Введение. Учебная дисциплина «Мировая культура и искусство» является основной для студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм»

Учебная дисциплина «Мировая культура и искусство» является основной для студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм». Ее содержание представляет собой результат синтеза культурологии и истории искусства. При этом культурология, в основном, играет роль теоретической и концептуальной основы курса, а искусствоведение обеспечивает его конкретное фактическое наполнение.

Материал пособия изложен в хронологическом порядке: культура и искусство рассматриваются в их историческом развитии. Такой подход продиктован установкой, согласно которой, творческая созидательная деятельность человека реализуется в истории и формирует историю. При этом каждый новый этап в развитии культуры рассматривается в тесной связи с предшествующей традицией. Методология, на которой основывается пособие, близка к стадиальному подходу, история культуры рассматривается как осмысленный динамический процесс. Не отрицая обобщающего типологического принципа, авторы стремятся подчеркнуть уникальность и неповторимость каждого исторического этапа, включенность каждой локальной культуры в контекст человеческой истории. Говоря о типах культуры авторы пособия, в то же время, не отказываются от суждения об уровне ее развития и ставят своей задачей показать в данной части пособия тот созидательный путь, который прошла культура от палеолитических Венер до статуй Праксителя, от мегалитов каменного века до сложных архитектурных ансамблей Древнего Египта и античной Греции.

При характеристике каждой рассматриваемой исторической эпохи делается попытка ответить на ряд вопросов:

– какова иерархия ценностей, принятая данной эпохой;

– что обусловило специфику рассматриваемого периода в истории культуры и в чем ее принципиальное отличие от других культур;

– каковы достижения художественной практики данной исторической эпохи и как они связаны с мировоззренческой и ценностной системой, выработанной культурой.

Искусство рассматривается при этом как система самораскрытия духовных сил общества, как наглядное воплощение идейного содержания эпохи. Наряду с характеристикой общих тенденций развития культуры уделяется внимание и анализу конкретных памятников художественной культуры, с наибольшей выразительностью запечатлевших черты ее облика.

В качестве ключевых понятий в пособии используются понятия стиль образ, идея. При этом стиль понимается как «большой стиль», то есть как пластический язык, организующий материальную среду изучаемой эпохи, обусловленный ее ценностным и идейным содержанием. Художественный образ рассматривается как своего рода первоэлемент творческого мышления и восприятия. Его возникновение и самораскрытие связано с индивидуальным сознанием.

Поскольку пособие предназначено для отделения, на котором читаются курсы «История литературы», «Философия», «История религии», основной упор делается на изучение пространственных видов искусства, обладающих свойством наглядности. Необходимый иллюстративный материал прилагается к пособию в электронном виде.

В то же время, понимание изобразительного искусства, так же как и его развитие неразрывно связано с состоянием духовной сферы. В силу этого в пособии в сжатом виде определяются основные мировоззренческие установки, свойственные изучаемому периоду, понимание которых необходимо для понимания процессов, происходящих в художественной сфере. Так же с целью сопоставления и лучшего уяснения основных тенденций в изобразительном искусстве и архитектуре дается сжатый анализ отдельных литературных памятников.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: