Промышленность сегодня остается ведущей отраслью материального производства, причем ее доля в общем объеме продукции отраслей материального производства растет. Здесь занято примерно 350 млн. чел. За последнее столетие промышленное производство выросло в 50 раз. Три четверти этого прироста приходится на вторую половину 20 века. Современная промышленность состоит из множества самостоятельных отраслей промышленности.
Отрасль промышленности — это совокупность предприятий, характеризующихся единством экономического назначения производимой продукции, однородностью перерабатываемого сырья, общностью технологических процессов и технической базы и профессиональными кадрами. Объединение нескольких специализированных отраслей промышленности представляет собой комплексную отрасль (черная металлургия, электро- и теплоэнергетика, машиностроение и т.д.).
Состав и соотношение отдельных отраслей, отражающих определенные производственные взаимосвязи, степень дифференциации и специализации отраслей характеризуют отраслевую структуру промышленности. В зависимости от экономического назначения продукции различают отрасли, производящие средства производства, и отрасли, производящие предметы потребления.
Отрасли промышленности по характеру воздействия на предмет труда делятся на добывающие и обрабатывающие. Первые заняты добычей природного сырья (руд черных и цветных металлов, угля, торфа, природного газа, сланцев), вторые - переработкой продукции добывающих отраслей промышленности или сельского хозяйства.
В классификацию отраслей промышленности положены следующие основные экономические принципы: экономическое назначение производимой продукции; характер функционирования продукции в производственном процессе; однородность целевого назначения выпускаемой продукции, общность перерабатываемого сырья, родственность применяемой технологии; характер воздействия на предмет труда и др.
Но наибольшая часть отраслей охватывается признаком целевого назначения выпускаемой ими продукции. Все отрасли промышленности делятся на три группы. В первую группу входят старые отрасли (первичные: каменноугольная, железорудная, металлургическая, судостроение, текстильная). В настоящее время все эти отрасли растут замедленными темпами. Во вторую группу входят: автомобилестроение, производство пластмасс и химических волокон и т.п. Они растут более быстрыми темпами. В день в мире производится 100 тыс. автомобилей. Третья группа - новейшие отрасли – наукоемкие или отрасли высоких технологий (вычислительная техника, биотехнологии, робототехника, атомное и аэрокосмическое производство). Это катализаторы НТП. Отрасли этой группы растут быстрыми устойчивыми темпами. На эти отрасли приходится 50% валовой продукции обрабатывающих отраслей развитых стран.
Роль промышленности в мировом хозяйстве определяется рядом факторов:
Ø растет уровень механизации (как продукта промышленности) во всех отраслях экономики: так, сельское хозяйство, строительная индустрия, торговля, банковское дело, даже домохозяйство в возрастающих объемах нуждаются в средствах механизации;
Ø натуральное сырье (продукция сельского хозяйства) все больше вытесняется синтетическим сырьем, что изменяет структуру мирового хозяйства в пользу промышленности;
Ø ряд отраслей и производств переходит в сферу промышленности из других сфер хозяйства;
Ø продукты питания (как традиционная продукция сельского хозяйства) во все большей мере поступают в потребление после промышленной обработки.
Не рассматривая подробно все отрасли промышленности, остановимся на некоторых, и в первую очередь, на машиностроении, т. к. эта отрасль является материальной основой технического перевооружения экономики, и это предопределяет ее ведущую роль в промышленности в целом.
Машиностроение развитых стран и части развивающихся переживает сложный период комплексной перестройки. Интенсивно развиваются традиционные отрасли машиностроения, где активно внедряются новые технологические методы производства и передовая техника.
Ø Отраслевая структура машиностроения может быть представлена следующим образом:
Ø Общее машиностроение (станкостроение, производствооборудования и т. п.).
Ø Электротехническая промышленность (включая электронную).
Ø Транспортное машиностроение (автомобилестроение, авиаракетная промышленность, судостроение, производство железнодорожного оборудования, сельхозмашиностроение, производство строительной техники и т. п.).
Совершенствуется производственный аппарат новых наукоемких отраслей, увеличиваются расходы на все виды НИОКР в машиностроении. В результате развития НТП повышается роль машиностроения в экономике развитых стран. На протяжении двух последних десятилетий в таких отраслях машиностроения как общее, электротехническое и электронное, транспортное до 2/3 мирового производства соответствующей продукции приходилось на долю трех стран – США, Японию и Германию. Показательны успехи машиностроения стран Тихоокеанского региона. Так, в 2000 году на 5-е место в мире вышло транспортное машиностроение Южной Кореи, опередив такие страны, как Великобритания и Италия.
