В сфере официально-делового общения наряду с языковыми, действуют и текстовые нормы, регламентирующие построение текста документа. Они определяют семантическую и формальную организацию текста документа и его частей.
!!! Не путайте текстовые нормы с языковыми. Для текстовых норм важны требования к построению определенных типов и частей текста, Для языковых норм характерно ограничение возможности употребления языковых единиц в контексте документа. При этом важно отметить независимость одних норм от других: правильно построенный документ может содержать языковые ошибки и наоборот.
Документы должны составляться и оформляться на основе правил, изложенных в Единой государственной системе делопроизводства (ЕГСД). Вид документа должен соответствовать данной ситуации и компетенции учреждения. Форма документов разных видов унифицирована.
Любой документ (текст официально-делового стиля) представляет собой совокупность неизменных элементов – реквизитов, набор которых определяется видом и назначением документа. В соответствии с ЕГСД применяются следующие реквизиты:
|
|
01 – изображение Государственного герба Российской Федерации;
02 – изображение герба субъекта Российской федерации;
03 – изображение эмблемы (товарного знака) предприятия (организации, учреждения);
04 – код предприятия (организации, учреждения);
05 – основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица;
06 – идентификационный номер налогоплательщика;
07 – код формы документа;
08 – наименование предприятия, (организации, учреждения);
09 – справочные данные о предприятии, (организации, учреждении);
10 – наименование вида документа;
11 – дата документа;
12 – регистрационный номер документа;
13 – ссылка на регистрационный номер и дату документа (обычно указывается для исходящих писем);
14 – место составления или издания документа;
15 – сведения об адресате;
16 – гриф утверждения документа;
17 - резолюция (обычно указывается на входящих документах, подлежащих контролю);
18 – заголовок к тексту;
19 – отметка о контроле (указывается на входящих документах, подлежащих контролю);
20 – текст документа;
21 – отметка о наличии приложения (если оно есть);
22 – подпись;
23 – гриф согласования документа (указывается для документов, которые должны быть согласованы с должностными лицами или предприятиями);
24 – оттиск печати предприятия;
25 – отметка о заверении копии документа;
26 – отметка об исполнителе документа;
27 – отметка об исполнении документа и направлении его в дело;
28 – отметка о поступлении документа на предприятие;
29 – идентификатор электронной копии письма.
|
|
Конкретный тип документа обусловливает необходимость знания формы или схемы построения документа. Под формой документа понимаются сумма его реквизитов и содержательно-композиционная схема. Рассказывая о написании документа, опытные в деловой коммуникации люди используют оборот «составить документ». Не написать, а именно составить, зная, какие элементы в каком месте текста будут функциональны.
Рассмотрим необходимый минимум информации об оформлении документов.
Типовой набор реквизитов и правила их оформления:
1) адресант – наименование отправителя документа (присутствует в заголовочной части текста (употребляется либо в именительном, либо в родительном падеже);
2) адресат (наименование учреждения в форме именительного падежа (что?), указание должности лица в форме дательного падежа (кому?), фамилия, имя, отчество лица в форме дательного падежа (кому?);
3) дата (записывается арабскими цифрами из 6 или 8 знаков: число, месяц, год (например: 03. 05. 08 г. либо 03. 05. 2008). В финансовых или бухгалтерских документах – 03 мая 2008 г.);
4) наименование документа (пишется посередине строки с прописной буквы на любом виде документа, кроме служебного письма, без точки. Наименование не указывается в деловых письмах);
5) подпись (в этот реквизит часто входит наименование должностного лица, подписавшего документ, личная подпись, расшифровка подписи. При этом инициалы проставляются перед фамилией (например: Коммерческий директор ООО «Темп» - Личная подпись – В. Н. Ефремов).
6) Наиболее важными реквизитами документа считаются дата, номер, подпись, печать. Неправильное оформление даже одного реквизита в этом ряду может лишить документ юридической силы.