Архаика: политика, религия, воспитание

Период архаики является, пожалуй, самым насыщенным и динамичным культурным этапом в истории Античности. Активные поиски новых форм ведутся в этот период в области политики, экономики, права, складываются традиции градостроения, зодчества, изобразительного искусства, возникают новые религиозные учения, закладываются основы философии.

Начало этого периода связано с формированием греческих полисов и основанием колоний. Будучи независимым городом-государством греческий полис представлял собой очень скромное геополитическое образование. Достаточно заметить, что в одной только Фокиде (площадью 1 615 кв. км.) насчитывалось 22 самостоятельных полиса. Население такого города обычно насчитывало не более 3 тысяч свободных граждан. Греческие города представляли собой прямое продолжение земельной общины, все члены которой были практически равноправными и сохраняли традицию решать вопросы сообща. Для управления таким небольшим государством не требовалась жесткая деспотическая власть, подкрепленная бюрократическим аппаратом. Управление городом превращалось для граждан в, своего рода, игру, допускающую всевозможные эксперименты. В результате этих экспериментов в греческих городах были «испробованы» разнообразные формы политического устройства – от тирании до демократии, от олигархии до военного коммунизма.

Каждый полис имел свою политическую историю, в то же время, можно обрисовать и общие тенденции развития политических изменений в период архаики. Первоначально практически во всех городах существовала царская власть, опиравшаяся на родовую аристократию. Однако к началу VII в. до н. э. монархический строй фактически прекращает свое существование и власть переходит к аристократической верхушке. В большинстве случаев это изменение обходится без насилия: при царе создается коллективный орган (эфорат, коллегия эфетов), к которому переходят его основные функции, за исключением, как правило, жреческих.

К середине VII в. до н. э. аристократия постепенно утрачивает лидирующие позиции в военной сфере. Широкое распространение железного оружия и доспехов меняет социальный состав пехоты (гоплитов), рекрутирующейся ныне из средних слоев городского и деревенского населения. Следующим этапом, проявившимся в целом ряде городов, была тирания. Однако, эта форма правления просуществовала недолго. К концу VI в. до н. э. в подавляющем большинстве греческих государств установился республиканский строй, при котором политический суверенитет принадлежал «народу» — совокупности полноправных граждан: мужчин, коренных жителей данной местности, владевших наследственными земельными участками (при верховной собственности на землю всей общины). Гражданин имел право участвовать в народном собрании (экклесии), служить в армии, избирать и быть избранным на государственные должности.

Скромные размеры городов-государств облегчали задачу управления, но остро ставили проблему обороны. На территории Греции не угасали военные конфликты, при этом небольшие по численности армии стремились воевать не числом, но умением. В сражении победа зависела от доблести и силы каждого война. Таким образом, в греческих государствах возрастает значение отдельного гражданина, и его личностные качества оказываются в какой-то мере сферой общественных интересов. В силу этих обстоятельств в греческой культуре, как ни в какой другой, актуализируется процесс воспитания гражданина. Культура, воспитание, образование обозначаются одним словом пайдейя (от греческого pais – ребенок).Пайдейя – это внутренняя культура, составляющая принадлежность личности. Таким образом, культура начинает отделяться от сакральной сферы и приобретает общественное и государственное измерение.

Секуляризации культуры способствовало и то, что жречество в греческих городах не приобрело заметного влияния – не было почвы для возникновения мощной жреческой организации, не было надобности в сакрализации власти. Функция жреца ограничивалась исполнением обрядов, советом в религиозных делах и определением воли богов, которую узнавали по небесным знамениям, полету птиц, направлению дыма от сжигаемой жертвы. Религиозный культ носил как общественный, так и частный характер: обряды в храме или на священном участке первоначально исполнял царь, а позже специально избранный магистрат, внутри дома у очага, служившего алтарем, их совершал глава семьи. Почитание богов в архаической Греции составляло основу духовной жизни, в тоже время, формы почитания не приобрели значения непоколебимых законов, оставляя возможность для их творческого развития и переосмысления.

Формирование греческой культуры определялось и особенностями хозяйственной деятельности. Будучи, по сути, земледельческими общинами, греческие города, в то же время не всегда могли обеспечить себя продовольствием –из-за недостаток земель пригодных для выращивания злаковых культур. С одной стороны это вызвало процесс расселения греков – колонизации. Колонии, основанные на побережье Средиземного и Черного морей, дали Греции возможность открыться остальному миру и воспринять влияния соседних культур. Другим решением продовольственной проблемы было развитие торговли, что так же способствовало налаживанию хозяйственных и культурных связей с соседями. В архаическую эпоху заметное воздействие на греческую культуру оказали контакты с развитыми цивилизациями Востока.

Кроме того, занятие торговлей и колонизация земель развивала в греках открытость, предприимчивость, соревновательный дух. Страсть к состязаниям вообще являлась отличительной чертой национального характера эллинов, в связи с чем принято говорить об агональном характере греческой культуры (Агон – бог состязаний, Agonia – борьба). Агональность проявлялась во всех во всех сферах деятельности – в спорте, ремесле, в поэзии и живописи. Ремесло, спорт торговля, художественное творчество были пронизаны атмосферой состязания. Кроме того существовала традиция устраивать организованные состязания в дни праздников, Такие состязания, как правило составляли часть религиозных праздников (так, самые известные спортивные соревнования – олимпийские игры были посвящены Зевсу).

Способность к заимствованиям и творческой переработке чужого опыта в сочетании с постоянным стремлением превзойти свои и чужие результаты во многом и определили стремительность развития греческой культуры, то, что исследователи часто называют «греческим чудом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: