Педагогическое наблюдение и анализ урока

Наиболее богатую и ценную информацию дает непосредст­венное визуальное наблюдение за учебно-воспитательным про­цессом. Оно обеспечивает достаточно всестороннее изучение главного в уроке - деятельности педагога и занимающихся, ее ка­чества, непосредственного влияния на решение намеченных вос­питательно-образовательных задач.

Педагогическое наблюдение может быть относительно пол­ным, когда в логической взаимосвязи и контролируются все сто­роны и доступные восприятию результаты деятельности педагога и занимающихся. Оно может быть и частичным, когда внимание наблюдающего сосредоточивается на какой-либо отдельной сто­роне или даже лишь нескольких вопросах деятельности педагога (организации работы, методах обучения и др.) или занимающих­ся (их активности и самостоятельности, взаимоотношений и т.п.).

При любом выборе предмета контроля обязательным явля­ется точное определение задач и предварительная разработка ориентировочного плана наблюдения. Для этого, как правило, необходимо ознакомиться с педагогической документацией кон­тролируемого (планом работы на текущий период, конспектом урока, записями в журнале учебной работы), а часто и побеседо­вать с ним, иногда также и с занимающимися.

В процессе наблюдения важно сосредоточить внимание на тех явлениях, которые относятся к намеченному предмету и зада­чам контроля. Именно они должны быть зафиксированы в прото­коле краткой записью, дополняемой, при необходимости, схема­тичными рисунками, условными знаками и др. При этом важно выявлять не только отдельные характерные действия педагога и учащихся, но и взаимосвязи этих действий, связь их с эффектив­ностью затраченных усилий. Например, зафиксировав очередное задание учителя и неудачное выполнение его учащимися, важно также отметить неточности в формулировке задания (или в по­путном показе предлагаемых движений), обусловившие неудач­ные действия исполнителей.

Приведенные ниже темы, схемы наблюдений и примеры анализа уроков, а также образцы оформления соответствующих материалов рассчитаны на облегчение работы методистов и прак­тикантов, причем имеется в виду всесторонний охват вопросов педагогического контроля. Однако, учитывая характер заданий по УИРС и важность активизация творческих проявлений сту­дентов, допустимо также дополнение предложенных тем и во­просов новыми, сформулированными и тщательно разработан­ными самими практикантами, обсужденными в бригаде и разре­шенными методистами. После успешной апробации на педагоги­ческой практике такие темы и вопросы, как и соответствующие качественно выполненные анализы, могут быть рекомендованы кафедрой теории и методики физической культуры для дальней­шего использования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: