В учебном пособии на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития ребенка в условиях психической депривации были рассмотрены понятия «сиротство» и «социальное сиротство» как аномальное общественно и психолого-педагогическое явление, дан историко-педагогический анализ этого явления, определены причины возникновения и распространения социального сиротства в России, рассмотрены меры по профилактика социального сиротства.
В пособии подробно представлен терминологический аппарат по изучаемой проблеме: раскрыты термины «депривация» – лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей, «сепарация», «госпитализм», «фрустрация» и т.п., указаны виды депривации (психологическая, эмоциональная, социальная, двигательная, сенсорная, информационная и др.), которые несут пагубные последствия и, в конечном итоге, приводят в социодепривации. Социально-психическая депривация рассмотрена как определенное психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, когда ребенку не предоставляется возможность удовлетворить его основные (жизненные) потребности в полной мере и в течение достаточно длительного времени. Обедненная среда и социальное окружение ребенка выявлены как условия социально-психической депривации.
Неуверенность, тревожность, депрессия, страх, задержка интеллектуального развития – наиболее характерные черты депривационного синдрома.
Дети, находящиеся в ситуации психической депривации, отличаются более высокой напряженностью, аффективными срывами, большим накалом эмоциональной фрустрации, выражающихся в агрессии. Они не усваивают навыков продуктивного общения при наличии ярко выраженной потребности в любви и внимании; не умеют налаживать общение с окружающими. В силу неправильного и недостаточного опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию.
Приходя в школу, дети, воспитывающиеся в условиях психической депривации, не успешны в разрешении конфликтов и со взрослыми и со сверстниками, они агрессивны, стремятся обвинить окружающих в возникновении конфликта, не могут осознать свою вину, неспособны к продуктивному, конструктивному выходу из конфликта. Последствия недостаточного общения ребенка со взрослым нарушают нормальное психическое созревания ребенка. Ограниченный круг контактов препятствует формированию продуктивных навыков общения со сверстниками и взрослыми и затрудняет формирование адекватной картины мира, что, в свою очередь, оказывается существенным препятствием на пути их адаптации и интеграции в более широком социуме.
В России остро стоит проблема организации структур, способствующих профилактике социального сиротства, улучшению социализации детей, лишившихся попечения родителей, одной из которых должна стать психолого-медико-педагогическая консультация с диагностическим стационаром для детей-сирот.
Таким образом, можно говорить о том, что психическая депривация оказывает крайне негативное влияние на развитие и формирование личности ребёнка. Каждый отдельный вид депривации влечёт за собой самые разнообразные последствия, среди которых можно выделить: затруднение адаптации в социуме, сложность установления эмоционального контакта с близкими людьми и бедность эмоциональных проявлений, трудность самораскрытия и самореализации, многочисленные внешние и внутренние конфликты, агрессию, задержку в интеллектуальном и физическом развитии, неврозы различной тяжести, депрессию. Психическая депривация нарушает и изменяет ход нормального психического развития ребенка и предполагает оказание ему психолого-педагогической поддержки.
Литература
1. Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М., 2003.
2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2004.
3. Боулби Дж. Привязанность. М., 2003.
4. Брутман В.И. Раннее социальное сиротство как комплексная медико-социально-педагогическая проблема. М., 2004
5. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия: Ред.сост. Иванова Н.П. М., 2006.
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 2006.
7. Выготский Л. С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства // Собр. соч. Т. 5. М., 1983.
8. Вы решили усыновить ребенка / Авт. Г. С. Красницкая и др. М., 2001.
9. Грибанова Г.В. Нарушение формирования привязанности у детей-сирот в раннем возрасте. Дефектология, 2006.
10. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Ред. Е.А. Стребелева; Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Полиграф сервис, 1998.
11. Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982.
12. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под ред. Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой. СПб., 2000.
13. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002.
14. Коробейников И. А. Проблема сиротства: реальность и ожидания / И. А. Коробейников // Дефектология. 2006. №1. С. 3-5.
15. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб., 2004.
16. Кун Д. Основы психологии. СПб., 2002.
17. Лангмейер Й., Матейчык 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
18. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997.
19. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Ред.-сост. Мухина В.С. М., 2001.
20. Лиханов А. Дети без родителей: Книга для учителя. М., 2007.
21. Майерс Д. Развитие ребенка // Майерс Д. Психология. М., 2001.
22. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
23. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст/ под ред. А.Г. Московкиной. М.: Классикс Стиль, 2003. 320 с.
24. Матейчек 3. Родители и дети. М., 1992.
25. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушением психофизического развития // Дефектология. 2001.№ 1.
26. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. М., 241.
27. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб., 2002.
28. Ослон В.Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной семьи / В. Н. Ослон // Дефектология. 2006. № 1. С. 30-35.
29. Пиаже Ж., Инхельдер Б. Психология ребенка. СПб., 2003.
30. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000.
31. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л. М. Шипицыной. М., 2003.
32. Пушкарева Н.Л. Материнство как социально-исторический феномен// Женщины в российском обществе, 2000. № 21.
33. Радина Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся закрытых детских учреждениях и в семье // Вопросы психологии, №3, 2000. С.23-33.
34. Роджерс К., Фрейдберг Дж. Свобода учиться. М., 2002.
35. Сиротство как социальная проблема: Пособие для педагогов / Под ред.Л.И. Смагиной. Минск, 1999.
36. Смирнова Е.0., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М., 2004.
37. Терновская М.Ф. Педагогические основы адаптации детей- социальных сирот в системе патронатного воспитания. М.: Владос, 2004.
38. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. М.: Гном-Пресс, 1999. 64 с.
39. Толстых Н.Н., Прихожан А.М. Изучение готовности к школьному обучению у детей, воспитывающихся вне семьи// Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни. М., 1980. С. 113-125.
40. Толстых Н.Н., Прихожан А.М. Практический психолог в детском доме// Научно-методические основы и опыт организации школьной психологической службы. Бухара, 1988. С. 23-25.
41. Толстых Н.Н., Прихожан А.М., Юферева Т.И. Подросток// Психическое развитие воспитанников детского дома. Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской. М., 1990. С. 205-246.
42. Толстых Н.Н., Дубровина И.В., Прихожан А.М. Положение о психологической службе в учреждениях интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей// Психическое развитие воспитанников детского дома. Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской. М., 1990. С. 252-257.
43. Толстых Н.Н. (в соавт. с Прихожан А.М.) Психология сиротства. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. 416 с.
44. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития. СПб., 2003.
45. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб., 1998.
46. Шипицына Л. М., Иванов Е. С, Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л., Крючкова Л. Л. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. СПб., 1997.
47. Шпиц Р. А., Коблинер В. Г. Первый год жизни. М., 2000.
48. Шпиц Р. Психоанализ раннего детского возраста. М., 2001.
49. Шпиц Р., Боулби Д. Депривация и психологическое развитие. – М., 1999.
50. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2004.