Параметры исследования

Параметры исследования

Обследование синтаксического оформления выска­зывания. (Выявление структурных аграмматизмов.)

1. Повторение предложений.

2. Составление простой модели предложений по картинам. (Подлежащее + сказуемое + простое дополнение.)

3. Составление сложной модели предложений по картинкам с простыми и сложными предлогами.

4. Составление предложений повышенной сложнос­ти с прямым и косвенным дополнением.

5. Составление предложений из слов в начальной форме.

6. Верификация предложений.

7. Дополнение предложения предлогами.

8. Завершение союзного предложения словосочетанием.

9. Составление сложного предложения по двум картинкам с использованием союзов. Управление. (Выявление морфемных аграмматизмов.)

10.Именительный падеж. Единственное и множест­венное число имен существительных.

11.Родительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для отрицания чего-либо.

12.Родительный падеж с предлогами для обозначе­ния места.

13.Дательный падеж с предлогами для обозначения
лица, к которому направлено движение, и места движе­ния.

14.Дательный падеж. Единственное и множественное число имен, существительных для обозначения лица.

15.Винительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения объекта.

16.Винительный падеж с предлогами для обозначения места.

17. Творительный падеж для обозначения орудийности.

18. Творительный падеж с предлогами для обозначения места, совместности.

19.Предложный падеж для обозначения места и объекта. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.

20.Именительный падеж.

21.Родительный падеж.

22.Дательный падеж.

23.Винительный падеж.

24.Творительный падеж.

25.Предложный падеж. Согласование глагола с име­нем существительным, с местоимением.

26.Изменение глаголов в прошедшем времени по
родам.

27.Изменение числа глагола.

28.Согласование глагола и местоимения в настоящем времени. Согласование имени существительного с притяжательным местоимением.

29.Составление словосочетаний.

30.Составление "предложений.

31.Согласование имени существительного и числительного.

32.Именительный падеж.

33.Родительный падеж.

Выводы

1. Формирование грамматического строя речи (сло­воизменения, синтаксическая структура предложения) осуществляется на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка.

2. Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. А.Н. Гвоздев выделяет три периода формирования
грамматического строя речи.

3. Первый период развития грамматического строя речи характеризуется появлением однословного предложения, а затем и предложений из нескольких слов-корней.

4. Второй период развития грамматического строя речи характеризуется появлением первых форм слов, началом использования флексий, а также появлением служебных слов для выражения синтаксических связей и отношений.

5. Третий период в развитии грамматического строя речи характеризуется усвоением морфологической сис­темы языка.

6. У детей со стертой дизартрией отмечается как морфемные, так и структурные аграмматизмы.

7. Наличие ошибок, выражающихся в замене окончаний любого падежа нулевой формой (т.е. формой именительного падежа), является признаком полной несформированности грамматической категории падежа.

8. Ошибки, выявленные при построении простого
предложения, выражающиеся в нарушении согласова­ния, имени: существительного и глагола, говорят о недостаточной сформированности грамматического, синтаксического оформления высказывания, характерного для детей с ОНР II уровня.

9. Согласно онтогенезу, такие грамматические категории, как категория числа существительных и глаголов, а затем чуть позднее и категория рода, появляются достаточно рано. Наличие ошибок, связанных с категорией числа и рода, свидетельствуют о грубых аграмматизмах.

10.У детей со стертой дизартрией аморфное, неполное оформление окончаний (флексий) у прилагательных является неблагоприятным фактором, свидетельст­вующим о выраженных аграмматизмах, который в школьном возрасте могут отразиться на письме.

11.Поскольку у детей со стертой дизартрией, соответствующих по степени сформированности языковых средств третьему уровню, предполагается развернутая
фразовая речь, то задача при обследовании заключается не только в констатации ошибок в грамматическом строе, но и в определении правильно сформированных
грамматических средств языка. Предлагаемый график отчетливо демонстрирует, что сформировано в грамматическом строе, а что пока недоступно ребенку.

12.Наиболее распространенными являются у детей с ОНР ошибки, связанные с заменой родовых окончаний. Основные трудности у дошкольников со стертой
дизартрией возникают в употреблении словосочетаний среднего рода единственного числа. Лучше всего дети усваивают словосочетания имен прилагательных с именами существительными женского рода. Большое разнообразие ошибок имеется при употреблении суффиксов имен прилагательных, что говорит о больших трудностях в усвоении морфологической структуры слова.

13.Одним из прогностических признаков при обследовании возможности словоизменения существительных по всем падежам является обследование предложного управления. Образование неправильной падежной формы существительного свидетельствует об общем недоразвитии речи.

14. При обследовании синтаксического уровня сформированности грамматического строя речи выясняют, какие виды предложений доступны ребенку, ка­кие синтаксические конструкции сформированы. При этом анализируется характер связи слов в предложении. П ри обследовании словоизменения существи­тельных по всем падежам выявленные ошибки, связан­ны с неумением пользоваться падежными окончания­ми единственного числа, говорят о низком уровне раз­вития грамматических средств языка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: