Методические основы индивидуально-воспитательной работы в подразделении

Особенности современного этапа развития Вооруженных Сил обу­словливают возрастание роли индивидуально-воспитательной работы среди личного состава. Ее организация в подразделении включает це­лый комплекс мероприятий, проводимых всеми категориями команд­ного состава. Непосредственное руководство индивидуально-воспита­тельной работой осуществляет командир подразделения. Организует ее проведение заместитель по воспитательной работе. На них лежит ответственность за то, чтобы ни один военнослужащий не остался вне постоянного воспитательного воздействия.

Особенностью индивидуально-воспитательной работы в подразде­лении является то, что она может проводиться в любое время, в любой обстановке. Она не требует сбора людей, подготовки помещений, техни­ческих средств и средств наглядности и доступна каждому командиру.

Структурно организация индивидуально-воспитательной работы включает взаимосвязанные этапы: подготовительный, целенаправлен­ное педагогическое воздействие и результативный.

На подготовительном этапе определяется, что и как изучать в лич­ности подчиненного, прогнозируются перспективы, выбираются наи­более целесообразные средства, формы и методы достижения постав­ленных целей.

На втором этапе, реализуя план индивидуально-воспитательной работы с подчиненными и различными педагогическими методами и приемами воздействуя на военнослужащих, командир добивается их активного участия в самосовершенствовании.

На третьем этапе дается оценка полученных результатов при про­ведении индивидуально-воспитательной работы и вносятся необходи­мые коррективы в определении новых (более высоких) целей воспита­ния, а соответственно и путей их достижения.

В системном виде организация индивидуально-воспитательной работы в подразделении включает комплекс задач, воспитательных мероприятий, педагогических приемов, проверенных практикой и направленных на формирование высоких качеств воина-патриота. Такая система предполагает:

Ø определение целей и задач индивидуально-воспитательной работы;

Ø планирование;

Ø определение объекта и субъекта индивидуальной работы;

Ø изучение и учет индивидуальных особенностей военнослужащих, применение наиболее эффективных форм, методов, средств воздей­ствия;

Ø организацию оперативной информации о настроениях, интересах, запросах личного состава;

Ø обучение практике индивидуально-воспитательной работы;

Ø анализ, обобщение передового опыта, контроль и коррекция плана.

Для эффективного функционирования индивидуально-воспита­тельной работы в подразделении как системы необходимо выполнение следующих условий:

Ø психолого-педагогическое обучение, образование командиров-вос­питателей;

Ø постоянное обучение командиров практике индивидуально-воспи­тательной работы;

Ø изучение, обобщение и распространение передового опыта индиви­дуально-воспитательной работы.

Планирование индивидуально-воспитательной работы в подразде­лении включает: определение целей и задач индивидуальной работы (кто, с кем, когда и как ее организует); подбор и четкое распределение исполнителей; охват индивидуальным влиянием всех трудных военно­служащих; определение педагогических методов, приемов и др.

Следует указать, что планы индивидуальной воспитательной рабо­ты в подразделении, как правило, не составляются. Индивидуально-воспитательные мероприятия могут и должны найти свое отражение в ежемесячных и еженедельных планах воспитательной работы, в педа­гогических дневниках и т. п. Практика свидетельствует, что для повы­шения результативности организации и планирования индивидуаль­но-воспитательной работы командному составу целесообразно вести педагогический дневник.

Планирование индивидуально-воспитательной работы с конкрет­ным подчиненным предполагается в форме определенного алгоритма.

Важная роль отводится и обучению командиров всех категорий практике такой деятельности, созданию эффективной системы обуче­ния. Как правило, обучение офицеров подразделений, осуществляется:

Ø на плановых занятиях в системе командирской и общественно-го­сударственной подготовки;

Ø на семинарах с командирами, воспитателями по обучению практике индивидуально-воспитательной работы;

Ø на семинарах с руководителями групп по общественно-государст­венной подготовке;

Ø на научно-практических конференциях, круглых столах и т. д.;

Ø на инструктивных занятиях с командирами рот, батарей, взводов по обучению методике индивидуально-воспитательной работы;

Ø при анализе, изучении и распространении передового опыта инди­видуально-воспитательной работы;

Ø при выдаче индивидуальных заданий по работе в подразделениях и проведении мероприятий индивидуально-воспитательной работы.

Анализ достигнутых результатов должен осуществляться команди­ром подразделения и быть непременным элементом проводящегося в подразделении подведения итогов учебных занятий и дисциплины, в котором принимают участие офицеры, прапорщики, младшие коман­диры. При этом напоминается, какие задачи индивидуальной работы ставились, и оценивается, как они выполнены, что сделано по изучению и воспитанию тех или иных военнослужащих, какие имеются в этом деле успехи и недостатки. На основе проведенного анализа намечают­ся меры по улучшению индивидуально-воспитательной работы.

При создании ее системы в подразделении следует помнить, что здесь нет сильных и слабых звеньев, так же как и в индивидуальных подходах к подчиненным нет универсальных приемов и правил. Луч­шее средство воздействия на личность воина — чуткость, заинтересо­ванность, желание помочь словом и делом. Нужна обыкновенная чело­вечность. Мастерство командира-воспитателя заключается в умении познать, понять человека, оценить его сильные и слабые стороны и помочь в самосовершенствовании.

«Теория и практика предупреждения и преодоления отклонений в поведении военнослужащих».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: