Способы удержания внимания

Необходимо помнить, что если выступление не содержит ничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателей ощущение досады и раздражения. Поэтому важнейшее условие поддержания внима­ния к выступлению — его содержательность, то есть новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фак­тов, свежие идеи, анализ проблемы.

• Изложение всегда должно быть доступным, что во многом обусловле­но культурой речи оратора.

• Включение терминов, способы определений ключевых слов, понятий продумываются заранее.

• Сделать выступление понятным и доходчивым помогает использова­ние схем, таблиц, слайдов, различного наглядного материала.

• Меняющаяся интонация, красочные словесные обороты, образы, ори­гинальные сравнения, меткие выражения и характеристики являются со­ставными выразительности речи.

• Диалогизация речи, вопросно-ответный ход, обращения к слушателям постоянно эффективны, поэтому способны спасти положение, когда аудитория теряет интерес к докладчику.

• Ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провока­ции: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а следователь­но привлекает ее внимание), а затем вместе со слушателями приходят к конструктивным выводам.

• Поддерживает внимание сопереживание, возникающее, когда выступа­ющий увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интере­сы аудитории.

Непринужденная манера изложения, доверительность всегда прекрас­но действуют на слушателей, приглашают к совместному размышле­нию и разговору.

Убежденность не только удерживает внимание слушателей на пробле­ме, но и позволяет заразить собравшихся своим отношением к ней.

Умеренный темп речи позволяет следить за ходом мыслей оратора, за­писывать и лучше усваивать сказанное.

Паузы необходимы, они позволяют осмыслить сказанное, задать вопрос.

Юмористическая окраска эпизодов, остроумные замечания позволя­ют слушать даже трудную для восприятия тему достаточно долго.

Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слу­шателей и управлять их вниманием. «Глаза не только «слушают» — они и отвечают», — замечает Р. Хофф. Если почувствуется непонима­ние или равнодушие в ответном взгляде, есть возможность спасти поло­жение, пояснив сказанное.

Рекомендуется для мобилизации внимания:

• изменить звучание голоса: интонацию, темп речи, силу звука. Этой же цели служит пауза;

ввести «освежающие отступления» (небольшой рассказ, история, при­мер и др.);

переключение внимания, когда оратор умело завершает один вопрос и переходит или называет следующий. Демонстрация слайдов, схем, таб­лиц; предложение ответить на вопрос, сопоставить два мнения, записать определение.

диалог с аудиторией всегда инициирует все виды внимания.

прямое указание на то, что рассматриваемый вопрос очень важен и пригодится в дальнейшем. Этот прием стимулирует волевое внимание, однако злоупотреблять этим не стоит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: