канада-26.

3. Продолжает расти доля занятых в сфере услуг. В 2000 г. она составила, %: США-59; Канада и Англия-57; Франция-52; Япония-50; Италия-44.

В отраслевой структуре занятости стран с переходной экономикой просматриваются следующие тенденции:

1) быстрый рост доли занятых в сфере услуг - с 37 % до 48 % (1990- 2000гг. Россия);

2) сокращение доли занятых в промышленности и строительстве - с 42,3 % до 37,9 % (1990 – 2000 гг. Россия);

3) сохранение довольно высокой доли занятых в сельском и лесном хозяйстве - 14,9% в 2000г. (Россия), 28% в 1998г. (Польша), 15% в 1997г. (Венгрия)

В развивающихся странах преобладающая часть занятого населения сосредоточена в сельском и лесном хозяйстве -56 % в 2000 г.(Индонезия). Доля занятых в промышленности и строительстве невысока. Так, в 2000 г. она составила в Египте и Пакистане -20 %, Индонезии-13 %.

В новых индустриальных странах доля занятых в сельском и лесном хозяйстве близка к показателям стран с переходной экономикой (в 2000 г. Южная Корея-18 %, Бразилия-25, Тайвань-16 %). В промышленности и строительстве в Южной Корее занято- 35 %, в Бразилии-23 %.

Занятость работников сферы услуг возрастает абсолютно и относительно во всех группах стран. В сельском хозяйстве, промышленности и строительстве происходит относительное сокращение численности занятых, а нередко сокращается и абсолютная численность занятых в этих сферах. Работники из этих сфер перемещаются в сферу услуг. Увеличивается доля работников умственного труда (специалистов и служащих).

В США в результате структурной перестройки экономики из промышленности и сельского хозяйства ежегодно вытесняется от 1 до 2 млн. работников. Рабочая сила переходит в сферу услуг. В России также происходит перемещение работников из промышленности в сферу услуг. Относительная численность (доля) занятых в сельском хозяйстве России медленно сокращается.

Усложнение системы хозяйственных и социальных связей, увеличение информационных потоков, научно-технический прогресс вызвали рост спроса на работников со следующими качествами: а) способных работать с информацией (человек - знак); б) способных работать с людьми (человек - человек); в) способных работать с современной техникой (человек-техника); г) способных жить в гармонии с природой (человек-природа).

5.3.Мировой рынок труда и международная (внешняя) миграция рабочей силы

Мировой рынок труда складывается из экспорта и импорта рабочей силы. При этом все большее число государств привлекает иностранную рабочую силу или направляет трудовых мигрантов за рубеж. Если в 1970 г. в процессы международного обмена было вовлечено 64 страны, то в 1997 г. - 105 стран.

Понятие и виды международной (внешней) миграции рабочей силы

Внешняя миграция рабочей силы - перемещение населения через государственную границу для работы по трудовому контракту с работодателем другой страны.

Внешняя миграция рабочей силы делится на:

1) трудовую эмиграцию - выезд трудоспособного населения из страны;

2) трудовая иммиграция - въезд трудоспособного населения в страну.

Выделяют виды трудовой миграции:

1) безвозвратная - мигранты выезжают на постоянное место жительства;

2) возвратная делится на:

1. временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от одного года до шести лет;

2. сезонная - связана с въездом для работы в тех отраслях, которые имеют сезонный характер (с/х, рыболовство, сфера услуг), в пределах до 1 года;

3. маятниковая (челночная, приграничная) - ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно. Мигрантов, работающих таким образом, называют рабочими - фронтальерами.

Также существует нелегальная миграция и "утечка мозгов" (выезд высококвалифицированных кадров).

Масштабы и направления международной миграции рабочей силы

Миграция рабочей силы в мире растет. В середине 90-х в мире насчитывалось 30 млн. трудящихся мигрантов. Ежегодно из страны в страну в поисках работы переезжает около 20 млн. человек.

