Учебная дисциплина «Мировая культура и искусство» является основной для студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм». Ее содержание представляет собой результат синтеза культурологии и истории искусства. При этом культурология, в основном, играет роль теоретической и концептуальной основы курса, а искусствоведение обеспечивает его конкретное фактическое наполнение.
Материал пособия изложен в хронологическом порядке: культура и искусство рассматриваются в их историческом развитии. Такой подход продиктован установкой, согласно которой, творческая созидательная деятельность человека реализуется в истории и формирует историю. При этом каждый новый этап в развитии культуры рассматривается в тесной связи с предшествующей традицией. Методология, на которой основывается пособие, близка к стадиальному подходу, история культуры рассматривается как осмысленный динамический процесс. Не отрицая обобщающего типологического принципа, авторы стремятся подчеркнуть уникальность и неповторимость каждого исторического этапа, включенность каждой локальной культуры в контекст человеческой истории. Говоря о типах культуры авторы пособия, в то же время, не отказываются от суждения об уровне ее развития и ставят своей задачей показать в данной части пособия тот созидательный путь, который прошла культура от палеолитических Венер до статуй Праксителя, от мегалитов каменного века до сложных архитектурных ансамблей Древнего Египта и античной Греции.
|
|
При характеристике каждой рассматриваемой исторической эпохи делается попытка ответить на ряд вопросов:
– какова иерархия ценностей, принятая данной эпохой;
– что обусловило специфику рассматриваемого периода в истории культуры и в чем ее принципиальное отличие от других культур;
– каковы достижения художественной практики данной исторической эпохи и как они связаны с мировоззренческой и ценностной системой, выработанной культурой.
Искусство рассматривается при этом как система самораскрытия духовных сил общества, как наглядное воплощение идейного содержания эпохи. Наряду с характеристикой общих тенденций развития культуры уделяется внимание и анализу конкретных памятников художественной культуры, с наибольшей выразительностью запечатлевших черты ее облика.
В качестве ключевых понятий в пособии используются понятия стиль образ, идея. При этом стиль понимается как «большой стиль», то есть как пластический язык, организующий материальную среду изучаемой эпохи, обусловленный ее ценностным и идейным содержанием. Художественный образ рассматривается как своего рода первоэлемент творческого мышления и восприятия. Его возникновение и самораскрытие связано с индивидуальным сознанием.
|
|
Поскольку пособие предназначено для отделения, на котором читаются курсы «История литературы», «Философия», «История религии», основной упор делается на изучение пространственных видов искусства, обладающих свойством наглядности. Необходимый иллюстративный материал прилагается к пособию в электронном виде.
В то же время, понимание изобразительного искусства, так же как и его развитие неразрывно связано с состоянием духовной сферы. В силу этого в пособии в сжатом виде определяются основные мировоззренческие установки, свойственные изучаемому периоду, понимание которых необходимо для понимания процессов, происходящих в художественной сфере. Так же с целью сопоставления и лучшего уяснения основных тенденций в изобразительном искусстве и архитектуре дается сжатый анализ отдельных литературных памятников.