Основные методы и приемы индивидуального воспитания и перевоспитания военнослужащих

Изучив и проанализировав индивидуальные особенности военнослу­жащих, командир (начальник) приступает непосредственно к осуществ­лению индивидуально-воспитательной работы. Это связано с реализа­цией определенных методов воспитания - совокупности способов, приемов и средств достижения целей воспитательной деятельности, Выбор методов индивидуально-воспитательной работы зависит от служебного и педагогического опыта воспитателя, индивидуальных особенностей военнослужащих, условий их реализации. При этом следует иметь в виду, что ни один из методов не является универсальным и не может решить всех воспитательных задач одновременно. Следователь­но, необходимо уметь владеть всей системой методов индивидуально-воспитательной работы и применять их комплексно.

К системе основных методов индивидуально-воспитательной рабо­ты относятся убеждение, упражнение, поощрение, пример, соревнова­ние, критика, принуждение и др.

Метод убеждения — основной в воспитании военнослужащих. Он заключается в активном воздействии воспитателя словом и делом на сознание, чувства и волю воинов с целью сформировать из них защитни­ков государства. Метод убеждения позволяет добиваться доброволь­ного и осознанного принятия военнослужащим социальных и военно-профессиональных требований, превращения их в мотивы служебной деятельности.

Важное место в индивидуально-воспитательной работе занимает метод упражнения. Его реализация предполагает такую организацию повседневной жизнедеятельности военнослужащих, которая позволяет им накапливать опыт правильного поведения, формировать военно-профессиональные и личностные качества. Основными условиями достижения результативности метода упражнения являются: соблюде­ние уставного внутреннего порядка в подразделении, точное выполнение распорядка дня; добросовестное выполнение воспитателями служеб­ных обязанностей; высокая требовательность со стороны командиров (начальников) к военнослужащим в сочетании с повседневной заботой о них.

Суть метода поощрения в индивидуально-воспитательной работе заключается в использовании воспитателями средств морального и материального стимулирования военнослужащих с целью побуждения их к формированию и развитию у себя позитивных личностных ка­честв и привычек поведения. Ведущие средства реализации — виды морального и материального поощрения, предусмотренные Дисципли­нарным уставом ВС РФ; поощрительные слова, жесты, мимика, оце­ночные суждения воспитателя; выделение поступков воинов в качест­ве образцов для подражания.

Для достижения эффективности метода поощрения воспитателю необходимо соблюдать следующие условия:

Ø обеспечивать обоснованность и справедливость поощрения (неза­служенные поощрения негативно влияют как на поведение воина, к которому они применяются, так и на морально-психологический климат воинского коллектива, в котором служит поощряемый);

Ø поощрение должно применяться за высокие результаты, достигну­тые военнослужащим в основных видах воинской деятельности: учебе, службе, общественной работе, спорте;

Ø поощрения необходимо применять оперативно;

Ø наращивать меры поощрений по мере роста успехов подчиненных;

Ø соблюдать гласность, открытость, торжественность ритуала поощ­рения.

Исключительно важен в индивидуально-воспитательной работе метод примера. Он предполагает целенаправленное и систематическое воздействие на воинов силой положительного примера и формирова­ние у них образца для подражания.

При реализации данного метода в практике воспитания офицерам предлагается использовать следующие средства: примеры из жизни выдающихся государственных, обще­ственных, военных деятелей; примеры подвигов национальных героев; примеры из истории отечественных и мировых войн; героические при­меры участия военнослужащих в локальных войнах и конфликтах; примеры из области литературы, искусства; примеры служебной дея­тельности передовых воинов; личный пример, прежде всего непосред­ственного командира (начальника).

В случае применения всего комплекса вышеперечисленных методов индивидуально-воспитательной работы и при отсутствии воспитатель­ного эффекта от их использования командир имеет право реализовать метод принуждения как крайний способ воспитательного воздействия. Он представляет собой систему дисциплинарно-педагогических мер, которые используются с целью изменения поведения воина, побужде­ния к добросовестному выполнению своих обязанностей.

