Наиболее богатую и ценную информацию дает непосредственное визуальное наблюдение за учебно-воспитательным процессом. Оно обеспечивает достаточно всестороннее изучение главного в уроке - деятельности педагога и занимающихся, ее качества, непосредственного влияния на решение намеченных воспитательно-образовательных задач.
Педагогическое наблюдение может быть относительно полным, когда в логической взаимосвязи и контролируются все стороны и доступные восприятию результаты деятельности педагога и занимающихся. Оно может быть и частичным, когда внимание наблюдающего сосредоточивается на какой-либо отдельной стороне или даже лишь нескольких вопросах деятельности педагога (организации работы, методах обучения и др.) или занимающихся (их активности и самостоятельности, взаимоотношений и т.п.).
При любом выборе предмета контроля обязательным является точное определение задач и предварительная разработка ориентировочного плана наблюдения. Для этого, как правило, необходимо ознакомиться с педагогической документацией контролируемого (планом работы на текущий период, конспектом урока, записями в журнале учебной работы), а часто и побеседовать с ним, иногда также и с занимающимися.
|
|
В процессе наблюдения важно сосредоточить внимание на тех явлениях, которые относятся к намеченному предмету и задачам контроля. Именно они должны быть зафиксированы в протоколе краткой записью, дополняемой, при необходимости, схематичными рисунками, условными знаками и др. При этом важно выявлять не только отдельные характерные действия педагога и учащихся, но и взаимосвязи этих действий, связь их с эффективностью затраченных усилий. Например, зафиксировав очередное задание учителя и неудачное выполнение его учащимися, важно также отметить неточности в формулировке задания (или в попутном показе предлагаемых движений), обусловившие неудачные действия исполнителей.
Приведенные ниже темы, схемы наблюдений и примеры анализа уроков, а также образцы оформления соответствующих материалов рассчитаны на облегчение работы методистов и практикантов, причем имеется в виду всесторонний охват вопросов педагогического контроля. Однако, учитывая характер заданий по УИРС и важность активизация творческих проявлений студентов, допустимо также дополнение предложенных тем и вопросов новыми, сформулированными и тщательно разработанными самими практикантами, обсужденными в бригаде и разрешенными методистами. После успешной апробации на педагогической практике такие темы и вопросы, как и соответствующие качественно выполненные анализы, могут быть рекомендованы кафедрой теории и методики физической культуры для дальнейшего использования.