Необходимо помнить, что если выступление не содержит ничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателей ощущение досады и раздражения. Поэтому важнейшее условие поддержания внимания к выступлению — его содержательность, то есть новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.
• Изложение всегда должно быть доступным, что во многом обусловлено культурой речи оратора.
• Включение терминов, способы определений ключевых слов, понятий продумываются заранее.
• Сделать выступление понятным и доходчивым помогает использование схем, таблиц, слайдов, различного наглядного материала.
• Меняющаяся интонация, красочные словесные обороты, образы, оригинальные сравнения, меткие выражения и характеристики являются составными выразительности речи.
• Диалогизация речи, вопросно-ответный ход, обращения к слушателям постоянно эффективны, поэтому способны спасти положение, когда аудитория теряет интерес к докладчику.
• Ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а следовательно привлекает ее внимание), а затем вместе со слушателями приходят к конструктивным выводам.
• Поддерживает внимание сопереживание, возникающее, когда выступающий увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории.
• Непринужденная манера изложения, доверительность всегда прекрасно действуют на слушателей, приглашают к совместному размышлению и разговору.
• Убежденность не только удерживает внимание слушателей на проблеме, но и позволяет заразить собравшихся своим отношением к ней.
• Умеренный темп речи позволяет следить за ходом мыслей оратора, записывать и лучше усваивать сказанное.
• Паузы необходимы, они позволяют осмыслить сказанное, задать вопрос.
• Юмористическая окраска эпизодов, остроумные замечания позволяют слушать даже трудную для восприятия тему достаточно долго.
• Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. «Глаза не только «слушают» — они и отвечают», — замечает Р. Хофф. Если почувствуется непонимание или равнодушие в ответном взгляде, есть возможность спасти положение, пояснив сказанное.
Рекомендуется для мобилизации внимания:
• изменить звучание голоса: интонацию, темп речи, силу звука. Этой же цели служит пауза;
• ввести «освежающие отступления» (небольшой рассказ, история, пример и др.);
• переключение внимания, когда оратор умело завершает один вопрос и переходит или называет следующий. Демонстрация слайдов, схем, таблиц; предложение ответить на вопрос, сопоставить два мнения, записать определение.
• диалог с аудиторией всегда инициирует все виды внимания.
• прямое указание на то, что рассматриваемый вопрос очень важен и пригодится в дальнейшем. Этот прием стимулирует волевое внимание, однако злоупотреблять этим не стоит.