Рынки реального и финансового капитала
На рынках покупаются и продаются все элементы основного и оборотного капитала. Особенность продаваемого или покупаемого капитала в том, что по своей натурально-вещественной форме он неоднороден. И эта особенность не позволяет соизмерить, определить пропорции обмена элементов основного и оборотного капитала в штуках, килограммах или метрах. В этих рыночных условиях в качестве единообразного измерителя отличных друг от друга элементов капитала, как и всех других товаров, используются деньги, или денежная оценка реализуемого капитала.
Например, баррель сырой нефти стоит 1,4 тыс. руб., тонна угля – 1 тыс. руб., а какого-то производственного объекта 500 млн руб. и т.д. Подобная денежная оценка реализуемого капитала является его ценой, которая определяется при помощи денег, выполняющих функции меры стоимости и средств обращения товаров. В этом состоит отличие денег как всеобщего покупательного средства от денег, используемых как капиталовложение или инвестиции.
Цена – форма стоимости товара, её денежное выражение. Цена товара должна показывать затраты на его производство – издержки – и приносить изготовителю, продавцу товара прибыль, т.е. обеспечивать ему так называемую общественно-нормальную рентабельность. Уровень цены обусловливает не только затраты изготовителя. Он находится под определенным воздействием полезности продукции для производителя (покупателя средств производства).
Уровень цены в условиях свободного рынка не зависит от отдельных изготовителей или потребителей. Наоборот, для них цена – внешний параметр, на который они ориентируют свою деятельность, стремясь к возмещению издержек и получению прибыли. Рыночная цена устанавливается под воздействием спроса и предложения, уравновешивая их.
Спрос на капитал – это спрос на денежные средства (заемные средства), необходимые функционирующим предпринимателям для приобретения средств производства в физической форме – машин, оборудования, сырья и т.д. Источником платежеспособного спроса выступает торговая выручка фирмы и её распределение по назначению.
Наиболее значительными факторами, влияющими на спрос капитала, выступают:
- изменение спроса на конечную продукцию из-за её перепроизводства или недопроизводства, что требует соответствующей корректировки числа применяемого оборудования, объемов сырья, материалов и т.д. Например, увеличение спроса на хлебобулочные изделия приводит к увеличению спроса на пекарное оборудование;
- появление в результате научно-технического прогресса более совершенных средств производства, применение которых ведет к росту предельного дохода и продукта;
- появление того или иного вида сырья, применение которого более выгодно, чем используемого до этого предмета труда, что меняет спрос на элементы оборотного капитала.
В целом спрос на капитал имеет тенденцию к понижению, так как по мере роста инвестируемых средств и объемов производства снижаются темпы роста предельного продукта капитала. Эта тенденция спроса объясняется законом убывающей доходности (предельной производительности или отдачи) и известна бизнесу: при прочих равных условиях (т.е. неизменных объемах используемых факторов труда и земли) уровень дохода на капитал (предельный продукт, доходность) имеет тенденцию к понижению по мере роста вовлеченного в производство капитала.
Объясняется это тем, что по мере увеличения вложений одного ресурса (капитала) на его долю приходится всё меньше и меньше количества фиксированных ресурсов (труда и земли), вследствие чего производительность капитала (предельный продукт, доход) падает. Кривая спроса на капитал в виде заемных средств представлена на рис. 9.3.
Рис. 9.3. Спрос на рынке заёмных средств (ссудного капитала)
Предложение капитала – это объем денежных ресурсов (заемных средств или ссудного капитала), который субъекты в состоянии предложить на рынке. Кривая предложения заемных средств будет иметь положительный наклон (рис. 9.4).
Субъектами предложения заемных средств являются домашние хозяйства (население), которые через финансовых посредников (инвестиционные фонды, коммерческие банки и др.) предлагают денежные суммы фирмам для приобретения производственных фондов. Таким образом, кривая предложения отражает предложение сбережений домашних хозяйств.
|
|
Рис. 9.4. Предложение на рынке заёмных средств (ссудного капитала)
Для того чтобы побудить владельца денежного капитала отказаться от распоряжения своими ресурсами, необходимо его вознаградить за такой отказ. Ведь деньги он отдаёт сегодня, а получит их обратно только через определённый срок в будущем. Но известно, что сегодняшние блага люди оценивают выше будущих благ. Нетерпение, желание иметь блага сейчас, а не потом связаны с тем обстоятельством, что срок нашей жизни ограничен и непредсказуем в своей продолжительности. Откладывая распоряжение благами в будущее, мы рискуем и вовсе их не использовать.
Платой за воздержание и ожидание выступает процент, который выплачивают хозяйственные агенты (заёмщики) владельцам ссудного капитала. Процент выступает как цена за отказ от сегодняшнего (текущего) потребления благ. И чем выше норма процента, тем в большей степени домашние хозяйства готовы отказываться от текущего потребления своих сбережений, предлагая их в ссуду.
Купля-продажа основного производственного капитала производится между производителями и покупателями непосредственно. Фирмы, испытывающие потребности в тех или иных элементах основного капитала, вступают в торговые связи с фирмами-производителями, предлагающими товар, заключают с ними торговые сделки о количестве, качестве объекта купли-продажи, сроках поставки, цене и через оптовые торговые фирмы получают купленные машины, оборудование и другие средства труда.