Фактором, сдерживающим дальнейшее увеличение доли машиностроения в обрабатывающей промышленности промышленно развитых стран, является продолжающееся выделение из машиностроения в сферу услуг, производственную инфраструктуру таких функций, как программирование и обслуживание электронно-вычислительной техники; проектирование сложных производственных систем и сетей связи; оказание услуг в инжиниринге, лизинге, подготовке кадров; консультационные услуги и т. п.
Среди отраслей транспортного машиностроения в центре современной государственной промышленной политики стоят авиаракетно-космическая промышленность (АРКП), микроэлектроника и автомобилестроение, т. к. эти отрасли играют ключевую роль в развитии не только машиностроения, но и всей экономики ведущих стран Запада.
Регулирование государством развития этих отраслей осуществляется по двум направлениям: по линии стимулирования инновационного процесса; путем реализации различных мер, включая протекционистские, с целью облегчения национальным фирмам условий конкуренции на внутреннем и внешнем рынках.
В настоящее время на АРКП и электротехническую (включая радиоэлектронику) промышленность приходится соответственно в США 44 и 28%, в Японии -- 25% (на электротехнику), в Германии — 47 и 29%, во Франции — 50 и 43%, в Великобритании - - 45 и 40%, в Италии — 30% (на каждую отрасль) суммарных государственных расходов на НИОКР в обрабатывающей промышленности. Около 60% общих государственных расходов на НИОКР в машиностроении США направляется в АРКП (75% суммарных затрат отрасли на эти цели) и связано главным образом с военными заказами, основная часть которых выполняется ограниченным кругом крупных специализированных подрядчиков.
Интенсификация процесса технического перевооружения машиностроения не только индустриально развитых стран, а и стран НИС, существенное повышение уровня его автоматизации, широкомасштабное распространение новейших форм организации и управления производством, интенсификация использования техники и технологии изменили положение НИС в мировом хозяйстве. Сегодня в машиностроении значительно усиливаются позиции стран Восточной и Юго-Восточной Азии, которые наращивают выпуск автомобилей и бытовой электроники, тогда как развитые страны концентрируют свои усилия на развитии наукоемких отраслей. Машиностроение имеет четыре главных центра (СНГ, Северная Америка, Европа, Япония). Занято здесь более 80 млн. чел. По стоимости продукции занимает 1-е место среди всех отраслей. В России особенно хорошо развиты отрасли тяжелого машиностроения и бытовая электроника.
Основными центрами военной промышленности являются: ВПК СНГ (Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан, Узбекистан), североамериканский центр (США и Мексика), западноевропейский (Германия, Франция, Италия, Англия). Конкурентная борьба на рынке вооружений становится все более острой. Решающую роль при заключении сделок зачастую играют не показатели боевой эффективности, а политические интересы, дезинформация, различные виды давления. Особую активность проявляет США, которым на протяжении первой половины 90-х гг. удалось вытеснить ВПК СНГ (бывшего СССР) и нарастить размер экспорта с 10 до 17 млрд. долл. ежегодно.
В топливно-энергетическом комплексе усиливается тенденция к ресурсосбережению, включающая не только относительное сокращение потребления нефти в качестве энергоресурса, но и перестройку отраслевой структуры промышленности из-за свертывания энергетического производства.
Одной из важнейших закономерностей развития мировой экономики в XX в. является непрерывный и быстрый рост производства и потребления энергии, прежде всего за счет невозобновляемых энергоресурсов органического происхождения, т.е. угля, нефти и газа. В начале XX в доля потребления возобновляемых источников энергии, в основном энергии гидроэлектростанций, составила всего 0,4%, тогда как невозобновляемых органических видов топлива — 99,6%. К середине и к концу столетия, хотя и произошел некоторой рост потребления возобновляемых источников энергии, их доля в общем объеме потребления энергии оставалась незначительной: к 1950 г. 3,4%, а в 2000 г. — 5,2% при соответствующем снижении доли органических видов топлива с 96,6% в 1950 г. до 90,2% в 2000 г.
В химической промышленности мира происходит перемещение производства минеральных удобрений, кислот в развивающиеся страны. Развитые страны все более специализируются на выпуске наукоемкой продукции высокой степени обработки (медикаментов, конструкционных пластмасс и др.); выделяют четыре главных центра: СНГ, Япония, США, Европа
Мировая черная и цветная металлургия все больше концентрируется в новых индустриальных странах. Черная металлургия ориентированная на каменноугольные бассейны, имеет главные центры в России, Украине, США, Западной Европе, Китае.
В легкой промышленности возникла тенденция к перемещению текстильного, швейного и обувного производства из развивающихся стран в развитые, что вызвано стремлением к расширению производства особо модных изделий поблизости от рынков сбыта. Пять основных регионов: СНГ, США, Европа, Восточная и Южная Азия. Растет доля Китая и других развивающихся стран – есть дешевая рабочая сила, которая этому способствует.