Основные средства метода принуждения: категорическое требова­ние, напоминание об обязанностях военной службы, предупреждение о возможном привлечении к дисциплинарной ответственности, обсуж­дение проступка на собрании военнослужащих, привлечение к дисци­плинарной ответственности. Использовать эти средства необходимо осмотрительно, в зависимости от характера проступка, обстоятельств его совершения и возможных последствий, с учетом прежнего поведе­ния воина, продолжительности его службы в подразделении и других особенностей.

Методика индивидуально-воспитательной работы с личным соста­вом имеет свойственные ей педагогические приемы, которые позволя­ют результативно решать задачи формирования и развития личности военнослужащего. Основные приемы, с помощью которых реализуется методика индивидуально-воспитательной работы, таковы:

Ø проявление сочувствия, внимания, доброты — прием ориентирован прежде всего на сокращение дистанции педагогического взаимо­действия командира с военнослужащим, требующим воспитатель­ного воздействия;

Ø просьба исполняет роль нравственного тренинга, делает педагоги­ческие отношения воспитателя с подчиненным доверительными, более теплыми, усиливает взаимопонимание;

Ø одобрение, похвала — этот прием является частью поощрения как общепедагогического метода воспитания;

Ø прием проявления доверия в воспитании имеет вид поручения, т. е. наделения полномочием военнослужащего, который по своим каче­ствам не во всем соответствует требованиям поставленной перед ним практической задачи;

Ø авансирование личности — предполагает некоторое завышение оценки достоинств подчиненного (дается завышенная педагогиче­ская оценка личности воина не за содеянное, а в счет его будущих заслуг);

Ø прощение — педагогический прием, когда в воспитательных целях командир не прибегает к наказанию, несмотря на совершенный проступок;

Ø огорчение — свое отношение к обнаруженному недостатку подчи­ненного командир выражает мимикой, интонацией, жестом, слова­ми, тем самым снижая самооценку военнослужащего;

Ø психологическая поддержка — создание воспитателем таких усло­вий в коллективе, при которых воспитанник чувствует себя ком­фортно, адекватно оценкам его поведения, результатов деятельно­сти, самооценки.

В том случае, если в сознании и поведении некоторых военнослу­жащих достаточно прочно закрепились отдельные негативные качест­ва, воспитателю приходится прибегать к их перевоспитанию. В основе данного процесса также лежит индивидуальный подход к человеку с опорой на его психологические особенности. Цель перевоспитания конкретизируется как специфическая педагогическая деятельность воспитателей по выявлению и искоренению негативных проявлений и на этой основе формированию положительных качеств личности, когда становятся достижимыми общие цели воспитания военнослу­жащих.

Специфические задачи перевоспитания состоят в том, что необходимо установить причины отклонений в нравственном развитии личности;

использовать воспитательные возможности армейской службы для исправления допущенных ошибок в доармейском воспитании; опреде­лить систему способов и путей перестройки отрицательных стереоти­пов поведения; интенсифицировать положительное развитие лично­сти; активизировать военнослужащих на самоисправление негативных личностных качеств; руководить этим процессом.

Перевоспитание основывается на грамотном практическом примене­нии командиром-воспитателем основных методов. Под ними понимают­ся способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и перевоспитуемых по искоренению негативных и формированию положительных личностных качеств. В основу классификации методов и приемов пере­воспитания положена совокупность различных сторон данного процесса, прежде всего его основные функции: восстановительная, компенсирую­щая, корректирующая, исправительная, стимулирующая, побуждающая к самоисправлению.

В педагогическом процессе перевоспитания главный метод — пере­убеждение. Это целенаправленное воздействие на внутренний мир и поведение трудного воина в целях восстановления, развития и закреп­ления положительных и преодоления отрицательных взглядов и ка­честв.

Метод переубеждения реализуется на практике с помощью таких приемов педагогического воздействия, как разъяснение, доказательст­во, опровержение, аргументация и др.

В перевоспитании трудных военнослужащих переубеждение допол­няется методом переучивания, тесно связанным с упражнением. В про­цессе воспитания переучивание осуществляется с помощью приемов отучения и приучения. Отучение предполагает запрет, контроль и про­верку выполнения педагогических требований и рекомендаций. Приуче­ние предполагает формирование и развитие положительных качеств и привычек.