Во второй половине ХХ в. сложилось несколько крупнейших центров притяжения международной миграции рабочей силы: (1) Западная Европа - в начале 90-х гг. здесь насчитывалось 20 млн. иммигрантов; (2) Нефтедобывающие страны Западной Азии (Катар, ОАЭ, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия, Бахрейн) - в середине 90-х здесь насчитывалось 5 млн. иммигрантов; (3) Израиль - с конца 80-х до 2000 г. только из бывшего СССР прибыло 1 300 000 человек (население Израиля в 2000 г.: 6 150 000 чел); (4) США и Канада -7млн. человек.

США ведут иммиграционную политику, ее важнейшими целями являются: поощрение притока высококвалифицированных специалистов и рабочих; поощрение притока иммигрантов-инвесторов (иммиграция разрешается при условии инвестирования в экономику США определенной суммы). Масштабы трудовой иммиграции определяются жесткими рамками иммиграционных квот для каждой конкретной страны и по профессиональным группам. Трудовая иммиграция в США разделяется на 2 потока: низкоквалифицированная рабочая сила, в основном прибывает из Мексики, стран Карибского бассейна, Филиппин; высококвалифицированные работники, в основном иммигрируют из Западной Европы, России, Индии.

Экономические последствия миграции рабочей силы

Влияние миграции (эмиграции и иммиграции) рабочей силы на страну может быть как положительным так и отрицательным. Рассмотрим отдельно последствия иммиграции и отдельно последствия эмиграции для страны.

Положительные последствия иммиграции рабочей силы для стран-импортеров: повышение конкурентоспособности их продукции; освоение новых производств; экономия средств на подготовке специалистов; перемещение национальной рабочей силы в высокотехнологичные отрасли; сохранение секторов экономики непривлекательных для местных работников; сдерживание роста оплаты труда местных работников.

Привлекая из-за рубежа на высококвалифицированную работу специалистов различного профиля, страны-импортеры исходят из того, что эти специалисты могут повысить конкурентоспособность их продукции, способствовать освоению новых производств (особый спрос на ученых в области естественных наук и некоторых специалистов технического профиля: программистов, электронщиков). Иммиграция квалифицированных кадров позволяет принимающим странам экономить значительные средства на подготовке специалистов. По самым скромным оценкам за счет привлечения иностранных специалистов, только в сфере образования и науки за период с 1960 по1990 г., США сэкономили 15 млрд. долл.

Привлекая из-за рубежа рабочую силу на низкоквалифицированную работу, страны-импортеры обеспечивают нормальное функционирование отраслей с тяжелыми, вредными, низкооплачиваемыми - непривлекательными, непрестижными работами, например, строительство, автомобильная промышленность, отдельные ниши в сфере услуг, сельском хозяйстве и др. Национальная рабочая сила перемещается в высокотехнологичные отрасли без ущерба для тех секторов, из которых уходят местные работники.

Иммигранты готовы трудиться за сравнительно низкую по стандартам принимающей страны заработную плату. Это позволяет сдерживать рост оплаты труда местных работников.

Отрицательные последствия иммиграции для стран-импортеров: усиление конкуренции на рынке рабочей силы, ведущее к снижению заработной платы местных работников; межнациональные конфликты.

В целом влияние иммиграции на страну-импортера может быть как положительным, так и отрицательным.

Положительные последствия (выгоды) эмиграции рабочей силы для стран-экспортеров: страна-экспортер получает доходы в виде денежных переводов эмигранта родным; трудовые мигранты при возвращении на Родину привозят с собой ценности, сбережения, средства - производства.

Отрицательные последствия эмиграции рабочей силы для стран-экспортеров. Трудовая эмиграция сопровождается "утечкой умов", отъездом образованных и квалифицированных работников. Нередко такая эмиграция носит безвозвратный характер и ведет к ослаблению интеллектуального и экономического потенциала страны-донора.

В целом влияние эмиграции на страну-донора может быть как положительным, так и отрицательным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: