Цели и задачи курса
Целью курса является формирование у студентов систематического представления об основах проектирования пользовательского интерфейса компьютерных систем различного назначения. Объем полученных знаний дает возможность обучаемым разрабатывать эргономичные программные продукты для широкого круга областей производственной и управленческой деятельности.
Задачи курса:
- изучить теоретические основы информационного взаимодействия;
- изучить психологические аспекты человеко-машинного взаимодействия;
- изучить технологию и методы проектирования интерфейса;
- изучить методики тестирования интерфейса;
- изучить эргономический аспект интерфейса;
- получить практические навыки проектирования, разработки и тестирования пользовательского интерфейса.
Студент, изучивший дисциплину “Человеко-машинное взаимодействие ”, должен знать:
- основные определения: интерфейс, пользовательский интерфейс, метафора, ментальная модель, идиома, стандарт;
- историю и перспективы развития пользовательских интерфейсов;
- стандартизацию пользовательских интерфейсов;
- Этапы жизненного цикла разработки ПИ;
- Эргономические цели и показатели качества программного продукта
- Проблемы, возникающие на этапе разработки прототипа GUI и варианты их решения;
- основные принципы реализации пользовательского интерфейса;
- Технологию проектирования и разработки интерфейса;
- Основные методики тестирования интерфейса;
- Основы эргономичности пользовательского интерфейса;
- Технологию устранения типичных интерфейсных ошибок.
Студент должен уметь:
|
|
- разрабатывать модели и прототипы интерфейсов;
- разрабатывать интерфейсные компоненты, отвечающие функциональным и эргономическим требованиям;
- производить тестирование интерфейсов;
- документировать работу программных систем и готовить материалы для обучения пользователей.
Основные понятия
Интерфейс - система правил и средств, регламентирующая и обеспечивающая взаимодействие нескольких процессов или объектов.
Пользовательский интерфейс (ПИ) - система правил и средств, регламентирующая и обеспечивающая взаимодействие программы с пользователем.
Пользовательский интерфейс часто понимают только как внешний вид программы. Однако на деле пользователь воспринимает через ПИ всю программу в целом, а значит, такое понимание ПИ является слишком узким. В действительности ПИ объединяет в себе все элементы и компоненты программы, которые способны оказывать влияние на взаимодействие пользователя с программным обеспечением (ПО). Это не только экран, который видит пользователь. К этим элементам относятся:
|
|
- набор задач пользователя, которые он решает при помощи системы;
- используемая системой метафора (например, рабочий стол в MS Windows);
- элементы управления системой;
- навигация между блоками системы;
- визуальный (и не только) дизайн экранов программы;
- средства отображения информации, отображаемая информация и форматы;
- устройства и технологии ввода данных;
- диалоги, взаимодействие и транзакции между пользователем и компьютером;
- обратная связь с пользователем;
- поддержка принятия решений в конкретной предметной области;
- порядок использования программы и документация на нее.