Переучивание в педагогической практике опирается на переубеж­дение, закрепляет его результаты и тесно связано с методом «реконст­рукции характера». Последний способствует формированию всего ценного, положительного в характере и поведении трудного воина. Как показывают исследования, этот метод более длителен по времени, чем переубеждение или переучивание, и осуществляется частично на основе метода «взрыва». Сущность метода «взрыва» заключается во внезапном раскрытии военнослужащему степени педагогиче­ской трудности его как личности, содержания его отклонений в пове­дении от уставных норм в форме, побуждающей его сделать целесооб­разный выбор.

В реализации процесса перевоспитания используется также пере­вод «трудного» военнослужащего в другой коллектив. Корректирую­щая функция процесса перевоспитания реализуется через методы кри­тики и самокритики и воздействие с помощью коллектива.

Важным компонентом индивидуальной воспитательной работы командира является применение различных видов психолого-педагогической коррекции поведения военнослужащих. На ранней стадии отклонений в поведении военнослужащего целесообразно использовать следующие методы коммуникативного регулирования.

1) Коммуникативная адаптация - предварительное информирование военнослужащего о ситуациях в коллективе, о людях, с которыми он вступает во взаимодействие, о возможных или предстоящих переменах, обсуждение с ним последствий этого.

2) Коммуникативное включение - установление и расширение непосредственных контактов прибывшего в подразделение военнослужащего с членами коллектива. Особенно это важно для взаимоотношений военнослужащего с непосредственным начальником, их личное знакомство облегчает служебное взаимодействие.

3) Коммуникативное отстранение – минимизация нежелательных контактов с подчиненным. Эффективный прием для этого метода - обязать чем-либо такого человека, например, поручить ему подготовить к показному занятию всю его служебную документацию.

4) Коммуникативная изоляция – игнорирование данного военнослужащего, демонстративное нежелание иметь дело с человеком, допустившим неблаговидные (аморальные) поступки.

5) Коммуникативная "мобилизация" - создание военнослужащему условий для мобилизации его коммуникативных ресурсов и выхода из проблемной ситуации.

6) Прямое воздействие - прямое, непосредственное предъявление требований, например: "В нашем подразделении не терпят проявления халатности в выполнении специальных работ".

7) Эффект "значимых других" - воздействие на военнослужащего через авторитетных для него людей: родителей, друзей, земляков.

8) Исключение альтернативных воздействий – устранение отрицательного влияния на подчиненного, например со стороны негативного лидера и т.п.

9) Практическая эмпатия - "вхождение" в положение военнослужащего, понимание его трудностей, выражение сочувствия ему и готовности помочь.

10) Психологическое "поглаживание " - поддержание хорошего настроения, положительных эмоций, что снимает напряженность и тем самым затрудняет эмоциональные срывы.

При существенных отклонениях поведения военнослужащего могут быть использованы следующие виды внешней регуляции.

Коррекция статуса - разъяснение конкретному военнослужащему его служебного статуса, повышение или понижение его статуса. Например, в такой ситуации, как нежелание офицера прямо или косвенно подчиняться начальнику, который младше его по возрасту, необходимо разъяснение, что он имеет статус подчиненного.

Коррекция самооценки требуется при значительно пониженном или завышенном ее уровне, что вызывает неадекватную реакцию военнослужащего на происходящие в межличностных и коллективных взаимоотношениях события.

Коррекция уровня сформированности опыта саморегуляции поведения, достигается созданием условий его повышения, оказанием помощи личности в формировании навыка разрешения противоречий неконфликтными способами, в переносе опыта саморегуляции из одной сферы в другую.

Коррекция межличностных отношений представляет собой индивидуальную работу с военнослужащими-оппонентами в предконфликтных (конфликтных) ситуациях при соблюдении педагогического такта в общении по оказанию помощи в разрешении противоречия и т.п.

Коррекция свойств характера подчиненного. Возникает необходимость в коррекции самодовольства, барства, снисходительности, хвастливости, безответственного отношения к выполнению служебных обязанностей и т.п. Иногда, наоборот, требуют коррекции такие свойства, как неуверенность в себе, склонность винить себя во всем.

При выборе форм, методов и приемов воспитательного воздействия на военнослужащего важно учитывать не только решаемые им задачи и сложившуюся в коллективе обстановку, но и качественные изменения, которые произошли в последнее время у различных категорий военнослужащих под воздействием, например, социально-экономических факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: