Методы культивирования анаэробов

По характеру биологического окисления и получению энергии все микроорганизмы подразделяют:

- Строгие аэробы (растут в присутствии кислорода)

- Микроаэрофилы (растут при малом содержании кислорода).

- Факультативные анаэробы (могут расти при аэробных и анаэробных условиях).

- Строгие анаэробы (кислород для них не является конечным акцептором электронов и может оказывать угнетающее действие на их рост). Ферментация глюкозы в анаэробных условиях дает значительно меньше энергии, чем при расщеплении ее аэробами.

Питательные среды, применяемые для культивирования анаэробов - тиогликолевая жидкая питательная среда, 10 % молоко по Тукаеву, сахарный агар и сахарный бульон (высоким столбиком), среда Китта-Тароцци, (содержит глюкозу, кусочки паренхиматозной ткани, сверху залита вазелиновым маслом).

Среда Вильсона-Блера (МПА, содержит хлорное железо и сульфит натрия), при росте анаэробов образуется сернистое железо, колонии окрашиваются в черный цвет.

В этих средах достигается создание анаэробных условий, однако, для выделения чистой культуры и идентификации микробов необходимо помещать чашки и пробирки с посевами в особые условия, при отсутствии кислорода, для чего применяют биологический, физический и химический методы.

Биологический метод Фортнера. Н а чашку с питательной средой (кровяной агар с глюкозой) делают посев; на одну половину - аэробной культуры, на другую – анаэробов; крышку чашки парафинируют и ставят в термостат. Сначала растут аэробы, поглощающие кислород, затем – анаэробы

Физический метод: применение анаэростата (герметически закрытый металлический прибор с манометром), из которого откачивается воздух или заменяется индифферентным газом.

Возможно использование химических веществ, поглощающих кислород в герметически закрытых приборах.

Так как большинство патогенных анаэробов относится к роду Clostridium, и образуют споры, перед посевом материал прогревают для уничтожения других бактерий.

Для получения чистой культуры анаэробов сначала делают посев материала на тиогликолевую среду, и затем высев по Цейсслеру на чашки с сахарно-кровяным агаром, которые культивируют в анаэробных условиях, или рассев по Вейнбергу в высоких столбиках расплавленного сахарного агара. При росте колоний делают распил на нужном уровне и высев из одной колонии на тиогликолевую среду.

Тесты для рейтингового контроля.

1.Для идентификации чистой культуры бактерий используют:

1). простой метод окраски препаратов.

2). характеристику колоний.

3). окраску по Граму.

4). определение размеров бактерий.

2.Для создания анаэробных условий культивирования используют:

1). посев на чашки с МПА.

2). биологический метод Фортнера.

3). применение бактериофага.

4). тиогликолевую среду.

5). анаэростат.

3.По типу дыхания микроорганизмы могут быть:

1). гетеротрофы.

2). аэробы.

3). имеющие капсулу.

4). анаэробы.

Самостоятельная работа студентов.

1.Просмотреть чашки с посевом материала из зева для выделения стафилококка.

Сделать описание характера выросших колоний: число колоний, размер, форма, край, поверхность, наличие пигмента, лецитовителлазы (ореол вокруг колонии).

Сделать мазок из колонии, окрасить по Граму, зарисовать.

Для выделения чистой культуры из одной колонии произвести высев на скошенный МПА.

2.Просмотреть демонстрационный препарат анаэробов в посеве почвы на тиогликолевую среду. Обратить внимание на наличие в препарате Грам-положительных палочек.

3.Записать в протокол среды для культивирования, способы создания анаэробных условий культивирования и методы выделения чистых культур анаэробов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: