Главная цель - формирование команды для самостоятельного управления и преодоления проблем. В активной стадии процесса формирования команды выделяются четыре основные цели:
· изменение набора целей или приоритетов;
· анализ и распределение способа работы;
· анализ норм, способа принятия решений, коммуникаций;
· определение взаимосвязей между людьми, выполняющих работу.
Команда проекта – это группа сотрудников, непосредственно работающих над осуществлением проекта и подчиненных руководителю последнего. Создается на период реализации проекта и после его завершения распускается.
Состав проектной команды формируется и утверждается в начале выполнения проекта. Количество людей в команде определяется объемом работ, предусмотренным проектом.
Суть команды — все члены команды поддерживают миссию проекта.
Наличие у ее членов комбинации взаимодополняющих навыков, которые составляют три категории:
• технические и/или функциональные, т. е. профессиональные, навыки;
|
|
• навыки по решению проблем и принятию решений;
• навыки межличностного общения (принятие риска, полезная критика, активное слушание и т. д.).
Принципы формирования команды:
1. Ведущие участники проекта — заказчик и подрядчик (кроме них, могут быть и другие участники) создают собственные группы, которые возглавляют руководители проекта, соответственно, от заказчика и подрядчика. Эти руководители подчиняются единому руководителю проекта. В зависимости от организационной формы реализации проекта, руководитель от заказчика или от подрядчика может являться руководителем всего проекта.
2. Для управления проектом создается единая команда во главе с руководителем проекта. В команду входят полномочные представители всех участников проекта для осуществления функций согласно принятому распределению зон ответственности.
Вторые принципы формирования команды:
1. Специфика проекта определяет формальную структуру команды, которая утверждается руководством; ролевой состав; перечень знаний, умений и навыков, которыми должны владеть члены команды; сроки, этапы, виды работ по проекту.
2. Организационно-культурная среда команды проекта делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя включает в себя окружение проекта во всех аспектах. Внутренняя среда, или организационная культура самой команды, включает такие характеристики, как принятые и разделенные всеми участниками нормы команды; способы распределения власти; сплоченность и связанность членов команды; характерные способы организации и протекания командного взаимодействия (командных процессов — координации, коммуникации, деятельности по разрешению конфликтов и принятию решений, налаживанию внешних связей); организация ролевого распределения.
|
|
3. Особенности личного стиля взаимодействия ее руководителя или лидера с другими членами команды. Эти характеристики основываются на понятии «тип лидера», которое понимается как характерные особенности, определяющие всю систему взаимоотношений лидера с подчиненными.
Эффективность команды проекта:
1. Профессиональная эффективность — это нацеленность всей команды на конечный результат, инициатива и творческий подход к решению задач. Высокая производительность и ориентированность на лучший вариант решения, активное и заинтересованное обсуждение возникающих проблем дополняют ее характеристику.
2. Организационно-психологическая эффективность:
• неформальная атмосфера;
• задача хорошо понята и принимается;
• ее члены прислушиваются друг к другу;
• обсуждают задачи, в которых участвуют все члены;
• ее выражают как свои идеи, так и чувства;
• конфликты и разногласия присутствуют, но выражаются и центрируются вокруг идей и методов, а не личностей;
• группа осознает, что делает, решение основывается на согласии, а не на голосовании большинства.
Методы формирования команды:
· Целеполагающий подход (основанный на целях) позволяет членам команды лучше ориентироваться в процессах выбора и реализации общих групповых целей реализации проекта.
· Межличностный подход сфокусирован на улучшении межличностных отношений в команде и основан на том, что межличностная компетентность увеличивает эффективность деятельности команды. Его цель — увеличение группового доверия, поощрение совместной поддержки, а также увеличение внутрикомандных коммуникаций.
· Ролевой подход — проведение дискуссии и переговоров среди членов команды относительно их ролей; предполагается, что роли членов команды частично перекрываются. Командное поведение может быть изменено в результате изменения их исполнения, а также индивидуального восприятия ролей.
· Проблемно-ориентированный подход (через решение проблем) предполагает организацию заранее спланированных серий встреч с группой специалистов в рамках команды, имеющих общие организационные отношения и цели. Подход включает в себя последовательное развитие процедур решения командных проблем и затем достижение главной командной задачи.
Работа проектной команды:
- сложные задачи разбиваются на промежуточные по знаниям, умениям и квалификации исполнителей;
- руководитель и спонсор проекта привлекают к работе отдельных специалистов;
- руководитель проводит переговоры о конкретных формах участия специалистов и организаций в проекте;
- руководитель уточняет план и добивается четкого понимания его всеми членами проектной группы;
- круг обязанностей каждого члена команды документируется.
Причины невыполнения решений:
· недостаточная четкость формулировки решения;
· решение было сформулировано четко и ясно, но плохо уяснено исполнителем;
· решение было четко сформулировано и понято исполнителем, но отсутствовали необходимые условия и средства для его выполнения;
· решение было четко сформулировано, понято исполнителем, имеющим все необходимые средства для его реализации, однако отсутствовало внутреннее согласие исполнителя с данным вариантом решения. Возможно, исполнитель имел свой вариант решения проблемы, более эффективный с его точки зрения.