1. Организаторские качества, которые отражают знание теории организации, управления, методов работы, опыт руководства людьми. Высокая организаторская культура руководителя предполагает, что он знает, как надо скорректировать структуру управленческого аппарата, технологию процесса управления; умеет подбирать и расставлять кадры, эффективно распределять функции, права, ответственность между подчиненными; умеет поставить задачи подчиненным, спланировать их работу, наладить эффективный контроль исполнения.
2. Экономическая культура отражает знание руководителя экономической науки. Она предполагает определенный ориентир в стоимостных категориях, например, цена, прибыль, издержки, рентабельность и т.д.
3. Правовая культура отражает уровень знания руководителя основ законодательства, его умения ориентироваться в правовых нормах, применять их на практике для регулирования межхозяйственных экономических отношений: трудовых отношений (трудовое право); административно – организационных отношений и т.д.
|
|
4. Психолого-педагогическая культура отражает знание психологии, основ социологии управления, производственной педагогики. Руководитель должен знать многое о личности, межличностных отношениях, природе конфликтных ситуаций в коллективе, о методах формирования коллектива. Правила служебного этикета определяют порядок поведения работников при исполнении ими профессиональных обязанностей. Среди них выделяют группу норм, регламентирующих характер отношений между руководителем и подчиненными. Это форма приветствия, правила проведения делового разговора, приема посетителей, нормы служебного обращения с подчиненными в наиболее типичных производственных ситуациях. Соблюдение служебного этикета формирует благоприятную социально – психологическую атмосферу в коллективе. Руководитель должен равно приветливо относится ко всем сослуживцам независимо от личных симпатий и антипатий.
Нормы этикета – важнейшая форма выражения внимания, уважения и интереса к личности конкретного человека. Авторитет руководителя во многом зависит от того, как он себя держит, говорит, от его внешнего облика. Тактичность руководителя проявляется в характере критики и форме замечаний, которые он делает подчиненным, критически оценивает не самого человека, а его действия, влияющие на результаты работы.
Гораций говорил: «Критикуя, критикуй мнение, а не его автора»: И еще: «Гнев есть кратковременное безумие».
Этика поведения работника предприятия общественного питания определяется:
1. Приветливостью, вежливостью, тактичностью ко всем потребителям.
2. Предупредительностью, готовностью к оказанию услуг, разумностью.
3. Доброжелательностью, внимательностью к претензиям.
4. Принятием потребителя таким, каков он есть.
А.В. Луначарский замечал: «И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно и напряженно учиться».
Визитная карточка руководителя – умение расположить к себе. Необходимо также научиться слушать и тогда можно извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо.