Изучение культуры составляет главную и определяющую задачу не только теории и истории культуры, но и всего обширного комплекса гуманитарных наук. Опыт, накопленный историей, филологией, искусствоведением, социологией в изучении различных сторон и аспектов культуры поистине необъятен. Невозможность охватить все стороны столь обширного явления выдвигает проблему выбора таких его сторон, которые бы с наибольшей полнотой раскрывали характер различных эпох и культурно-исторических образований.
Решение этой проблемы зависит, прежде всего, от общего понимания культуры. Наиболее общее определение культуры сводится к тому, что она представляет собой особый мир, создаваемый человеком. Культура есть «возделанная» среда обитания людей, насыщенная продуктами человеческой деятельности, а так же мир «возделанных» личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется социальными интересами, общепринятыми нормами и правилами их удовлетворения. Культура составляет область «собственно человеческого», поскольку способность к созиданию культуры, как среды обитания и способа существования – отличительный признак человека. Человек не только создает культуру, но и сам ею формируется – вне контакта с другими людьми, как с носителями культуры ребенок не способен выявить в себе человеческие качества. В культуре человек обнаруживает и проявляет свою специфическую духовную сущность. Прежде всего, она выражается в умение ставить проблемы, связанные со смыслом и целью существования, и находить пути их решения.
Процесс созидания культуры предстает, таким образом, как процесс объективации, самообнаружения человеческого духа (О. Шпенглер). При этом следует обратить внимание на то, что дух представляет собой сущность идеального порядка, не воспринимаемую при помощи органов чувств – мы не можем увидеть, услышать, ощутить «дух» непосредственно. Само представление о наличии духовной сферы становится возможным только благодаря опосредованным его проявлениям в слове, в жесте, в изображении, в звуке, то есть благодаря культуре. Для чего и с какой целью необходимо определять ясно ощутимое, непосредственно созерцаемое – культуру, при помощи «скрывающегося за ней» непостижимого духа?
Чтобы понять это, следует еще раз вспомнить, что все явления культуры существуют в нашем восприятии и, следовательно, в нашем внутреннем мире. Наше творческое сознание, живой дух собирает отдельные краски, формы, звуки в единые осмысленные образы. Но эту цельность и единство мы не навязываем явлениям культуры, а извлекаем из них – подлинное переживание общности с культурной средой является результатом сложного взаимодействия духовного посыла ее создателей и ответной реакции воспринимающего субъекта. Забыв о первоначальном внутреннем, духовном происхождении явлений культуры, мы рискуем утратить живую связь с ними, и тогда окружающая нас рукотворная действительность распадется на отдельные яркие, занятные, но случайные и бессмысленные фрагменты.
Культуру традиционно принято разделять на духовную и материальную. Но такое деление, в значительной мере, является условным, поскольку согласно данному нами определению всякое проявление культуры имеет духовную основу. Даже спорт, казалось бы, имеющий отношение исключительно к телесности, невозможен без сознательных внутренних усилий. Не случайно греки, имея в виду занятия спортом, говорили: «Дух здоров и тело здорово», указывая на то, что только человек крепкий духом способен совершенствовать свое тело. И все же, проявление духа в спорте носит не индивидуализированный характер, «качественные» особенности личности оказываются не выявленными.
Если мы обратимся к сферам внутренней жизни человека, таким как мораль и нравственность, то мы можем заметить, что они имеют самое прямое отношение к деятельности человеческого духа. Однако, нравственность при этом как бы не имеет отчетливых внешних проявлений – она объективируется либо в индивидуальных каждодневных поступках, которые составляют неуловимую ткань бытия, либо в религиозных текстах или философских сочинениях, то есть в тех областях культуры, которые не являются нравственностью в чистом виде, а составляют только «свод предписаний» или систему оценок. Этическая составляющая культуры не имеет достаточно отчетливых внешних очертаний, что затрудняет ее непосредственное изучение.
Особую сферу человеческой деятельности составляют точные науки, которые порой выносятся за рамки культуры, о чем, к примеру, говорит устойчивое выражение «деятели науки и культуры». Математические и естественнонаучные знания, хотя и «открываются» в процессе интеллектуальной деятельности людей, мало сообщают о сущности самого человека, поскольку они направлены на постижение природы и раскрывают ее объективные закономерности. Авторство тех или иных научных открытий никак не отражается на их содержании – теорема Пифагора или таблица Менделеева являют собой не отпечаток внутреннего мира их создателей, а «расшифровку» неизменного текста «книги природы». Развитие науки, несомненно, является важной характеристикой культуры и отдельной цивилизации, но здесь существенным является скорее общий уровень, чем содержание – количественные, а не качественные характеристики.
Рассматривая культуру, как проявление человеческого духа, мы можем заметить, что основой ее и «первоначальной ячейкой» является сознание отдельного человека. Индивидуальное сознание представляет собой конкретное живое единство, именно оно наделено творческой способностью порождать идеи, воплощающиеся затем в разнообразной «внешней» культурной деятельности. Будучи единым и цельным сознание в то же время не является самодостаточным: человек формируется определенной средой, принадлежит своей стране и эпохе. Поэтому творческая деятельность каждого человека, источником которой является его внутренний мир, всегда несет в себе отпечаток не только индивидуального, но и общего. В зависимости от уровня развития культуры и ее направленности соотношение общего и индивидуального может существенно меняться – от полного подавления индивидуального, до его самодовлеющего утверждения.
Сфера деятельности, в которой со всей ясностью запечатлевается внутренняя жизнь человека, и как представителя своего времени и как неповторимого мыслящего и чувствующего существа – это, в первую очередь, художественное творчество.
Особенность искусства заключается в том, что духовное и материальное в процессе творчества проникают друг в друга, органически сливаются и взаимно уравновешиваются. Материал из которого творит художник пронизывается идеей, а идея находит в нем свое конкретное воплощение. Таким образом, художественное творчество – это мышление в материале посредством цвета, пластики, звука. Про настоящего художника принято говорить, что он владеет материалом или техникой, однако, владение не означает произвола. Как правило, художник стремиться не только преодолеть «инертность материи», но и выявить ее собственную выразительность – мелодия написанная для скрипки. исполненная на фортепиано, скорее всего, утратит часть выразительности, а скульптура, выполненная из бронзы не всегда может быть без потерь скопирована в мраморе.
Произведения искусства бесконечно разнообразны по техникам, по назначению, по способу создания образов и, в то же время, они запечатлевает общий характер культуры, к которой принадлежат и которую представляют. Можно сказать, что искусство изоморфно культуре, то есть имеет аналогичную структуру.
Важным эстетическим параметром культуры является стиль. Он представляет собой способ организации художественной формы, обусловленный ее внутренним содержанием. Понятие «стиль» происходит от греческого слова stilos. Так в древней Греции называлась палочка для письма и это первоначальное значение слова характеристично - стиль представляет собой неповторимый почерк культуры, особый пластический язык, который указывает на внутреннее родство ряда явлений.
В искусствоведении и культурологии используется так же термин большой стиль. Большой стиль объединяет целые эпохи, он часто «пересекает государственные границы» и является существенной характеристикой крупных культурно-исторических общностей, именуемых цивилизацииями. В культурологии, начиная со Шпенглера утвердилась практика перенесения понятия «стиль» из сферы искусства в более широкую область культуры. Стиль в неком символическом ключе доносит до нас информацию о духовном состоянии и направленности развития той или иной культуры в определенный период ее развития.